Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от других.

Разработка методологических предпосылок  возникновения психологии. Начиная  с XV в.

философами формулируются методологические предпосылки понимания психики, которые 

явились основой становления психологии как самостоятельной науки. Рассмотрим

различные подходы к изучению психики, заложенные в трудах выдающихся философов.

Р. Декарт (1596–1650) наметил различные  подходы к психике животных и  человека.

Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение – ответ на внешнее

воздействие. Иначе говоря, психика  животного строго детерминирована (определена)

внешними условиями. Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.

 

 

11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение

Как в общественных науках, так  и в житейской практике широко используются

понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или 

отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.

Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу

млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т. е. способностью

познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу  и в 

соответствии с этим поступать  и действовать разумно. Человек  как биологический

вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками

которой являются: прямо-хождение, наличие  рук, приспособленных к труду, высокоразвитый

мозг, способный отражать мир в  понятиях и преобразовывать его  сообразно своим 

потребностям, интересам и идеалам.

Человек вместе с тем существо общественное, и это самый главный его  признак.

Общественная жизнь и труд не только совершенствовали природную  организацию 

человека, но и подчинили ее себе. Человек – носитель сознания, которое само по

себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек 

оказывается способным не только познавать  и трудиться, но и осознавать свои

внутренние процессы, соотносить желания  и состояния с внешними обстоятельствами

жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания

человека как в филогенезе (истории  рода), так и в онтогенезе (истории  жизни 

индивида).

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Личность – категория 

общественно-историческая. Общественная сущность и социальные функции личности

являются главными показателями в  ее характеристике.

Личность – деятель общественного  развития, сознательный индивид, занимающий

определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Позиция личности – это система  ее отношений. Эти отношения характеризуют 

нравственный облик личности, ее социальные установки.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят  об индивидуальности,

то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность»

определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей 

на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних 

проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно.

Индивидуальность может проявляться  в интеллектуальной, эмоциональной, волевой 

сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность

интеллекта состоит в способности  видеть то, что не замечают другие.

 

 

12. общественная сущность личности

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом  общественных

отношений. Богатство личности зависит  от многообразия ее связей с другими  людьми,

от активного отношения к  жизни.

Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества

находится в сфере влияния различных  отношений, и прежде всего экономических,

трудовых, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится также в  сфере политических отношений. От того, свободна она

или угнетена, имеет политические права или нет, может реально  избирать и быть

избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли

господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится также в  сфере действия идеологических отношений. Идеология,

или система идей об обществе, формирует  психологию личности, ее мировоззрение,

социальные установки. Овладение  общественными науками помогает личности правильно 

ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в

общественном развитии. Общество оказывает  идеологическое влияние на личность

посредством школьного обучения и  воспитания, радио и телевидения  и других средств 

массовых коммуникаций. На психологию личности вместе с тем влияет и  психология

социальной группы, в которую  личность входит. В процессе общения  люди взаимно 

влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных

установках и других видах отношений  к обществу, труду, людям, собственным  качествам.

Следовательно, отражение личностью материальных и политических условий жизни

опосредовано идеологией и психологией  больших и малых социальных групп.

Личность как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных

отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая

в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а 

по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей.

Однако историческая необходимость  не исключает ни самобытности личности, ни ее

ответственности за свое поведение  перед обществом.

Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или  иной образ жизни:

смиряться с положением угнетаемого  или бороться против несправедливости,

отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Это зависит не только от

общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных 

закономерностей общественного развития.

 

 

13. Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение.

Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить

типическую структуру личности.

Первый компонент структуры  характеризует направленность личности или избирательное 

отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства,

систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических

установок. При этом одни из компонентов  направленности доминируют и имеют 

ведущее значение, в то время как  другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность

определяет всю психическую  деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности  личности и включает ту систему способностей,

которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют

друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения  способностей сказывается структура 

направленности. В свою очередь, дифференцирование  способностей влияет на избирательность

отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре  личности является характер, или стиль  поведения 

человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в 

единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и

не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств,

направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических

особенностей, проявляющихся в  темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в

первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые  обеспечивают

определенный стиль поведения  и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система 

управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование 

самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление

деятельности, самоконтроль и коррекцию  действий и поступков, предвосхищение и 

планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические  процессы и 

состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных

формах психических явлений. Под  психическим состоянием следует  понимать

определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической 

деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности

личности.

 

 

14. Личность как самоуправляемая  система

Активность личности упорядочена  и целесообразна. Это достигается  тонким управлением 

как познавательной, так и практической деятельностью. Именно при согласовании знаний

и опыта личность действует наиболее целесообразно. Вот почему так важно раскрыть

психологический механизм самостоятельной  активности личности.

Все в личности упорядочено, системно, целесообразно, согласовано как  в статике,

так и динамике. Все это обеспечивается благодаря собственному самоуправлению.

Человек не автоматически переключается  с одного дела на другое, а сознательно,

при учете социальной ситуации, оценке значимости импульсов, учете последствий 

действий и т. п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.

Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как «я».

Эта система – образование самосознания. В процессе жизни и воспитания «я» 

формируется как центр самосознания. У маленького ребенка нет представления  о 

собственном «я», а потому он находится во власти внешних и внутренних условий

жизни. По мере образования «я»  он начинает выделять себя из предметного  мира и 

человеческого окружения и, более  того, в отдельных случаях противостоять  их

воздействиям. По мере дальнейшего развития система саморегуляции укрепляется и

человек становится хозяином своих  сил. В зависимости от воспитания и образа

жизни ребенка и взрослого определяется качество «я», его возможности в  саморегуляции 

собственных сил и средств.

«Я» как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием

оценок взрослых и осознания  своих возможностей. Сформировавшись  определенным

образом, она может сохраняться  на протяжении всей жизни, и ее изменение  требует 

нередко сильных или слабых, но продолжительных воздействий, особенно со стороны

авторитетных лиц.

Человек, осознавая свои силы в  процессе деятельности, в последующем  сам может 

корригировать оценку себя, может  ее изменять. Самооценка у взрослого  может изменяться

и под влиянием оценки окружающих людей.

Можно допустить, что личность может  преодолеть так называемый комплекс

неполноценности или, по крайней мере, его замаскировать. Способность  к 

самоуправлению меняется с возрастом  и в связи с патологическими  изменениями 

личности.

Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания

уже апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех

сил и способностей и испытана во всех отношениях. Само собой разумеется, что и в 

этот возрастной период самоуправление у отдельных индивидов может находиться на

различных уровнях.

 

 

15. Понятие о направленности  личности

Направленность личности – это  система побуждений, определяющая избирательность 

отношений и активность человека.

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности,

смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным

мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение

долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (И. Кант). При этом

долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.

Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Человеком 

могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге –

внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические

отношения.

В одних случаях человек руководствуется  сознанием общественного долга, в других

– личными потребностями и интересами, а в третьих – поступает  определенным образом

на основе чувств. Вместе с тем  у каждого взрослого человека есть нечто ведущее,

что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни  в производственной

или научной деятельности, другие – в области искусства, а третьи – в общественной

деятельности. Конечно, каждый при  этом может исходить или из глубоко  осознанного 

и прочувствованного долга –  служить людям там, где он осознает наибольшую

общественную пользу от своего труда, или из индивидуалистических побуждений,

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"