Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

Утомление. Характеризуется временным снижением работоспособности. Выделяют три вида утомления: физическое, умственное и эмоциональное. Субъективно проявляется чувством усталости. Отсутствие заинтересованности, отрицательные эмоции способствуют появлению резко выраженной усталости и вызывают снижение работоспособности раньше, чем наступает утомление.

Переутомление. Физические и психологические изменения. Усталость может появляться даже при полном отсутствии нагрузки. Человеку становится трудно выполнять легкие разделы его работы. Наблюдаются колебания настроения, раздражительность. Резко ухудшается память, внимание, мышление.

Монотония – однообразное, многократное повторение одних и тех же действий. Происходит притупление остроты внимания, ухудшение его переключения, снижение бдительности, сообразительности. Развиваются неприятные эмоциональные переживания и состояния – апатия, скука. Снижается интерес к выполняемой деятельности. Физиологические и психологические сдвиги в итоге приводят к снижению производительности труда и ухудшению его качественных показателей.

Психическое пресыщение. Может возникать, если монотонная деятельность не прекращается длительное время, и сменять состояние монотонии. Субъективно проявляется в форме раздражения, злости, отвращения к деятельности.

24. Стресс. Способы регуляции психических  состояний. Физиологические и  психологические механизмы стресса

Стресс - эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний.

При стрессе обычные эмоции сменяются  беспокойством, вызывающим нарушения  в физиологическом и психологическом  плане. Это понятие было введено  Гансом Селье как общий адаптационный синдром, то есть как обозначение неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие.

Выделяют 2 формы стресса. 

Эустресс (положительная форма).  – стресс, вызванный положительными эмоциями или несильный стресс, мобилизующий организм.

Дистресс  - негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

Различают  физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе.

Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций.

Биологическая функция стресса – адаптация.

Селье выделил три фазы стресса:

1. Стадия тревоги. Происходит мобилизация всех сил, направленная на защиту, адаптацию к неприятным условиям. В физиологическом плане это выражается в увеличении селезенки или печени, сгущении крови, снижении работоспособности к концу стадии.

2. Стадия сопротивления . Мобилизованные ресурсы расходуются на борьбу с воздействиями, при этом сохраняется возможность нормального функционирования. Внешне человек продолжает оставаться активным и здоровым. Если стресс остается в рамках первых двух стадий, он скорее полезен, так как повышает адаптивную способность организма

3. Стадия истощения. Если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Признаки тревоги, возвращаются, но уже практически необратимо. Человек чувствует вялость, разбитость, происходят гормональные изменения, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы,

желудочно-кишечного тракта.

Регуляция эмоциональных состояний может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне, либо через самовоздействие.

В ходе регуляции состояний может  решаться одна из трех задач: сохранение имеющегося состояния; перевод в новое требуемое условиями состояние; возвращение в прежнее состояние.

Выделяют  три метода регуляции состояний:

 1) регуляция посредством другой эмоции. Сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции противоположной той которую человек переживает и хочет устранить.

2) когнитивная регуляция. Использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека положительные эмоции.

3) моторная регуляция. Использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Имеется много  эффективных внешних методов  регуляции состояний: фармакологический, внешнее внушение, гипноз, музыкотерапия, воздействие цветом, физические средства (массаж, гидропроцедуры, акупунктура) и др.

 

 

 

 

 

25. Воля. Произвольная регуляция деятельности и поведения человека.

 

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые действия бывают простые и  сложные. Простые волевые действия это те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

У сложного волевого действия есть этапы:

· осознание цели и стремление достичь  ее;

· осознание ряда возможностей достижения цели;

· появление мотивов;

· принятие одной из возможностей в качестве решения;

· осуществление принятого решения;

· преодоление внешних препятствий до достижения цели.

Воля проявляется как уверенность  человека в своих силах, как решимость  совершить тот поступок. "Свобода  воли означает способность принимать  решения со знанием дела".

Достигая поставленные цели, человек  развивает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Воля понимается как произвольное действие, совершаемое в определенных (трудных) условиях. Волевое действие отличается от произвольного наличием решимости выполнить действие.

Произвольное действие - реализует сознательно поставленную цель, связанную с внутренним побуждением, есть желание его совершить.

Непроизвольное действие - ответная реакция, без сознательной цели.

Произвольное действие определяется как нерефлекторное и неинстинктивное действие, в основе которого лежат

1) намерения и план действия,

2) осознанность (осознание причин поведения),

3) регуляция процесса его осуществления.

Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Сущность и структура мотивационной сферы личности. Классификация мотивов и потребностей.

У каждого  человека есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Потребности вызывают мотивацию, которая, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей.

Мотивационной сфера личности - вся совокупность мотивов личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, для достижения определенных целей.

Структура мотивационной сферы  личности. Для данной структуры характерна смена преобладающих мотивов в связи с изменением возраста, положения в обществе, образования, материального благосостояния, уровня воспитания и даже места проживания. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком.

Иерархическая структура мотивационной сферы у всех людей разная но, как правило, приблизительная схема такая:

- органические (потребность в еде, питье, сексуальные  потребности);

- материальные (потребность в деньгах, в имуществе);

- социальные (потребность в уважении, авторитете, чувство собственного достоинства,  чувство справедливости);

- духовные (самообразование, повышение духовного уровня, вера).

Классификация потребностей:

В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей:

1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода);

2) социальные: а) в общении,

б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании;

3) духовные: а)  в признании, б) в эстетическом  наслаждении, в) в творчестве.

Все виды потребностей взаимосвязаны между собой.

В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей.

5 уровней: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сон)

2) Потребность в безопасности.

3) Социальные  потребности.  Любовь, быть принятым.

4) Потребность  в признании: достижение успеха, власть, одобрение.

5) Познавательные потребности:  знать, уметь, исследовать.

6) Эстетические потребности:  гармония, порядок, красота. 

7) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Классификация мотивов.

В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Мотивы учебной  деятельности (А.К. Маркова):

1) познавательные (интересы),

2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу),

3) роста, развития (самосовершенствования  и т.д.).

В зарубежной психологии популярна  классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют:

1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы помощи.

5) мотивы аффилиации (стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми),

 

27. Развитие мотивационной сферы.  Теории мотивации

 

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ  СФЕРЫ. Леонтьев выявил и описал механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Он заключается в том, что в процессе деятельности цель, к которой стремится человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

 Часто  родители, чтобы стимулировать интерес  ребёнка к чтению книг, обещают  ему купить какую-нибудь игрушку,  если он прочитает книгу. В  процессе чтения у ребёнка  может возникнуть интерес к  самой книге, постепенно чтение  книг тогда может стать одной  из основных его потребностей. Так реализуется механизм развития  мотивационной сферы человека  за счёт расширения количества  потребностей.

 Расширение количества потребностей происходит непосредственно в процессе его деятельности, в процессе контакта с окружающей средой.

Мотивация человека тесно связана  с его интересами. Интерес - в большей  степени познавательное явление, отражающее тягу человека к получению информации определённого рода. Поэтому мотивацию  сложно рассматривать в отрыве от интересов и вообще познавательной сферы.

   Первые проявления интереса  наблюдаются у детей уже па  первом году жизни. На этом  этапе развития ребёнка чаще  всего интересуют яркие, красочные  предметы, незнакомые вещи, издаваемые  предметами звуки. 

   С развитием деятельности, речи и общения с окружающими,  с расширением круга предметов  и действий, значительно расширяются  познавательные интересы. Период  трёх-пяти лет можно назвать  периодом вопросов: так много  их задаёт ребёнок. 

      В конце преддошкольного и начале дошкольного возраста развивается интерес к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства

   В школьный период возникают  новые интересы: к учению, к школе.  У многих развивается интерес  к подвижным играм. 

   Подростковый и юношеский возраст  – интерес к отдельным наукам  и учебным предметам. Появляется  интерес к вопросам морали, мировоззрения,  психологии людей.

Теории мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности.

Различают содержательные и процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации - теории мотивации, исходящие из поведения людей с учетом их восприятия и познания.

К процессуальным теориям мотивации  относятся: теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера и др.

 «Теория ожидания» В. Врума. Согласно мотивационной теории ожиданий, мотивационный эффект оказывают не сами потребности людей, а мыслительный процесс, в котором индивид оценивает реальность достижения поставленной цели и получения желаемого вознаграждения. Теория ожиданий утверждает зависимость усилий, которые предпринимает индивид, от осознания им реальности достижения поставленной цели и желательности ее достижения.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"