Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

психологические закономерности обучения и воспитания и непосредственно связана с

возрастной психологией;

4) юридическая психология изучает  проблемы, связанные с психологическими 

аспектами следствия, анализа свидетельских  показаний, требований к допросу  и т.д.;

5) военная психология занимается психологией человека в военной обстановке в

условиях боя, высокой меры опасности.

 

 

6. Принципы построения психологических  исследований

Объективность изучения психических  явлений. Этот принцип означает, что  при 

изучении психических явлений  всегда следует стремиться к установлению

материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы 

любые психические явления рассматривались  в единстве с теми внешними причинами  и 

внутренними условиями, в которых  они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности,

так как о психических особенностях человека можно судить только по его  реальным

поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические  явления как в 

наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком

случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного.

Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе 

противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно

пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно 

следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека

есть что-то общее, характерное  для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим

люди, живущие в государствах с  различными социальными системами, имеют 

специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном

обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека,

сложившемся в условиях развитого  социализма. В то же время каждый человек 

представляет собой неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого  человека общего, особенного и индивидуального

делает необходимым руководствоваться  аналитико-синтети-ческим принципом  при 

построении исследований.

Изучение психических явлений  в их развитии – важный принцип  построения

психологических исследований.

Объективный мир находится в  постоянном движении и изменении, и поэтому отражение

его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как 

отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений  в 

их развитии.

Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно

должно быть предусмотрено и  при построении любого исследования, направленного на

их всестороннее изучение.

 

 

7. Методы сбора фактического  материала

Принципы психологического исследования реализуются в тех методах, которые используются для сбора фактического материала о психической деятельности человека. Выбор того или иного метода всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования.

Наиболее широко применяются следующие  методы: наблюдение, эксперимент, беседа,

изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.

Метод наблюдения. Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков  личности в различных естественных ситуациях.

Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на

изучаемое психическое явление. Чтобы  обеспечить выполнение этого условия,

исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты

испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.

Сохранение естественности психических  проявлений – первое требование к  наблюдению

как к методу научного исследования.

Метод эксперимента. Основным методом  психологии, как и других наук, является

эксперимент. Эксперимент – метод  сбора фактов в специально созданных  условиях,

обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Создавая определенные условия, исследователь  получает возможность, во-первых,

очень четко знать те факторы, которые действовали вмомент возникновения и

протекания изучаемого психического явления. Во-вторых, устанавливать причины 

психических явлений за счет раскрытия  влияния того или иного из созданных 

условий. Это достигается путем  последовательного изменения одного из условий при

сохранении неизменными всех остальных. В-третьих, повторять опыт и таким  образом 

накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о  типичности

или случайности психических явлений.

Имеются два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент может  проводиться как с использованием аппаратуры, так 

и без нее, но с применением специально разработанных экспериментальных 

материалов.

В естественном эксперименте в отличие  от лабораторного сохраняется содержание

обычной деятельности человека, но создаются  условия, при которых обязательно 

вызывается изучаемое явление.

 

 

8. Методы обработки материалов  исследования

Качественная обработка материалов исследования. Методы сбора фактического материала

выявляют психологические факты, что создает основу для последующей  работы исследователя 

по решению поставленных задач  и проверке истинности выдвинутых гипотез. Но сами

по себе факты не являются решением задач психологического исследования, они

должны быть проанализированы, правильно  интерпретированы и обобщены. Это 

достигается качественной и количественной обработкой собранного материала.

При качественном анализе особое внимание следует обратить на вновь зарождающиеся 

или развивающиеся психические проявления, так как это позволяет установить не

только то, что характерно сейчас для человека, но и предвидеть перспективы  его 

психического развития.

Однако для объективности результатов  исследования необходимо не только их

описание и качественная характеристика, всегда важно определить и доказать

типичность найденного качества. Это  может быть сделано на основе количественной

обработки материалов исследования.

Наиболее широко используются методы альтернативного, корреляционного,

вариационного анализа.

Альтернативный анализ. При альтернативном анализе количественно оценивается  наличие 

или отсутствие различных свойств, признаков, качеств, психических явлений.

Именно выражение этих признаков  в количественных показателях называют альтернативным

анализом. Наиболее часто при этом используются различные процентные показатели,

как-то: выраженное в процентах  отношение между частью и целым  и отношение между 

частями целого.

Корреляционный анализ. Охарактеризовать степень взаимосвязи (или, как говорят,

тесноту связи) признаков психических  процессов можно при помощи корреляционного 

анализа.

В отличие от функциональной зависимости, при которой взаимосвязь признаков 

удовлетворяет принципу однозначного соответствия, корреляционная зависимость 

характеризуется принципом многозначности. Здесь при изменении значения одного

признака другие признаки будут  принимать различные значения.

Вариационный анализ. Выше мы рассмотрели  пример исследования, в котором изучался

объем внимания школьников, и видели, что испытуемые отличаются друг от друга по

объему внимания. Подобные отличия  обнаруживаются, как правило, при  изучении

любого из психических процессов  или свойств. При изучении внимания различия

наблюдаются не только в объеме, но и в устойчивости, распределении, переключении

и т. д., т. е. величина этих признаков  различна у каждого испытуемого. Это 

различие в значении изучаемых  признаков называется вариацией.

 

 

9. формирование основных психологических  понятий и методов исследования

Разработка методологических основ еще недостаточна для возникновения науки как

самостоятельной области знаний. Для  этого необходимо:

1) развитие ряда смежных с  этой наукой областей знаний, на которые может 

опираться вновь возникающая наука;

2) разработка вариантов экспериментального метода, который позволит собирать

научно-достоверные факты, отделять круг фактических данных, подлежащих анализу в 

данной науке, от круга близких  к нему явлений.

Первый трактат под названием  «Психология» появился в 1590 г., т. е. за 300 лет 

до выделения психологии в самостоятельную науку.

К концу XVIII – началу XIX вв. изменяется взгляд на душевнобольных. До этого 

времени душевнобольной считался либо «божьим человеком», либо одержимым  дьяволом.

И при том и при другом взгляде  больного не лечили. Идея о том, что психическое

расстройство – болезнь, что  ее нужно лечить, что она имеет  свои причины,

позволила начать сбор большого числа  фактов о психических расстройствах.

Начинают сравниваться норма и  патология в психике.

Психика как свойство мозга не могла быть глубоко изучена до того, как сложились

физиологические и анатомические  знания о ее субстрате.

Развитие анатомии и физиологии привело в начале XIX в. к открытию чувствующих и 

двигательных нервов и формулировке на основе ана-томо-физиологических данных

понятия о рефлекторной дуге.

В конце XVIII в. и в первые два десятилетия XIX в. широкую популярность завоевала 

френология, созданная Галем (1752–1822). Анатом по специальности, Галь выдвинул

идею о том, что способности  заданы структурой мозга и зависят от количества

клеток, находящихся в данной структуре. Он считал, что по очертаниям черепа

можно судить о развитии мозга, а  следовательно, и о способностях человека. Ни

одна из конкретных идей френологии не выдержала проверки. Но широкое  распространение

френологии привлекло внимание физиологов к изучению роли мозга  в психической 

деятельности.

 

 

Работы Флуранса (1794–1867), Клода-Бернара (1813–1878), а позже Фритче и Гитцига 

позволили значительно уточнить знания о функциях мозга. Фритче и Гитциг открыли

чувствующие и двигательные зоны в  коре мозга. Брока (1824–1880) открыл моторные

центры речи. Вёрнике (1848–1905) открыл чувствующие центры речи. Таким образом,

на протяжении XIX в. мозг из непонятной и мало дифференцированной массы

превращался в орган, регулирующий психическую деятельность.

В XIX в. параллельно с исследованием мозга широко развилось изучение закономерностей

функционирования органов чувств.

 

 

10. Зарождение и развитие психологии  как науки

Зарождение науки как самостоятельной  области духовной жизни связано с возникновением

классового общества. Психические  явления стали предметом философских  работ. В 

философии Древней Греции сложились  две диаметрально противоположные, ясно

выраженные точки зрения на психику: материалистическая и идеалистическая, «линия

Демокрита и Платона».

Демокрит считал, что психика, как  и вся природа, материальна. Душа состоит из

атомов, только более тонких, чем  атомы, составляющие физические тела. Познание

мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от

вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.

По мнению Платона, душа не имеет  ничего общего с материей. В отличие  от

материального мира душа идеальна. Познание – это не взаимодействие психики  с 

внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до

того, как попала в тело человека. Объективный мир – лишь повод, а не объект познания.

Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических 

исследований. Аристотель, величайший древнегреческий ученый, выделил растительную,

животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута специфика  психики человека,

и психическое стало соотноситься с внутренним миром человека: его  познанием,

переживаниями, поступками.

Период Средних веков не способствовал развитию психологических знаний. В

философии господствовало идеалистическое  учение о душе как независимой  от тела

нематериальной сущности. Религия  запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях 

некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие знание

об отдельных психических явлениях. В эпоху Возрождения философами был написан 

ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь  человека,

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"