Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

 

Шпаргалка по общей психологии

 

1. Понятие о предмете психологии

 

Любая наука как самостоятельная  отрасль человеческого знания имеет  свой особый

предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.

Психология изучает внутренний мир человека как сознательного  субъекта

общественного развития, который следует  учитывать в процессе воспитания и обучения,

при прогнозировании поведения и деятельности людей. Сам термин «психология»

происходит от двух греческих слов: психе – «душа» и логос –  «слово, учение».

Однако это краткое определение  не дает еще полного представления  о психике 

человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания

предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих  вформе внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому  наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.

Еще в глубокой древности человек  обратил внимание на то, что существуют явления 

вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так

возникли и оформились принципиально  противоположные, взаимоисключающие  друг

друга философские направления: материализм  и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч  лет тому назад борьба между материализмом  и 

идеализмом продолжается и в наши дни. При этом следует иметь в виду, что если

появление идеализма можно объяснить  низким уровнем знаний людей на ранних ступенях

развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени 

порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для

обоснования и упрочения своего привилегированного положения.

Сущность идеалистического понимания  психических явлений заключается  в том, что 

психика рассматривается как нечто  первичное, существующее самостоятельно,

независимо от материи.

В противоположность идеализму  материалистическое понимание психики  выражается в 

том, что психика рассматривается  как явление вторичное, производное  от материи,

а материя – как первичное, как  субстрат (основа), носитель психики.

 

 

2. Развитие психики животных

Психика является продуктом длительного  и сложного процесса развития органической

природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна

более элементарная форма отражения  – раздражимость.

Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с

возникновением простейшей нервной  системы. Такая нервная система  впервые 

появляется у кишечнополостных животных (гидра, медуза, актиния). Эта  нервная 

система представляет собой отдельные  нервные клетки с отростками, переплетающимися

между собой, и называется сетевидной или диффузной. При такой нервной  системе 

наблюдаются недифференцированные реакции  всего организма на различные  раздражители.

Здесь еще нет какого-либо управляющего центра.

Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы –

ганглиозной (узловой или цепочечной) нервной системы. У червей нервные  узлы (ганглии)

расположены в каждом сегменте тела. Все узлы соединены между собой, и организм

действует как единое целое. При этом головной узел устроен значительно сложнее,

чем все остальные, и реагирует  более дифференцированно на внешние  раздражители.

Нервная система, характерная для  насекомых, представляет собой дальнейшее развитие

и усложнение ганглиозной нервной системы. Здесь уже отчетливо выделяются брюшной,

грудной и головной участки. Заметно  усложняется головной узел, регулирующий

движение конечностей, крыльев  и других органов. У высших насекомых (пчелы, муравьи)

имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы  – центральная, для 

которой характерно выделение спинного и головного мозга. Развитие центральной 

нервной системы выражается в постепенной  кортикализации, т. е. увеличении объема

и роли коры головного мозга.

Развитие центральной нервной  системы уразличных животных происходит неодинаково 

и неравномерно. Оно обусловлено  образом жизни вида, особенностями  среды обитания.

Для птиц решающее значение имеет  зрение, и зрительная область коры получила у

них наибольшее развитие. У обезьян  и человека ведущую роль играют зрительные

ощущения. Зрительная область коры у них развита значительно  лучше, чем, например,

обонятельная. С появлением центральной  нервной системы появляется и новая форма

психического отражения – перцептивная стадия развития психики. На этой стадии

для животных доступно одновременное  отражение нескольких раздражителей  и их

синтезирование в образ предмета. Благодаря этому создается предметное отражение.

 

 

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека

По многим анатомическим и физиологическим  признакам имеется значительное

сходство между человеком и  обезьяной. Это объясняется тем, что человек и 

обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и человек произошли от

древней ископаемой обезьяны – дриопитека.

Физическое формирование человека происходило на протяжении длительного  времени и 

охватывает период примерно около  одного миллиона лет.

Данные археологии позволяют последовательно  проследить процесс формирования

физического строения человека. Древнейшим предком человека является питекантроп 

– обезьяночеловек, в строении тела которого сочетались признаки обезьяны и человека.

По сравнению с обезьяной  питекантроп обладал мозгом с  большим весом – 800–900 г,

в то время как наибольший вес  мозга обезьяны – 600 г.

К этой же группе обезьяночеловека относятся  синантроп и гейдельбергский  человек.

Есть данные, которые свидетельствуют  о том, что синантроп пользовался  огнем и 

изготовлял более разнообразные и более совершенные орудия труда. Вес мозга синантропа

достигал 1000–1200 г.

Более высокую ступень физического  развития человека, имеющего строение,

характерное для современного типа людей, представляет кроманьонец.

Кроманьонец имел прямую походку, четкий подбородочный выступ, высокий прямой лоб,

обычные для современного человека надбровные дуги. Многие антропологи  считают 

физическое строение тела кроманьонца  в основном соответствующим строению тела

современного человека. Кроманьонцы  появились примерно 25 тысяч лет назад.

Важнейшими биологическими предпосылками  превращения обезьяны в человека были

вертикальное положение тела обезьян  и стадный образ их жизни.

Вертикальное положение тела оказалось  существенной предпосылкой возникновения 

человека, так как приводило к расширению кругозора обезьяны и к дифференциации

передних и задних конечностей.

Расширение кругозора, возможность  видеть дальше давали больше информации мозгу и 

тем самым способствовали его более  интенсивному развитию. Освобождение передних

конечностей от выполнения только функции  опоры и передвижения создавало  возможность 

использовать их для захвата  предметов, манипулирования ими. Манипуляция  предметами,

в свою очередь, приводила к формированию мелких, скоординированных движений, что

совершенствовало как сами передние конечности, так и те центры мозга, которые 

управляли подобными движениями. Рассматривание предмета с различных сторон,

восприятие таких его свойств, как вес, форма, характер поверхности, степень 

твердости, формировали различные органы чувств и соответствующие им участки

мозга.

 

 

4. Сознание человека

Сознание, как и психика в  целом, является процессом отражения, однако этот

процесс на уровне сознания совершается  значительно сложнее и одновременно протекает 

в трех взаимосвязанных направлениях.

Прежде всего отражение окружающего  мира различно на разных этапах исторического 

развития. Характер этого отражения  всегда зависит от существующих социально-экономических 

условий. Другими словами, сознание человека изменяется в историческом плане. О

таком изменении не приходится говорить применительно к психике животных.

Процесс отражения окружающего  мира не остается неизменным и на протяжении жизни 

каждого человека, т. е. сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности

отражения в этом случае оказываются  обусловленными возрастом и приобретенным 

опытом. На первый взгляд кажется, что  подобные изменения происходят и  в психике 

животных, где тоже имеет место  изменение отражения на протяжении жизни животного.

Но это лишь чисто внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается

обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.

Различным оказывается отражение  и на разных этапах каждого данного акта познания,

в процессе перехода от незнания к  знанию, от неполных, неглубоких знаний к 

всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному.

В этом случае изменение отражения  протекает в гностическом плане. У животных

вообще не существует познавательного отношения к действительности.

Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но

уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение  обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа.

Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает 

объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности.

Человек не только изменяет форму  того, что дано природой; в том, что  дано

природой, он осуществляет вместе с  тем и свою сознательную цель, которая, как 

закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять 

свою волю.

Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием

действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание

человека от психики животных.

Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является

четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.

 

 

5. Принципы, структура и задачи  психологии

Принцип детерминизма. Этот принцип  означает, во-первых, что все психические  явления,

как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления,

причинно обусловленные объективной  действительностью, как отражение  этой

действительности. Во-вторых, этот принцип  означает, что все психические  явления 

рассматриваются как обусловленные  деятельностью мозга. В-третьих, данный принцип

предполагает при изучении психических  явлений обязательное установление причин,

которые вызвали эти явления.

Генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические  явления 

рассматриваются как постоянно  количественно и качественно изменяющиеся и

развивающиеся. Во-вторых, этот принцип  означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления  возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные  его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Единство сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается  в том, что 

деятельность понимается как условие  возникновения, фактор формирования и  объект

приложения сознания человека. Принцип  единства сознания и деятельности означает,

что сознание есть регулятор поведения  и действий человека. Единое рассмотрение

сознания и деятельности в психологии находит свое выражение и в  том, что они 

всегда изучаются как присущие социально и исторически определенной личности.

Структура психологии. Психологическая  наука на современном этапе развития

представляет собой сложную  и разветвленную систему научных  дисциплин. Отдельные 

области психологии тесно связаны  между собой.

Можно выделить следующие области  психологии (в основу классификации  положен 

объект психологического изучения):

1) общая психология исследует  наиболее общие закономерности  психической деятельности взрослого  нормального человека;

2) возрастная психология изучает закономерности психического развития человека,

становление различных психических  процессов и психических свойств  личности;

3) педагогическая психология исследует  психологические основы обучения  и воспитания,

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"