Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:20, шпаргалка

Краткое описание

16.Развитие европейской психологии в IV-XI веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля).

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 95.64 Кб (Скачать файл)

Самым энергичным образом  проповедовал номинализм профессор  Оксфордского университета В. Ок-кам (1300–1350 гг.).  Отвергая томизм и отстаивая учение о «двойственной истине», он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Психологии эпохи  Возрождения.

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения.

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину  мира от «средневековых варваров».

Эпоху Возрождения часто  называют периодом гуманизма, поскольку  он связан с пробуждением всестороннего  интереса к человеку. Существенными  сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных  схоластических представлений о  душе, призыв к правдивому и опытному описанию душевного мира людей.

В главном очаге Возрождения  – Италии – разгорелись споры  между спасшимися там от инквизиции сторонниками Аверроэса (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами.

Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души, на котором  покоилось церковное вероучение. Аверроэс, разделив разум (ум) и душу, считал его, как высшую часть души, бессмертным. Александр же настаивал, что все способности души начисто  исчезают вместе с телом.

Оба направления сыграли  важную роль в создании новой идейной  атмосферы, проложив путь к естественнонаучному  изучению организма человека и его  психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес  к изучению природы, подавляемый  теологией. Их творчество пронизывала  вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Испанские мыслители  эпохи Возрождения.

Среди первых крупных мыслителей, попытавшихся выступить против традиций средневековой схоластики, видное место  занимает Лоренцо Валла  (1407–1457). Основные свои взгляды Валла изложил в трактате «О наслаждении как истинном благе». Он утверждал, что в основе всего лежит природа, а человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его есть не потусторонняя, надприродная сущность, а лишь проявление природы. Ведущим признаком, отличающим всю живую природу, Валла считал потребности и стремления.

С утверждением природной  детерминации души человека выступал другой крупный представитель итальянской  мысли XV столетия – П. Помпонацци  (1462–1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци, критикуя схоластику, указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.

Психические явления являются продуктом работы нервной системы  и мозга. С разрушением и смертью  тела, исчезают и все способности  души. В равной мере это касается и мышления. Оно является функцией мозга, возникает и умирает вместе с гибелью и смертью человека. Психическое развивается от ощущений через память и представления к мышлению. Мышление предназначено для познания общих истин, устанавливаемых на основе частных, которые в свою очередь даны в чувственных формах познания, ощущениях, восприятиях и представлениях.

Выступление против церкви и  богословия проявлялось не только в  критических трактатах, но также  в учреждениях научно-учебных  центров, или академиях, которые  были призваны кардинально изменить подход к изучению человека. Первый такой центр был создан в Неаполе известным итальянским мыслителем Б. Телезио  (1508–1588). Собственную систему взглядов он развивал, ориентируясь на учение стоиков. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное лукрециевским термином «дух». Дух – это захваченное из окружающей среды наиболее совершенное, разряженное, не видимое на глаз материальное вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству.

Проводя в целом передовые  для того времени взгляды и  утверждая естественнонаучный и  опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.

Одним из титанов Возрождения  был Леонардо да Винчи  (1452–1519). Он представлял новую науку, которая  существовала не в университетах, а  в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и строй  мышления.

В своей производственной практике они были преобразователями  мира. Высшая ценность придавалась  не божественному разуму, а «божественной  науке живописи». Под живописью  понималось не только искусство изображения  мира в художественных образах.

Однако Леонардо известен не только как гениальный живописец, но и как блестящий анатом. В  анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны  человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических  опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т. е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в  том числе и живых, считал он, осуществляются по законам механики, следовательно, принципиально не должно быть препятствий  для воспроизведения работы живого тела в механической конструкции. Таким  образом, он выступил провозвестником  современной бионики.

Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции.

Большой интерес вызывают представления Леонардо относительно работы глаза. Леонардо показал, что  работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В  приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса. Леонардо довольно близко подошел к  открытию рефлекторного принципа.

Возрождение новых гуманистических  взглядов на индивидуальную психическую  жизнь достигло высокого уровня и  в других странах, где подрывались  устои прежних социально-экономических  отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о  психике. Так, Л. Вивес  (1492–1540) в книге «О душе и жизни» доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт, или самонаблюдение. Он вывел некоторые основные характеристики побуждений и эмоциональных состояний:

1) различные степени интенсивности:  легкая, средняя и сильная;

2) длительность эмоциональных  состояний;

3) качественное содержание  эмоциональных реакций (разделение  их на приятные и неприятные, положительные и отрицательные).

Взгляды Вивеса подготовили почву для зарождения в Европе эмпирической интроспективной ассоциативной психологии.

Другой врач, X. Уарте  (XVI в.), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Еще один испанский врач, Перейра  (1500–1560), предвосхитив на целый  век Декарта, показал, что поведение  животных управляется не душой, а  воздействиями внешней среды  и внутрителесными изменениями, и предложил считать организм животного своего рода машиной, которая не нуждается для работы в участии души.

Несколько в стороне от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения стоят  работы немецких мыслителей Меланхтона  и Гоклениуса.

Меланхтонизвестен своей книгой «Комментарии о душе».

В ней немецкийнеосхоласт пытается исходя из уровня современных ему знаний модернизировать учение Аристотеля.

Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей:

1) растительные;

2) животные;

3) разумные.

Деятельности души по осознанию  восприятий и установлению в них  сходств и различий, относились Меланхтоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными способностями.

Разумная душа вечна и  бессмертна.

С комментарием идей Аристотеля выступил и другой немецкий ученый – Гоклениус.  С его именем связывают появление термина «психология», которым и была названа его основная работа «Психология», вышедшая в 1590 г.

Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось  полностью преодолеть традиции средневековой  схоластики и богословия.

Но у большинства ученых появилась потребность обратиться к самой природе, к реальному  миру, к опытному изучению.

Это требование распространялось и на область психического. Выступая против схоластики и теологии, мыслители эпохи гуманизма пытались выяснить реальные телесные основания различных проявлений души.

13.Германия. Развитие  немецкой психологии в XVIII–XIXвв

После Лейбница в немецкую психологию начинают проникать эмпирические тенденции. Они стали особенно заметны  в работах X. Вольфа  (1679–1754). В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и рациональную части, что нашло отражение в названиях его книг: «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Кроме того, Вольф закрепил за наукой название «психологии». По Вольфу, настоящая наука в идеале призвана решать три основные задачи:

1) выведение фактов и  явлений из существенных основ;

2) описание этих фактов  и явлений;

3) установление количественных  отношений.

Поскольку психология не может  реализовать третью задачу, ей остается решать первые две, одна из которых  должна стать предметом рациональной психологии, другая – предметом  эмпирической психологии.

Основой всех психических  проявлений является, по Вольфу, душа. Суть ее состоит в способности  представления. Эта ведущая сила проявляется в виде познавательных и анетативных способностей. Анетативные способности, или способности желания, находятся в зависимости от познавательных. У Вольфа все сводится к коренной познавательной сущности, являющейся причиной различных проявлений, которыми и должна заниматься эмпирическая психология. Выступление Вольфа за эмпиризм в психологии, за создание психометрии как науки, подобной экспериментальной физике, является положительной стороной учения Вольфа в психологии. Но, решая психофизическую проблему в форме психофизиологического параллелизма, Вольф по-прежнему разделял, вместо того чтобы связать, психические и физиологические процессы на два независимых ряда явлений.

Сильный крен немецкой психологии в сторону эмпиризма был осуществлен  И. Кантом  (1724–1804). Психологические  взгляды Канта вытекали из его  общей теории познания. Он допускал, что вне нас существуют реальные предметы – «вещи в себе». Однако о них ничего нельзя сказать, т. к. «вещи в себе» непознаваемы. Нам  даны лишь явления сознания, которые  производятся «вещами в себе», но не выражают их сущности. То, что нам  представлено в сознании, есть мир  явлений, совершенно не похожий на мир  вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально. Поскольку сущность вещей  непостижима, а человеку мир может  быть дан только в явлениях («вещи  для нас»), то все науки имеют  дело лишь с явлениями, а поэтому  могут быть только науками эмпирическими. Исключение составляют математика и  механика.

Согласно этому положению  для психологии, объектом изучения которой является внутренний мир  человека, сущность души недоступна. Предмет  психологии могут составлять лишь явления  сознания, обнаруживаемые посредством  внутреннего чувства. Таким образом, психология есть наука о явлениях сознания, к которым он относил  познавательные, эмоциональные и  волевые акты. Кант заменил дихотомический принцип деления души на трехчленную  классификацию психических явлений. Основной метод, с помощью которого обнаруживаются названные виды явлений, – внутреннее наблюдение. Согласно Канту, явления, получаемые от внутреннего  чувства, протекают в одном измерении  – временной последовательности. Пространственное измерение явлениям сознания не свойственно. Поэтому психология лишена возможности применять математику, использование которой требует  минимум два измерения. К мыслящему  субъекту совершенно неприложимы экспериментальные  приемы. Отсюда делается вывод, что  психологии никогда не суждено стать  «экспериментальным учением».

Между тем, считают, что своим  критическим отношением к психологии И. Кант стимулировал поиск новых  подходов и средств в области  психологии на последующих этапах ее развития (Ярошевский, Боринг, Мэрфи и др.).

Среди прочих положений Канта, оказавших влияние на психологию, следует указать его учение о  трансцендентальной апперцепции как  особой способности разума обобщать, синтезировать и интегрировать  чувственные созерцания.

Общая доктрина Канта об априорных  условиях, или формах чувственного опыта, будет положена в основу теории специфической энергии чувств Мюллера, оказавшей значительное влияние  в зарубежной психофизиологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"