Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Л.Терстоун, полагал, что не существует общего фактора, а определенный интеллектуальный акт протекает благодаря взаимодействию множества отдельных факторов. Он выделил 7 факторов: словесное понимание, речевая беглость, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и индуктивный фактор.

Дж.Гилфорд (многофакторная иерархическая модель) В нее входят 120 факторов. Он ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления, как составляющих интеллекта. Конвер. мышление – способности правильно и быстро находить единственно верное решение. Диверг. мышление - процесс выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Эти способности являются основой креативного мышления.

Модель Р.Б.Кэттелла – иерархическая модель. Общие способности представлены фактором «связанного» интеллекта (он определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые приобретаются человеком с раннего детства до конца жизни).

Г.Ю.Айзенк говорит о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и «социального интеллекта». Основной параметр, рассматривающийся как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив.

Когнитивные модели. Под термином «интеллект» подразумевают некую систему познавательных процессов, которые обеспечивают решение задач.

Роберт Стернберг в своей теории пытался представить взаимоотношения между интеллектом и внутренним миром индивида, интеллектом и внешним миром индивид, интеллектом и опытом индивида. Для объяснения природы интеллекта он обращается к экологическому и культурному обоснованию.

Модель ментального опыта. Интеллект понимается как особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.

Выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

Вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

Выделяются: тесты действия; неязыковые; невербальные тесты.

Тесты действия требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и пр.).

Неязыковые тесты. Стимульный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами, без использования речи (как устной, так и письменной).

Невербальные тесты (тесты не требующими умений читать и писать). Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание.

Нарисовать мужчину, время рисования не ограничивалось. (оценить 51 элемент рисунка)

 

 

 

20. Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения

Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Виды воображения:

Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому.

Репродуктивное воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.

Механизмы воображения.

Агглютинация — создание нового образа, путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.;

Гиперболизация — существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам (мальчик с пальчик, великаны и пр.).

Схематизация — сглаживание различий м/д объектами и выявление их сходств;

Акцентирование — утрированное подчеркивание особенностей объектов (карикатура).

Типизация — формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов.

Индивидуальные особенности и  развитие воображения

Воображение у людей развито по-разному, и  оно по-разному проявляется в  их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения  выражаются в том, что, во-первых, люди различаются по степени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

 Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.

Функции воображения: Образное представление действительности. Регулирование эмоциональных состояний. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Формирование внутреннего плана действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Воображение и творчество. Методы  изучения креативности личности.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Роль воображения  в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми  психическими процессами, в том числе  и с воображением. Степень развития воображения и его особенности  имеют для творчества не меньшее  значение, чем, скажем, степень развития мышления

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Методы изучения креативности личности.

Тесты креативности - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Тесты креативности не являются в должной мере надежными. Творческие достижения во всех областях человеческих интересов требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности. - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

 Опросник креативности Рензулли – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Тесты креативности Вильямса. Он состоит из 3 частей.

Первая часть - это тест дивиргентного мышления (дорисовка картинок)

Вторая часть - опросник личностных, творческих характеристик (утверждения близки к вам или нет).

Третья часть - это оценочная шкала Вильямса для, направленная на выяснение экспертного  мнения о креативных проявлениях конкретного испытуемого (например эксперты - родители, учителя, лучшие друзья).

Состоит из 8 подразделов — показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Эмоции, чувства, психические  состояния. Теории эмоций.

Эмоции —это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта. Между чувствами и эмоциями проявляется глубокая связь. Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Психические состояния: Аффект — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени. Настроение является реакцией не на само событие, а на значение этого события для человека.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия. Стресс наблюдается при опасности, больших физических, психических перегрузках, т. е. в необычно трудной ситуации.

Фрустрация — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми  трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Фрустрация проявляется в отрицательных эмоциях: гневе, раздражении, растерянности.

Теории эмоций.

Эволюц-ная теория Дарвина. Эмоции, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Психоорганические теории. Определённые физические состояния характерны для разных эмоций, такие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Они выступают первопричинами эмоций. Это положение было развито и считалось, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные. переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно

Активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории, эмоциональное состояние определяется влиянием ретикулярной формации. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах ЦНС. .

Когнитивные теории Л. Фестингера, С Шехтера. В этих теориях возникновение эмоций связывается с когнициями (т. е исходными взглядами, знаниями, установками) человека. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции возникают, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется несоответствие. Шехтер в своей теории утверждает, что на возникшее эмоциональное состояние, помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений, оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных него интересов и потребностей.

Информационная теория П.В. Симонова. По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать, и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций Э = П(Н – С), где Э – эмоция; П — потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»); Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности; С — информация, которую можно использовать, то, что известно.

 

 

23. Функциональные состояния организма и психики.

Жизнедеятельность человека организована в цикл бодрствование - сон.

Сон - периодически возникающее психофизиологическое состояние, характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. В среднем сон занимает 1/3 жизни. Сон состоит из двух стадий: медленного и быстрого сна.

При засыпании человек погружается  в медленный сон, последовательно  проходя 4 стадии: дремоту, поверхностный  сон, сон умеренной глубины и  глубокий сон. На этой стадии  снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание и сердечный ритм. При медленном сне сновидений не бывает, зато происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации.

Фаза быстрого сна: полностью расслабляются  все гладкие мышцы тела и возникают  быстрые движения глаз. Кроме того, наблюдаются неравномерность пульса и дыхания, подергивания лицевых  мышц, пальцев, конечностей. При пробуждении  во время парадоксального сна  испытуемые в 80 % случаев сообщают о  переживании эмоционально окрашенных сновидений. Фаза парадоксального сна  занимает около 20 % времени сна.

Медленный сон и следующий за ним парадоксальный сон формируют  цикл с периодом около 1,5 часов. Нормальный ночной сон состоит из 4-6 таких  циклов.

Бодрствование, в отличие от сна, это состояние активного взаимодействия человека с внешним миром, когда он работоспособен.

Работоспособность характеризуется такими психическими состояниями:

Врабатывание –  процесс адаптации личности к определенному виду деятельности, в процессе которого постепенно повышается ее дееспособность и работоспособность. Постепенно индивид приспосабливается к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Скорость врабатывания определяется ранее выработанными навыками и  степенью тренированности, сложностью и ритмом работы.

Состояние оптимальной  активности или устойчивое рабочее  состояние. Это состояние наступает, когда установлен оптимальный и наиболее экономный режим работы организма. На данном этапе эффективность, продуктивность труда максимальна и стабильна, а волевые усилия для организации деятельности минимальны.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"