Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие о предмете психологии
2. Развитие психики животных
3. Возникновение и историческое развитие сознания человека
4. Сознание человека
...
88. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по общей психологии..doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

корысти и славы, карьеристских  соображений.

Отсюда следует, что при анализе  поведения и деятельности следует  не только

определить основные стремления, но и выяснить морально-психологические  устои 

личности, которые определяют ее жизненную  позицию, ее отношение к различным

сторонам действительности.

От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения,

когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних  стимулов,

которые не осознаны, т. е. не взвешена их личная и общественная значимость, не

учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

В качестве мотивов выступают различные  побуждения: осознанные потребности  и интересы

человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как 

компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.

Изучение мотивов человека имеет  важное значение для понимания морально-психологической 

сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду  в силу

потребности, другие – в силу сознания долга, а третьи – в интересах достижения

карьеристских замыслов.

Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития

личности.

 

 

16. Потребности

Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять  различные потребности: в пище,

одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в

определенных условиях жизни и  развития. Потребности отражают устойчивые

требования внутренней среды организма  или внешних условий жизни. Будучи осознанными,

они проявляются в форме мотивов поведения.

Потребности побуждают человека к  активности. Чтобы жить, люди создают  и развивают 

общественное производство материальных и духовных ценностей. Вместе с тем  сами

потребности развиваются с ростом производства. И это понятно: только процесс

удовлетворения потребностей ведет  к их развитию, а удовлетворение потребностей

полностью зависит от производства средств жизни и характера  распределения продуктов 

труда, господствующего в обществе. Только потребление воспроизводит  потребность.

Таким образом, все потребности человека общественно обусловлены, их развитие

определяется характером общественного  производства и распределения. Даже по

отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму их удовлетворения,

а по отношению к социально-духовным – как форму, так и их содержание.

Потребности определенным образом  влияют на переживания, мышление и волю человека.

В связи с удовлетворением или  неудовлетворением потребностей, в  зависимости от

средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или

успокоения, удовольствия или неудовольствия.

Потребности – основная побудительная  сила познавательной и практической

деятельности человека. Чтобы удовлетворить  свои потребности, индивид должен изыскивать

те или иные средства, а потому решать определенные теоретические и практические

задачи.

Воля также побуждается потребностями. Потребности проходят через человеческую

голову, т. е. осознаются, и проявляются  в форме воли. Благодаря волевому усилию,

настойчивости человек преодолевает трудности на путях к цели и практически решает

поставленную задачу, так или  иначе связанную с удовлетворением  потребности.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и 

взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе

направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может  подавлять 

все остальные и определять основное направление деятельности. Потребность  имеет 

тенденцию регулировать направленность психической деятельности индивида, но

вместе с тем она сама подвергается регуляции со стороны более высоких  побуждений,

таких как нравственно-политические убеждения, сознание общественного  долга и т.

д.

 

 

17. Интересы

Интерес – это избирательное  отношение личности к объекту в силу его жизненного

значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе

потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес 

выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся

интерес может стать потребностью.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания 

или общественного долга. Интерес  может появиться стихийно и неосознанно 

вследствие эмоциональной привлекательности  объекта, а уже потом осознается его

жизненное значение, которое может  определяться многими причинами: потребностями,

общественными требованиями, способностями.

Эмоциональная привлекательность  объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может 

быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах

субъекта. Объект привлекает внимание, доставляет радость, если по своим 

свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности.

Вот почему один и тот же объект не может увсех людей вызвать одни и те же переживания.

Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе людей, другие – возрастным

особенностям, третьи – социально-групповым  и четвертые – индивидуальному  складу,

специфическим склонностям, взглядам и вкусам личности.

Различия в отношениях к объекту  зависят от богатства или бедности личного опыта,

образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности, отражающего 

историю ее жизни и деятельности.

Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми.

Таким образом, интересы индивида хотя и зависят от особенностей объекта  и 

психических качеств самого индивида (его культуры, воспитанности, способностей и 

характера), в конечном итоге формируются  другими людьми, коллективом, обществом,

общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое

происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры

общества, развития социальных отношений  и т. д.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и

счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы

побуждают к деятельности, активизируют личность. И.П. Павлов рассматривал

интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа,

отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов  для 

развития личности и формирования знаний.

 

 

18. Мировоззрение и идеалы личности

Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое

мышление. Мировоззрение в узком  смысле слова – это система  взглядов на общественную

жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.

Следует различать мировоззрение  общества и мировоззрение отдельной личности,

принадлежащей к этому обществу. Мировоззрение общества выражается в идеологии,

или систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение  личности

составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной

жизни. Общественное сознание общества и сознание личности совпадают в  своей 

сущности, но могут различаться  по объему, глубине и степени действенности.

Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого

общества, отражает также и психологию этого общества. Мировоззрение личности

формируется под влиянием определенной идеологии. Чем более развито  общество, тем 

значительнее роль идеологии в  формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая

мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование

взглядов отдельного человека.

Мировоззрение личности прежде всего  отражает общественное бытие. Это отражение 

совершается в процессе жизни, в  реальных отношениях людей, в их деятельности.

Отражение общественного бытия  совершается опосредованно, когда  в процессе

обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработанными 

определенным обществом. Этот путь формирования сознания личности не менее  важен.

Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести

человека вперед в его борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии 

опосредованного отражения бытия  может правильно совершенствоваться и непосредственное

его отражение. Без сознательного усвоения передовых общественных идей личность

будет «блуждать в потемках». Она  не сможет глубоко понять общественные события 

своего времени, разобраться в  них.

Мировоззрение служит высшим регулятором  поведения и действий личности. Импульс  к 

действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств,

соотносится с морально-политическими  взглядами человека и, соответственно, санкционируется 

или затормаживается им. Твердость  мировоззрения придает определенность и 

стойкость личности.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее

целеустремленность, придавая стойкость  и твердость характеру, – оно  сказывается 

на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий,

привычек и наклонностей.

 

 

19. Понятие о группах и коллективах

Социальная сущность человека проявляется  в его материальной и духовной жизни.

Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы  в ее

повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

существования, умножила силы в борьбе с природой. Вместе с тем социальная среда,

взаимоотношения в труде явились  решающим фактором становления и  развития психики,

появления специфически человеческого  свойства – сознания.

Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в

нации, государства, классы, партии и  другие общности. Они складывались не по

желанию, а в силу объективных  законов. Каждая общность характеризуется  теми или 

иными психологическими особенностями.

Человек в течение жизни непосредственно  общается с другими людьми, реализуя свою

социальную сущность. Это общение  происходит в группах и коллективах. Эти общности

не однородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости

и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к 

нормам группы и др.

В зависимости от близости и глубины  складывающихся взаимоотношений выделяют

первичную группу – относительно устойчивое, немногочисленное по составу,

связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный

контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга  лично и 

общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой  задачи. Размер

первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

По принципу и способу образования  различают реальные и условные, официальные  и 

неофициальные группы.

Реальная группа – фактически существующее объединение людей с реальными  связями 

и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами. Она существует и функционирует

как общность. Общность людей, составленная номинально, называется условной

группой.

По такому же принципу выделяют возрастные категории детей-дошкольников, младших 

школьников, подростков, юношей для изучения анато-мо-физиологических,

психических и других закономерностей  и особенностей.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям  общества.

Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки группы. Однако коллектив

имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив 

– это группа, но не всякая группа – коллектив. При этом важнейший  признак коллектива

– общественная значимость целей  и задач – остается незыблемым. Если этого признака

нет, то группа не может называться коллективом.

 

 

20. Уровни развития коллектива

Коллектив как наиболее развитая общность людей не возникает сразу. Он формируется 

под влиянием внешних и внутренних сил. Рассматривая вопрос формирования

коллектива, нужно иметь в виду, что он вырастает из группы. Следовательно, на

ранних этапах он имеет признаки этой общности и лишь в развитии приобретает 

свойства коллектива.

На первой стадии группа людей объединяется требованиями руководителя. Каждый

член группы признает эти требования, выполняет их, и таким образом происходит

объединение, осуществляются и утверждаются связи между индивидами. На второй

стадии требования к личности предъявляет  группа. Это групповое требование также 

принимается личностью к исполнению. На третьей стадии личность предъявляет требования

сама к себе исходя из ценностных ориентаций, установок, целей коллектива.

Установлено, что низшим уровнем  объединения людей является конгломерат (используется

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"