Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

Непроизвольное запоминание –  сохранение в памяти событий в  результате их многократного 

повторения. Непроизвольное запоминание  отражает постоянно действующие,

повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно возникло в 

трудовой  деятельности, в общении людей  и связано с необходимостью сохранить 

знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.|

По характеру  связей в запоминаемом материале  выделяют запоминание механическое и 

смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность

запоминаемых  объектов. Смысловые – отражают закономерные связи.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

Заучивание  представляет специально организованную мнемическую деятельность,

направленную  на сохранение в сознании того, что  связано с целями и намерениями 

личности.

По отношению  к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту

и смысловое. Дословное заучивание предполагает точное воспроизведение всего 

текста  в тех словах и предложениях, как  он написан. Определения, цифровой материал,

термины в  точных науках, художественные отрывки, значимые высказывания, стихотворения,

образные  выражения в гуманитарных науках – все это заучивается дословно.

Заучивание, близкое к тексту, допускает замену и пропуск слов и предложений  при 

воспроизведении, но оно предполагает удержание в памяти логики, аргументации, основного

словарного  фонда и синтаксиса заучиваемого текста.

Смысловое заучивание предполагает сохранение в  памяти основных положений текста

и связи  между ними. Аргументация, лексика  и грамматика текста создаются при 

воспроизведении.

 

 

45. Мнемические  свойства личности

Личностные  особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания 

видов памяти, особенности процессов запоминания  и сохранения, типичные для каждого 

человека свойства памяти. Важной чертой является также профессиональная

направленность памяти и ее место  в структуре психических процессов  и свойств 

личности.

Запоминание может быть измерено количеством  повторений, которое необходимо для 

воспроизведения того или иного материала. Забывание измеряется временем,

протекающим от момента заучивания до забывания. По этим параметрам встречаются 

следующие типичные особенности памяти:

1) быстрое запоминание и быстрое  забывание;

2) медленное запоминание и медленное забывание;

3) быстрое запоминание и медленное  забывание;

4) медленное запоминание и быстрое  забывание.

Объем, точность, мобилизационная  готовность, уверенность в правильности

воспроизведения. Эти параметры  также характеризуют индивидуальные особенности

мнемической функции личности.

Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла,

равен магическому числу Миллера 7±2. Число Миллера указывает на количество

единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Эпитет «магическое»

оно получило потому, что характеристики объема внимания и восприятия также 

оказались в этих пределах.

Единица информации – понятие относительное. Число запоминаемых слогов может  быть

равно 7, но и число запомненных  слов равно также 7, хотя в этом случае слогов будет

запомнено во много раз больше.

Точность памяти – способность  без искажения воспроизвести  информацию. Это важное

качество памяти во многих случаях  жизни. Диспут, дискуссия требуют  точного 

запоминания слов оппонента. Воспроизведенные своими словами высказывания часто

не передают всей глубины и всех оттенков мысли. Поэтому самые важные идеи,

положения цитируются, а не пересказываются.

 

Точность памяти можно противопоставить обобщенному запоминанию смысла. По

условиям труда и общения для многих профессий важно запоминать смысл и

передавать его своими словами.

Мобилизационная готовность памяти –  умение припомнить нужный материал в  данный

момент. Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в  воспроизведении 

запомненного материала в новом для него контексте. Это сложное психическое

образование, в котором интегрированы  особенности волевых эмоциональных  свойств и 

мышления личности.

Уверенность в правильности воспроизведения  также связана с широким комплексом

личностных качеств человека. Уверенность связана с уровнем развития наблюдательности.

 

 

46. Представления

Представление – образ предмета или явления, не воздействующего  в данный момент

на органы чувств. Сравнивая образ  представления с образами ощущения и восприятия,

можно сказать, что представления  – вторичный образ предмета или  явления,

сохраненный в памяти.

С физиологической точки зрения представления являются актуализацией  следов ранее 

возникавших чувственных образов, причем при представлении возбуждается только центральная

часть анализатора. Нет проекции образа вовне. Афферентные и эфферентные  нервные 

пути заторможены. Этим представления  отличаются от галлюцинаций. При галлюцинациях 

человек проецирует образ, возникший  в сознании вовне, и он для него становится

реально существующим.

Представления – это обобщенный образ предмета, итог чувственного познания

человеком мира. Для возникновения  зрительного восприятия достаточны доли секунды.

В течение дня происходят сотни  восприятий одних и тех же предметов  и явлений.

Если бы каждое восприятие оставляло  единичный образ в сознании, то умственная

деятельность стала бы невозможной. Из сотен тысяч образов восприятия возникает 

несколько обобщенных образов, в которых  сохраняется наиболее важное:

относительная величина и размеры предмета, господствующий цвет, детали,

отличающие его от других сходных  предметов, свойства, которые были важны  для 

деятельности с этим предметом.

Представления – необходимый содержательный компонент речевого отражения мира.

Развитие речи не может идти без опоры на богатый чувственный опыт. Овладевая

речью, ребенок и взрослый устанавливают  связи между словом и образом  предмета, который 

обозначен данным словом. Слово, не вызывающее образа или понятийных знаний,

ничего не значит: оно лишь набор звуков.

Представления — степень перехода от ощущения к мысли. Диалектика чувственного и 

логического включает представление  как звено перехода от конкретного  к абстрактному.

Отражение мира происходит у человека не только на уровне чувственного, но и 

логического познания. Исходной формой мысли является понятие. Представление 

имеет самую тесную связь с содержанием  понятия. Конкретные понятия часто  опираются 

на зрительное представление.

По происхождению выделяют представления, возникшие на основе ощущений и восприятий,

воображения и мышления. Представления, возникшие на основе непосредственного 

отражения мира, составляют исходный фонд чувственных знаний личности. Они 

сохраняются в памяти и необходимы для узнавания, ориентировки в окружающей

действительности. Они составляют чувственную базу для формирования конкретных понятий

и понятий на небольших уровнях  обобщения и абстрагирования.

 

 

47. Понятие о мышлении

Мышление – опосредствованное  обобщенное отражение действительности человеком в 

ее существенных связях и отношениях. На чувственной ступени познания внешние

воздействия непосредственно приводят к возникновению соответствующих  образов в нашем 

сознании. Отражение объективной  действительности на логической ступени  познания

значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер,

т. е. совершается с помощью целой  системы средств, которые обычно отсутствуют на

чувственной ступени познания, представлены как проявления мышления на

чувственной ступени познания.

Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление

как опосредствованное отражение  действительности.

Мышление обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е.

образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и

может осуществиться отражение  на уровне мышления. Отражение действительности на

уровне мышления опосредствовано  также и словом.

Для того чтобы дать определение  какому-либо явлению, предмету или событию,

обычно недостаточным бывает его  одноразовое восприятие. Поэтому оказывается

важным накопить какой-то опыт, сохранить  в памяти целый ряд подобных

представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый  предмет,

надо иметь опыт определения  других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления,

словарный запас, необходимый для  формулирования определений, и составляют тот 

фонд знаний, посредством которых  совершается процесс мышления.

Мышление является опосредствованным  отражением действительности и потому, что 

оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое 

обобщение является результатом анализа  и сравнения отдельных объектов, выделения 

и абстрагирования того, что в  них является общим. Выделяя общее, мы обычно

опираемся не только на те объекты, которые  воспринимаем в данный момент, но

используем и те представления, которые имеются в нашем прошлом  опыте. Чем шире,

богаче прошлый опыт, тем более  широким и глубоким оказывается  и обобщение человека.

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком 

как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению человек отражает не только то,

что может быть непосредственно  воспринято с помощью органов  чувств, но и то, что

скрыто от восприятия и может  быть познано лишь в результате анализа, сравнения,

обобщения. Мышление позволяет устанавливать  различные связи и отношения.

 

 

48. Содержательные и операционные  компоненты мышления

Содержательные компоненты мышления. Человек познает объективный мир как через органы

чувств, так и логическим путем. Знания, полученные в результате чувственного познания,

существуют в сознании человека как образы тех явлений, которые  воспринимает человек.

Знания же, полученные в результате логического познания, существуют в виде

понятий. Понятийные знания являются результатом опосредствованного отражения  действительности

и включают в себя общее и существенное об определенном явлении, классе явлений.

Этим понятия отличаются от представлений.

Понятия отличаются от представления  тем, что представление всегда есть образ, а 

понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные,

и несущественные признаки, в понятии  сохраняются лишь существенные признаки.

Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие

признаки не случайных, отдельных  предметов, а то, что является общим  для всех

предметов данного класса. Понятие  является обобщенным отражением и потому, что 

оно обычно результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической

и теоретической деятельности многих людей. В силу последнего обстоятельства

понятие имеет и характер всеобщности.

Операционным компонентом мышления является система мыслительных операций:

анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации,

систематизации.

Каждая из этих операций выполняет  определенную функцию в процессе познания и 

находится в сложной взаимосвязи  с другими операциями.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных

признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения  отдельных элементов, которые выделены в 

результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается  сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения  предметов или явлений по их существенным

признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по

каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не

отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Все эти операции не могут проявляться  изолированно, вне связи друг с  другом. Для 

того чтобы что-то было выделено анализом, необходимо наличие целостного представления

об объекте. Это начальное представление  об объекте является результатом 

первичного, недифференцированного  синтеза.

 

 

49. Процесс решения мыслительной  задачи

Нахождение задачи и ее формулирование. С формулирования вопроса в проблемной ситуации

и начинается процесс решения задачи. Такое формулирование вопроса является одним 

из наиболее сложных этапов в  процессе решения задачи. Для формулирования вопроса 

нужно увидеть противоречивость проблемной ситуации, в той или иной форме сформулировать

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"