Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений.

С той же целью используется уже  частично знакомый вам ассоциативный эксперимент. В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Происхождение и развитие сознания  человека. Культурно-историческая теория  происхождения высших психических  функций Выготского Л.С.

Сознание - это  высший уровень психического отражения  объективной реальности, а также  высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному  существу.

Функция сознания  - формирование целей деятельности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание  развивается у человека только в  социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и  становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей  одновременно с сознанием в процессе труда.

В культурно-исторической концепцией происхождения высших психических функций человека. Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий.

В концепции Л. С. Выготского можно выделить три составные части.

1 часть «Человек и природа». При  переходе от животных к человеку  произошло кардинальное изменение  отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования  животного мира среда действовала  на животное, заставляя приспосабливаться  к себе. С появлением человека  наблюдается противоположный процесс:  человек действует на природу  и видоизменяет ее. Существуют  механизмы изменения природы  со стороны человека. Этот механизм  заключается в создании орудий  труда, в развитии материального  производства.

2 часть  концепции «Человек и его собственная  психика». Овладевая природой, человек  научился овладевать собственной  психикой, у него появились высшие  психические функции. Под ними  Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, организовать свою умственную деятельность. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью психологических орудий (знаками).

3 часть  – «Генетические аспекты». Труд  создал человека. В процессе совместного  труда происходило общение между  его участниками с помощью  специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из  участников трудового процесса.

В онтогенезе, по мнению Л. С. Выготского, наблюдается то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок начинает словом воздействовать на взрослого. И наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Психологическая теория деятельности. Деятельностный подход в психологии

(Л. С.  Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев)  

В начале 30-х С. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход». Психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и, следовательно, подлежит исследованию именно в процессе деятельности. Изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности. При этом изучению подлежит не психика и деятельность, а психика в деятельности.

Дальнейшую  разработку деятельностного подхода осуществил А. Леонтьев. Человеческая жизнь есть совокупность, а точнее, система сменяющих друг друга деятельностей.

Итак, в рамках деятельностного подхода психология рассматривается как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения объективной реальности в процессах деятельности людей.

Основными понятиями  данной теории являются деятельность, сознание и личность.

В осуществлении  деятельности задействованы все  компоненты иерархической структуры  человека: физиологический, психический  и социальный.

Деятельность  состоит из нескольких уровней. Верхний  уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует  уровень действий, за ним — уровень  операций, и самый низкий — уровень  психофизиологических функций.

 Центральное  место в этом иерархическом  построении занимает действие, которое  является основной единицей анализа  деятельности. Действие — это  процесс, направленный на реализацию  цели. Действие — это сознательное  проявление активности человека.

Основополагающие  принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание  проявляется в деятельности.

2. Поведение  нельзя рассматривать в отрыве  от сознания человека (принцип  единства сознания и поведения).

3. Деятельность  — это активный, целенаправленный  процесс (принцип активности).

4. Действия  человека предметны; их цели  носят социальный характер.

Можно утверждать о неразрывности сознания и поведения.

 Само  по себе действие не может  рассматриваться как элемент  начального уровня, из которого  формируется деятельность. Действие  — это сложный элемент, который  часто сам состоит из многих  более мелких. Такое положение  объясняется тем, что каждое  действие обусловлено целью. Есть  крупные цели, которые делятся  на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут  делиться на еще более мелкие  частные цели и т. д. 

Способ выполнения действия называется операцией. Цель, данная в определенных условиях, в  теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных  действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они  мало осознаются или совсем не осознаются.

Самый нижний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции  – это физиологические механизмы  обеспечения психических процессов (ощущение, моторные способности, врожденные механизмы).

 Психофизиологические  функции обеспечивают и необходимые  предпосылки для осуществления  психических функций, и средства  деятельности. Например, когда мы  стараемся что-то запомнить, то  используем специальные приемы  для более быстрого и качественного  запоминания. Однако запоминания  не произошло бы, если бы мы  не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Без ПФ невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

 

 

 

 

7. Ощущение: свойства, характеристики, функции, виды

Ощущение – отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия  на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. В свою очередь, раздражение  вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по центростремительным, или  афферентным, нервам переходит в  кору головного мозга, где и возникают  ощущения.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением. Например, вкусовые ощущения: сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность  ощущения - это временная хар-ка возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная  локализация раздражителя, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Пороги  ощущений. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Абсолютные пороги - верхний и нижний - определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

Классификация: 1) по количеству органов чувств: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.  2) по модальности ощущений (специфичности органов чувств) - это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.

3) Шеррингтона: - экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

- проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

- интероцептивные (органические) ощущения - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

 

 

 

 

 

 

 

8. Сенсорная адаптация  и взаимодействие ощущений

Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение  чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого  процесса неодинаковы для разных органов чувств. Так, для того чтобы  зрение в темной комнате приобрело  нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов  идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает  восприниматься уже через несколько  секунд).

Адаптация ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света  разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив/зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Адаптация  является важным процессом, указывающим  на большую пластичность организма  в его приспособлении к условиям среды.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому  интенсивность ощущений зависит  не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения  других органов чувств называется взаимодействием  ощущений.

Два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями различных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов. Ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга.

Аналогичную картину можно наблюдать при  взаимодействии ощущений одного вида. Например, какую-либо точку в темноте  легче увидеть на светлом фоне. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в  окружении черного цвета - светлее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Восприятие: определение, свойства, функции, виды

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В процесс  восприятия включаются психические  процессы высокого уровня, такие как  память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, избирательность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов.

Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Структурность – свойство восприятия человека объединять  воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"