Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Наряду с идеями Канта  в началеXIX в. в Германии широкую известность и распространение приобретают взгляды И. Гербарта  (1776–1841).

Влияние его философских  и психолого-педагогических представлений  сказалось по разным направлениям.

Одно из них касается определения  психологии как особой объяснительной науки, в которой он видел основу для строительства научной педагогики.

Другое положение Гербарта связано с утверждением психологии как области эмпирического опытного знания.

Призыв за преобразование психологии в опытную науку не имел у Гербарта реальных предпосылок потому, что лишал психические процессы физиологического основания. Он не допускал, чтобы физиологический подход мог каким-либо образом способствовать получению научного знания о психическом.

Эксперимент, по Гербарту, не может иметь места в психологии в силу его аналитического характера.

Все богатство психической  жизни складывается из статики и  динамики представлений, наделенных спонтанной активностью. Все представления  имеют временные и силовые  характеристики.

Изменения представлений  по интенсивности составляют статику  души.

Смена представлений во времени  составляет динамику души. Любое представление, не изменяемое по качеству, может меняться по силе (или интенсивности), которая  переживается субъектом как ясность  представлений. Каждое представление  обладает стремлением к самосохранению. При наличии различия в интенсивности  слабые представления подавляются, а сильные остаются.

Сумма всех задержанных, или  заторможенных, представлений и  была у Гербарта предметом тщательных вычислений. Подавленные представления принимают характер побудительных сил.

Из этой борьбы различных  представлений за место в сознании вытекает гербартовское положение о порогах сознания. Сознательными считались те представления, которые по своей силе и тенденции к самосохранению находятся выше порога. Слабые представления, лежащие ниже порога, не дают субъективного переживания ясности.

Представления, попавшие в  сферу сознания, имеют возможность  ассимилироваться в общую массу  ясных представлений, названную  Гербартом «апперципирующей».

Из наиболее ценных положений, выдвинутых Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются:

1) идея использования математики  в психологии;

2) идея о порогах сознания.

Гербартовские законы представлений (слияния, компликации, апперцепции и т. д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.

Что касается философской  методологии, то здесь им было отброшено  самое ценное и живое и взяты  на вооружение исходные принципы Лейбница и Вольфа.

Именно это и помешало ему осуществить ту задачу, которую  он поставил себе – построить «экспериментальную физику души».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Основные тенденции  развития философии и психологии  в XVII в.

Интенсивное развитие капиталистических  отношений в XVI–XVII вв. повлекло за собой  бурный расцвет многих наук, прежде всего естествознания. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона  нанесли первые неотразимые удары  по религиозным мифам Средневековья. Одним из крупнейших достижений следует  признать открытие клеточного строения живых организмов и половой дифференциации у растений, обнаружение Гарвеем  новой схемы кровообращения, описание Декартом рефлекторного механизма  поведения животных, связанное с  находками Галилея и Ньютона, торжество механики.

Первый набросок психологической  теории, ориентированной на геометрию  и новую механику, принадлежал  французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596–1650).  Он избрал теоретическую модель организма  как системы, которая работает механически. Отныне различие между неорганическими  и органическими телами объяснялось  по критерию отнесенности последних  к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства утверждались в общественном производстве, принцип  их действия запечатлевала и далекая  от этого производства научная мысль, объясняя по их образу и подобию  функций организма. Первым большим  достижением в этом плане стало  открытие Гарвеем кругов кровообращения. Сердце представляли как своего рода помпу, перекачивающую жидкость.

Открытие рефлекса – второе достижение Декарта. Он ввел понятие  о рефлексе, ставшее фундаментальным  для физиологии и психологии. Если Гар-вей устранил душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы целостного организма. Декарту нервная система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы. Он полагал, что внешний импульс приводит эти частицы в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Появившийся после Декарта термин «рефлекс» и означал «отражение». Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема относится к разряду великих открытий. Она открыла рефлекторную природу поведения. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином внешней природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Философско-

психологическая система Р. Декарта.

Для Декарта опыт не является источником достоверного знания, таковым  является сила разума. Методологические принципы познания, изложенные Декартом первоначально в «Правилах для  руководства ума», затем в метафизических «Рассуждениях о методе», «Началах философии», «Размышлениях о первой философии», выступили в качестве введения ко всей системе философско-психологических  взглядов, представленных в систематическом  и завершенном виде в трактате «Страсти души».

Декарт попытался рассмотреть  работу нервной системы животных и человека. Это позволило ему  заложить идею, дать первое описание схемы  безусловного рефлекса и сформулировать принцип детерминизма, который был  распространен не только на область  органических процессов, но и на широкий  круг психических явлений. Ведущим  и исходным тезисом в объяснении жизнедеятельности животных явилось  положение о ма-шинообразном характере их поведения. Это послужило основанием для переноса физико-механических принципов на все жизненные функции животного организма.

Такие психические акты, как  ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты, относились Декартом к чисто телесным проявлениям  и из сферы психического исключались. Психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом или  осознается мыслящей субстанцией. Начиная  с Декарта, пси-хология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. С точки зрения метода познания, определение психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого означало то, что явления сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения может быть только один – самонаблюдение, интроспекция.

Признав, что машина тела и сознание – это две независимые  друг от друга сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как  же они сосуществуют в целостном  человеке. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в  ней страсти в виде эмоций. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход.

Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние  толчки. Во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения. Декартом была создана новая форма  дуализма. Оба члена отношения  – и тело, и душа – приобрели  содержание, неведомое прежним эпохам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Ассоциации как  основной психический феномен  в работах Т. Гоббса.

Достойное место в ряду создателей новой методологии и  борцов против господствовавшей схоластики и библейской мифологии принадлежит  крупнейшему английскому мыслителю XVII столетия, ближайшему ученику и  последователю Бэкона Томасу Гоббсу  (1588–1679).

Одна из заслуг Гоббса состояла в установлении единства эмпирического  и рационального познания. Гоббс  утверждал, что истина может быть только одна, и именно та, которая  достигается и приобретается  на основе опыта и разума. По мнению Гоббса, познание должно начинаться с  чувственности как начального этапа  на пути к обобщениям. Всеобщие свойства вещей устанавливаются с помощью  индукции, представляющей собой путь от знания действий к познанию причин. После определения всеобщих причин необходим обратный путь, или дедукция, которая обеспечивает переход от познанных причин к познанию новых  разнообразных действий и явлений. В методологии Гоббса индукция и  дедукция, чувственное и рациональное познание представляют собой взаимопредлагаемые и взаимообусловливаемые этапы единого познавательного процесса.

Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической  форме движения, которая возникает  в живом теле в результате внешних  воздействий. Психическое начинается с внешних давлений на органы чувств. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последнихпротиводвижения. Все – от ощущений до мысли – есть не что иное, как внутреннее противодвижение.

Чувственные эффекты внутренних противодвижений Гоббс называл «призраками», или «образами». Призраки бывают двух видов. К первому виду относятся те внутренние движения, которые происходят в мозгу и с которыми связано возникновение образов вещей и представлений.

Второй род призраков  составляют те внутренние движения, которые, передаваясь на сердечную деятельность, усиливают ее или тормозят, вызывая  тем самым состояния удовольствия или неудовольствия.

Первичной и наиболее универсальной  формой перехода внешних движений во внутренние, являются ощущения. В душе или в мыслях ничего нет из того, что не прошло бы полностью или  частично через ощущения. Ощущения различаются по качеству, и эти  различия обусловлены разной физической природой внешних тел. Показания  наших ощущений и восприятий вполне достоверны, хотя полного тождества, зеркального сходства между предметом  и его образом быть не может. Степень  адекватности или искажения изображения  зависит от условий восприятия.

После прямого воздействия  внешних предметов в мозгу  остаются следы, ослабленные внутренние движения. Эти остаточные движения, по Гоббсу, есть представления. Они  подразделяются на два больших класса: простые и сложные. Простыми являются те, в которых сохраняются образы одного какого-либо предмета. Сложные  представления включают в себя либо собирательные образы, либо обобщенные представления.

Раскрывая природу представлений, Гоббс выдвигает догадку об ассоциативном  механизме, хотя самого термина «ассоциация» Гоббсом еще не вводится. Сцепления  образов сознания могут носить случайный  и активный характер. Пассивное течение  ассоциаций свойственно для сновидений.

Высший уровень ассоциаций характеризуется тем, что здесь  поток образов и представлений  управляется самим человеком. Целенаправленное оперирование образами и представлениями  составляет суть мышления.

Механизм мыслительной деятельности трактовался Гоббсом по образцу  арифметических действий. В качестве двух основных умственных операций выступали  «сложение» и «вычитание». Операции сложения соответствовало соединение представлений, а операции вычитания  – расчленение и разъединение представлений и образов. Именно в операциях сложения и вычитания  проявляется активность субъекта.

Таким образом, мысли не являются врожденными, они есть результат  сложения и вычитания.

Важную роль в познавательном процессе играет, по Гоббсу, речь, выступающая  в двух функциях – как орудие мысли и как средство общения. Гоббс первый, кто наиболее четко  выделил обозначающую и выразительную  функцию речи. Взятая по отношению  к субъекту речь выступает как  умственный процесс, в котором слова  выступают в качестве ярлыка, метки  какой-либо вещи или явления. Они  становятся орудиями мысли, средством  сохранения и воспроизведения опыта.

Речь, обращенная к другому  человеку, есть не только метка для  себя, а является знаком для других. Без оперирования знаками и метками  познание невозможно, и с этой точки  зрения Гоббс оценивал возникновение  языка как величайшее завоевание.

По своему происхождению  все слова являются продуктом  договора между людьми по употреблению их для обозначения вещей и  общения.

Гоббс указывает, что непонимание  между людьми и возникающие между  ними конфликты вызываются двумя  главными причинами: либо люди намеренно  или по невежеству употребляют слова, которыми на самом деле обозначают другие мысли, чувства, действия; либо у слушающего используемые слова  вызывают не те представления, которые  стоят за ними.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"