Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Состояние и динамика крови  обусловливают не только эмоциональную  сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит  от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. В первом случае, люди более подвижны, энергичны, мужественны, во втором – медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная  от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы.

Поскольку все названные  проявления души зависимы от тела, то с  гибелью последнего они исчезают.

5. Физиологические  механизмы психических функций  в работах Ибн-Сина.

Физиологическая психология Авиценны включала предположения о  возможности управлять процессами в организме и далее придавать  организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его  чувственную, аффективную жизнь, зависящую  от поведения других людей. Идея взаимосвязи  психического и физиологического –  не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения) глубоко  влиять на них – разрабатывалась  Авиценной исходя из его обширного  медицинского опыта. Он предпринял попытку  изучить этот вопрос экспериментально. Это дает основание видеть в учении Авиценны зачатки экспериментальной  психофизиологии эмоциональных  состояний.

Авиценна, подобно Галену, относил растительные способности  к печени, связывая их с движением  венозной крови. Эмоциональные состояния, оживляющие деятельность души, локализовались в области сердца, и связывались  они с движением более чистой артериальной крови. Психические процессы: ощущения, восприятия, память, воображение  и рассудок, локализуются в головном мозге. Их материальным носителем являются парообразные элементы, образующиеся из артериальной крови в результате ее очищения и испарения. Анатомо-физиологическую  основу и телесную зависимость имеют  почти все функции души, включая  разум чувственного уровня, или образное мышление. Но помимо образного мышления, человеку свойственны чистые разумные акты, обладающие самостоятельностью и независимостью от тела. Поводом  для выделения надиндивидуального разума послужили следующие обратившие внимание Авиценны факты.

Первый из них связан с  наличием некоторой несовместимости  чувственных и разумных проявлений души. Вторым аргументом в пользу независимости  мышления от тела служило положение  о том, что тело после длительной работы и органы чувств после продолжительного восприятия устают и утомляются, а  при мышлении мы такой усталости  и утомления не замечаем.

Третье положение состоит  в том, что те психические функции, которые тесно связаны с телом, по мере старения организма постепенно разрушаются и к 40 годам заметно  снижаются и слабеют.

Разум же в этом возрасте не только сохраняется, но больше того – он развертывается во всем объеме и находится в расцвете сил. Опираясь на приведенные факты, Авиценна пришел к идеалистической трактовке  понятийного мышления.

Чистый, или родовой, разум  имеет дело с универсалиями, т. е. с наиболее общими понятиями, которые  могут быть раскрыты при условии, если будет постигнута их тройственная природа. Чистый разум не имеет телесной примеси. Он нигде не локализован  и существует до человека в Боге.

Универсалии – это не только разум Бога, но они есть подлинная  глубокая первооснова и сущность всех видимых вещей и явлений  природы.индивидуального разума

6.Психофизиология  ощущений и органов чувств  в исследованиях Авицены.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология. В  ней две особенности.

Первая состоит в том, что почти все жизненные акты, от растительных до образного мышления, ставятся в зависимость от телесных изменений, происходящих в различных  системах организма.

Своеобразие другой важной особенности, вытекающей из первой, заключается  в том, что Авиценна пытался рассматривать  в качестве свойственных самому телу не только растительные отправления  организма, но и животнообразные, к числу которых относились ощущения, восприятия, аффекты, побуждения и движения. Это значит, что область чувственности выходила из-под зависимости особого духовного начала или формы и на эти психические феномены распространялись общие законы природы. Поскольку названные психические явления выступали как частные модификации природных сил, то, подобно другим явлениям природы, они могут изучаться объективными приемами, сходными с теми, которые применяются в естественных науках, т. е. опытным путем. Именно у Авиценны мы впервые встречаемся с началом опытного, экспериментального проникновения в мир психических явлений.

В наиболее развитом виде у  Авиценны представлена психофизиология  чувствительности и эмоций. Выделялось пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Все ощущения характеризуются  тремя основными признаками: чувственным  тоном, интенсивностью и длительностью.Длительность психических актов впервые была определена экспериментально. Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск.От ощущений как «сил, постигающих вовне», Авиценна переходит к анализу сил, «постигающих внутри», названных им внутренним чувством. К этим внутренним силам относились обобщенные чувства, или представления, и воображение, память как сохраняющая и воспроизводящая сила и чувственный рассудок, или образное мышление. Память, воображение, представления и чувственный рассудок – все они являются психическими актами животного уровня. К этому же уровню относятся побудительные и аффективные состояния, находящиеся в тесной связи с чувственными образами.

Аффектам Авиценна придавал особое значение, рассматривая их как  силы, оживляющие душевную жизнь человека и определяющие его реальные действия и поступки. Авиценна считал возможным  через воздействие на аффективную  сферу управлять поступками и  деятельностью человека в целом, формировать его «натуру».

Особая роль в развитии «натуры» человека принадлежит социальному  окружению, поскольку характер взаимоотношений  человека с другими людьми накладывает  отпечаток на содержание и общий  строй его чувств. А набор чувств и их соотношение обусловливают  в итоге поведение человека, его  общее душевное и физическое состояние.

7. Психофизиология  зрения в трудах  Альгазена и Аверроэса.

Характеристика арабской средневековой психологии оказалась  бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья  – Ибн аль-Хайсама,  или Альгазена (965-1038),  и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198).  Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, механизм построения зрительного образа. Альга-зен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются законы отражения и преломления света. Альгазеном были изучены такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т. д.

Схема Альгазена разрушала прежние несовершенные теории зрения и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое основание законов оптики и от свойств нервной системы.

Изучением функций глаза  занимался и другой ученый той  эпохи – Аверроэс. Он установил, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.

За работой по изучению оптических функций глаза стояли решающие сдвиги теоретико-методологического  характера. Рассмотрение глаза как  оптического прибора несло с  собой новое понимание природы  психических процессов вообще. Объяснение процесса построения психического изображения  в терминах оптики означало распространение  физических законов на психические  явления, что способствовало преодолению  телеологической интерпретации  психики.

Опыты, проведенные арабскими  учеными, показали, что нет необходимости  объяснять работу глаза участием души как управляющей по отношению  к нему силы или способности. Зрение есть естественный процесс преломления  света в физической среде. Это  был первый поворотный шаг к тому, чтобы подчинить физическим законам  природы и другие психические  явления.

Аверроэс также известен тем, что перевел с сирийского и объяснил сочинения Аристотеля с превосходным знанием предмета. Но нельзя не заметить в его работах, как и у большинства арабских философов, влияния александрийских  взглядов, положенных в основание  комментариев Аммония, Фемистия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Средневековая  схоластика. Фома Аквинский. Томизм.

В период Средневековья в  умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному  обоснованию христианского вероучения. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными  ухищрениями.

Одним из виднейших теоретиков этого времени был Фома Аквинский (1225–1274),  учение которого канонизировано как истинно католическая философия (и психология), получившая название томизма. Для того, чтобы устранить противоречие между естественно научными взглядами Аристотеля и религиозным мировоззрением, Аквинский обращается к идее о двойственной природе истины. Суть этой теории заключается в том, что существует два рода истин, относящихся к двум непересекающимся мирам – материальному и сверхприродному (божественному). Первые истины постигаются разумом на основе опыта. Истины же второго рода, разуму не доступны и могут быть постигнуты только посредством веры и откровения. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. Аквинский отстаивая одну истину – религиозную, «нисходящую свыше», считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.

Иерархический шаблон Аквинский  распространил и на описание душевной жизни, различные формы которой  размещались в виде своеобразной лестницы в ступенчатом ряду –  от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Между всем существующим положены грани и однозначно определено, чему где быть.

В ступенчатом ряду расположены  души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются  способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции выступило  как опора модернизированной  и теологической психологий.

Работа души рисуется Аквинским  в виде следующей последовательности схемы: сперва она совершает акт  познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она  осознает, что ею произведен сам  этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое  себя как уникальную сущность.

Нетрудно заметить, насколько  исходные позиции Ак-винского мало совпадали с основополагающими принципами учения Аристотеля о душе.

Томизм превратил великого древнегреческого философа в столп  богословия, в «Аристотеля с тонзурой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Материалистические  тенденции  Д. Скотт, Р. Бэкон  и В. Оккам

Первым, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля, был английский схоласт Д. Скотт (1270–1308).

Скотт указывал, что нет  основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку истины веры связаны с поиском рая  и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Материя –  это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и  психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она дает материи действительность, но это  не значит, что материя не может  существовать независимо от формы. Не исключена возможность, предполагал  Скотт, что в фундаменте самой  материи заложена способность мыслить.

Это значит, что психическое  заложено в самой материи и  нет необходимости прибегать  к идее о существовании особой духовной субстанции, которую насаждали  теологи и столпы церкви.

Другим борцом за освобождение идей Аристотеля от теологии стал англичанин Р. Бэкон (1214–1292).

Р. Бэкон призывал освободить науку от религиозных предрассудков  и перейти от умозрительных построений к правдивому и опытному изучению природы и человека.

В «Opusmayus» он писал, что выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты и эта наука есть царица наук. В ряду естественных наук ведущее место отводилось физике, а точнее физической оптике.

Строение и работа глаза  явились для Бэкона центральным  вопросом, подлежащим изучению. Зрительные ощущения и восприятия – это не продукты ин-тенциональных актов духовной субстанции, они являются всего лишь результатом действия, преломления и отражения света.

В Англии против томистской концепции души выступил номинализм. Он возник в связи со спором о природе общих понятий (универсалий). Сторонники первого течения, называемого реализмом, считали, что понятия есть единственные реальности бытия. Они имеют самобытную природу и существуют независимо от конкретных вещей и явлений. Номиналисты же утверждали, что реальными являются сами вещи и явления, а общие понятия по отношению к ним есть только названия, знаки, метки.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"