Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Г.Айзенк на основе обобщения исследований К.Юнга, И.П.Павлова и др. выдвинул концепцию о трех базисных чертах (измерениях) личности: нейротизм, экстра - интроверсия, психотизм.

Нейротизм - это состояние эмоциональной неустойчивости, тревоги, низкого самоуважения. Нейротизм может проявляться и у здоровых людей, но в определенных ситуациях (например, в стрессе) может привести к неврозу.

Психотизм - свойство личности, выражающее ее генетическую предрасположенность к психическим отклонениям (психопатиям). Внешне оно проявляется в эгоцентризме, равнодушии к другим, импульсивности и более выражено у мужчин.

Экстра - интроверсия находятся во взаимосвязи с другими свойствами нервной системы, в частности, с 4 типами темперамента.

Стабильный  экстраверт (сангвиник): беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный, лидирующий.

Стабильный  интроверт (флегматик): спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Невротичный интроверт (меланхолик): тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий, с быстрой сменой настроения.

Невротичный экстраверт (холерик): активный, оптимистичный, агрессивный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, беспокойный, ранимый.

Г. Айзенк старался найти нейрофизиологическую основу базисных черт личности. Исходя из данных электро - энцефалографических исследований Айзенк показал, что интро - экстраверсия связана с уровнями корковой активации (возбуждения), которая меняется от нижнего порога (сон) до апогея (например, состояние паники). По мнению Г.Айзенка, интроверты отличаются большей возбудимостью. Отсюда они весьма чувствительны и поэтому стремятся избегать сильно действующих на них факторов. Напротив, экстраверты слабо возбудимы и потому мало чувствительны к воздействиям извне, что побуждает их искать возбуждающие ситуации.

Стабильность - нейротизм личности, по Айзенку, связаны с лимбической системой, определяющей мотивацию и эмоциональное поведение. При высоком уровне нейротизма люди реагируют быстрее и дольше на привычные стимулы, чем личности со стабильной системой (у первых реакций могут сохраняться даже при прекращении действия беспокоящих факторов).

Психотизм Айзенк связывает с половыми мужскими гормонами - андрогенами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Социально-когнитивное направление в исследовании личности (А.Бандура, Дж.Роттер).

В центре теории Бандуры - положение о том, что новые формы поведения можно получить в отсутствии внешнего подкрепления. Многое в поведении приобретается посредством примера.

Вербальная  передача информации и наблюдение обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных  форм поведения. При помощи процессов  моделирования наблюдатели извлекают  общие черты из разных реакций  и формулируют новые правила  поведения. Т.е. если пробы и ошибки могут быть получены из вторых рук, то это косвенное подкрепление.

Основное подкрепление - самоподкрепление, т.е. люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя по результату.

Для объяснения личностного функционирования и  изменения Бандура ввел понятие  самоэффективность.

Самоэффективность определяет умение людей осознавать свои способности, выстраивать поведение, соответствующее ситуации. Самоэффективность определяется тем, насколько вы чувствуете себя компетентным сделать что-либо. Люди, обладающие ярко выраженным чувством самоэффективности, более упорны, менее тревожны, добиваются больших академических результатов.

В центре внимания социально-научающей  теории личности Д. Роттера - прогноз поведения человека в сложных ситуациях. В его основе- анализ взаимодействия 4 переменных:

Потенциал поведения - совокупность поведенческих реакций человека в ответ на ситуацию - стимул (вербальные, невербальные, смех, плач, драка и пр.);

Ожидание - это субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения (например, ожидание того, что гнев заставит обидчика извиниться).

Ценность подкрепления - это степень, с которой человек предпочитает одно подкрепление другому при равной вероятности их получения (например, посещение театра - посещению ресторана). Ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте и может меняться с течением времени (например, общение с другими людьми будет иметь большую ценность, если человек одинок, и меньшую, если он не одинок). При этом ценность подкрепления соотносится с мотивацией;

Психологическая ситуация - это совокупность внешних обстоятельств поведения, воспринимаемых или представляемых индивидом;

Для специфической контролируемой ситуации, Роттер предложил формулу прогноза поведения: потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Так можно предсказать поведение  человека. Для прогноза поведения в повседневной жизни Д. Роттер, исходя из того, что каждый индивид действует целенаправленно для удовлетворения своих потребностей, выдвинул более общую формулу поведения: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности. Т.е. человек стремится достичь целей, достижение которых будет подкреплено и ожидание подкрепления имеют высокую ценность. Если мы знаем эти факторы, мы можем предсказать поведение человека.

На основе данной концепции поведения  личности, Д.Роттер выделил 2 категории людей: одни люди - экстерналы - считают, что их поведение (успехи и неудачи) контролируются и регулируются внешними, не зависящими от них факторами (судьба, случай, удача, другие влиятельные люди и т.д.);

другие - интерналы - напротив, убеждены, что их поведение обусловлено их действиями, способностями и т.д. Поэтому люди с интернальной ориентацией считают, что они могут влиять на подкрепления.

Для интерналов характерно стремление следить за своим здоровьем (заниматься спортом и т.д.). У экстерналов чаще бывают депрессии, психические заболевания, тревоги и страхи. Интерналы, убежденные в возможности собственными усилиями строить свое благополучие, в целом более адаптированы к сложным социальным ситуациям и условиям жизни.

 

34. Гуманистическое направление в исследовании личности (А.Маслоу, К.Роджерс)

Теория самоактуализации Маслоу

Маслоу начал исследовать самоактуализацию, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени самоактуализированным, то есть достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. (Личности, свободно развивающие свои способности и таланты, самоактуализируется в обществе).

Маслоу считал, что у высокоразвитой личности существует потребность в самоактуализации. Особое внимание Маслоу уделял исследованию структуры человеческих потребностей. Эти потребности Маслоу делил на 5 категорий.

1) физиологические  потребности (голод, жажда, сон)

2) Потребность  в безопасности: (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность);

3) Социальные  потребности.  Любовь, быть принятым.

4) Потребность  в признании: достижение успеха, власть, одобрение.

5) Потребность  в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Маслоу считал, что человек не может удовлетворять высшие потребности, если неудовлетворенны низшие. Но есть исключения. (Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище.)

Движущей силой развития личности является её стремление к удовлетворению возрастающих потребностей.

Маслоу ввёл и сформулировал черты самоактуализирующейся личности.

— Принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть.

— Адекватное восприятие окружающей действительности.

— Центрированность на решаемых задачах.

— Стремление к независимости от людей и культуры.

— Контактность, общительность.

— Сознательное стремление к развитию своих способностей и талантов.

— Внутренняя свобода.

Теория Роджерса. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Одним из ключевых понятий в теории К. Роджерса является «Я-концепция». «Я-концепция» или самость – это восприятие и осознание людьми самих себя.  «Я-концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»). «Я-концепция» формируется изначально в младенчестве и является неосознанной. Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя. Важнейшим условием развития «Я-концепции» является удовлетворение потребности в позитивном внимании (в детстве – это потребность в любви и заботе к ребенку).

Общность взглядов К. Роджерса и А. Маслоу позволяет считать их представителями одного гуманистического направления психологии. Вместе с тем между ними есть определенные различия. По А. Маслоу поведение человека регулируется иерархией потребностей. Тогда как К. Роджерс с позиций феноменологии подчеркивал определяющее значение личностного восприятия себя и мира в процессе жизнедеятельности.

 

35. Понятие социального характера в работах Э. Фромма

Фромм утверждал, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а  различные социальные системы, в  свою очередь, оказывали влияние  на выражение этих потребностей. С  точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями  и давлением социальных норм и  предписаний. Он первым сформулировал  теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют  социальный процесс и саму культуру.

Под социальным характером Фромм понимал совокупность разнообразных психических черт, которая присуща большинству членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживания, интересов и образа жизни. 

Социальный  характер создаётся системой образования, религией, одобренными институтами  культуры и, плюс к тому, - воспитанием  в семье.

Фромм одним из первых в основу классификации типов характера  положил социологические факторы. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных  и антропосоциологических факторов в формировании характера. На основе их он выделил пять типов характера, которые разделил на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые).

К непродуктивному  классу он отнес четыре типа характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

 Рецептивный тип характера. Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Они смотрят на окружающий мир оптимистически, ожидая подарков от судьбы. Они хотят, чтобы их любили. Люди с таким типом характера не умеют действовать без посторонней помощи или поддержки.

Эксплуатирующий тип характера. Люди характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение агрессивно. Своей активностью, настойчивостью и изобретательностью они добиваются своих жизненных целей. Им присуща враждебность и стремление манипулировать окружающими. Для них всегда важно получить именно чужое.

 Накапливающий тип характера. Люди данного типа окружают себя невидимой стеной. Их отличает скупость. Высшая ценность для них – порядок и безопасность, стабильность и управляемый мир. Такие люди проявляют аккуратность, бережливость, они склонны к экономии. Губы у людей этого типа обычно плотно сжаты, они держатся сухо, сдержанно. Даже в межличностных отношениях они стремятся как можно больше получить и как можно меньше дать.

 Рыночный тип характера. Мир людьми данного типа воспринимается как рынок, а сам человек воспринимает свое «Я» как товар, который надо продать. Такие люди считают, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. Соответственно они уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях, готовы стать любящими, лишь бы добиться.

Продуктивный  характер. По мнению Фромма, продуктивный тип представляет собой конечную цель в развитии человека. Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

  Для такого типа характера  характерна возможность полной  самореализации природных задатков. Важной чертой человека данного типа личности является свобода самопроявления в конкретной ситуации. Отношения любви и дружбы выражаются в заботе о другом, жалости, сострадании, что заставляет человека развиваться.

 36. Основные направления исследования личности в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн)

37. Психологические  характеристики темперамента. Современные  модели темперамента

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"