Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

 

  1. Функции истории психологии.

Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно  выделить основные функции истории  психологии в развитии психологического познания.Во-первых - познавательная функция  истории психологии, состоящая в  вооружении ученого необходимой  ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической  науки; в расширении ее ресурсов за счет обращения к историческим корням, учета и использования того богатейшего  опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности..Во-вторых - организационно-научная функция  истории психологии, проявляющаяся  в ее роли как основы планирования и проведения актуальных научных  исследований - с учетом как успехов  и достижений, так и просчетов  и неудач, имевших место в истории  развития психологической мысли. Как  указывает Ярошевский, история психологии ориентирует исследователя, показывает "направление движения - откуда и  куда мы идем. "Память" науки, подобно  памяти человека, сберегается не ради нее самой, а ради будущего. Это  относится, разумеется, и к прошлому психологической мысли".В-третьих - функция стимулирования поступательного  развития психологического знания, направленная на предохранение ученого от "тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения  уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь "изобретать велосипед", выдавать исторически  сложившиеся идеи и представления  за новые открытия. Историческое исследование, "диагностируя" знание на предмет  его ценности, новизны, оригинальности, дает стимулы для поступательного  развития психологии, открывает пути для развертывания ее перспективных  направлений. В-четвертых - рефлексирующая функция истории психологии, состоящая  в формировании правильного понимания  и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, ее места в  научном познании и общественной практике: Ярошевский называет историю "великим полигоном, где на протяжении столетий проходят испытание познавательные возможности человека, той единственной лабораторией, где могут быть постигнуты возможности науки, ее сильные и  слабые стороны" . В этом смысле история  психологии определяется им как "жизнеописание, жизнепонимание этой науки" В-пятых - интегративная функция истории  психологии - "она раскрывает связь  психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии" В-шестых - воспитательная функция истории  психологии - знакомство с прошлым  научной мысли Человек не может  осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем  его индивидуальное Я. К таким  ценностям относятся и создаваемые  наукой…Приобщаясь к истории  науки, мы ощущаем причастность к  великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…" В-седьмых - прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных  линий развития психологии, осуществлении "вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции" http://www.psyche.ru/catalog/is1/element.php?ID=123

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место истории психологии в системе наук.

Психология расположена  как бы внутри пирамиды, стороны  которой — естествознание, обществоведение  и техника, а основание — философия. Но особо близка она медицине и  педагогике. Ее близость всем этим наукам, даже совместная с ними разработка многих проблем, не лишают ее самостоятельности. Во всех своих отраслях и разделах психология сохраняет свой предмет  исследования, свои теоретические принципы и свои методы изучения этого предмета. В центре всех проблем психологии всегда находится личность и ее деятельность. И по мере того как в условиях развития социалистического общества повышается роль личности в общественном развитии, возрастает и значение психологии в системе наук. В результате возрастания  роли психических факторов в общественной жизни и производстве непрерывно возрастает количество исследований, обогащающих психологическую науку  все новыми и весьма важными психологическими закономерностями, являющимися основой  педагогической, управленческой и производственной деятельности инженерно-технических  работников и квалифицированных  рабочих. Психология накопила столь  большой материал, что из нее выделились разделы, многие из которых стали  самостоятельными психологическими науками, имеющими свои отрасли.В основе их всех лежит общая психология , изучающая  общие закономерности психики, на которые  опираются все частные психологические  науки. Важнейшая задача общей психологии — раскрытие психологических  закономерностей формирования человека как всесторонне развитой, творческой личности. Личность формируется в  деятельности. Поэтому вторая задача общей психологии — изучение психологической  сущности деятельности человека. Главнейший вид деятельности — труд, психологическую  сущность которого изучает психология труда, в свою очередь тесно связанная  с целым рядом наук.Педагогическая психология как отрасль психологической  науки изучает психологические  проблемы воспитания и обучения. Она  дает психологии труда знания по всем психологическим вопросам коммунистического  воспитания, а также политехнического и профессионально-технического образования, раскрывает общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства (4). Она  непосредственно связана с профессиональной педагогикой и, в частности, с  психологией профессионально-технического образования. Изучая цели и содержание профессионально-технического образования, профессиональная педагогика исходит  из требований производства, выраженных в психологических характеристиках  профессий, а в вопросах определения  систем, форм и методов формирования профессионально-технических знаний, навыков и умений пользуется данными  психологии (1). Здесь уместно отметить, что входящий сейчас в обиход термин «инженерная педагогика» неудачен, так как профессиональную педагогику и разрабатывают и применяют  не только инженеры, но и другие педагоги, и мастера, и врачи, и музыканты, и художники.Возрастная психология подразделяется на психологию дошкольника, психологию младшего и старшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, психологию старости. Она изучает  возрастные особенности психических  явлений .Социальная психология обогащает  психологию труда, педагогическую и  возрастную психологию, а также педагогические науки учением о малых группах  и коллективах, межличностных отношениях, массовидных явлениях и психологической  совместимости различных личностей  в труде. Ее иногда называют «общественной  психологией». Из всех групп людей  наиболее совершенен трудовой коллектив, являющийся особо важным объектом изучения этой психологической науки .Психология религии как отрасль социальной психологии имеет значение для психологии производственно-технического обучения в связи с тем, что атеистическое  воспитание — это неотъемлемая часть  коммунистического воспитания (4). Медицинская  психология вместе с психологией  труда решает большой круг вопросов трудовой экспертизы, профессиональной ориентации, профессиональной адаптации  и психологического профессионального  отбора. Медицинская психология также  изучает причины несчастных случаев  на производстве, их последствия и  пути их профилактики; нарушения дееспособности, вызывающие нарушения психических  функций (в горячих цехах, при  повышенном шуме, вибрации и т. д.); проблемы профессионального утомления; вопросы  психогигиены в условиях производства.И  наконец, поскольку без истории  нет теории, система психологических  наук замыкается историей психологии, тесно связанной с общей психологией  и ее методологией .

 

 

 

 

 

 

  1. Источники изучения истории психологии.

Источниками изучения истории  психологии являются материалы, в которых  собран весь исторический процесс психологических  знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

Принцип историзма 

- рассмотрение опр-ного  отрезка развития мэуки в контексте  социокультурных условий, зависимость  его от общей ситуации в  науке в целом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области знаниями.

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических яв-ний от порождающих их факторов.

Методы истории  психологии

Теоретическая реконструкция 

[метод, заимствованный из других наук) - предполагает описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результаюм этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Изучение научных  школ

- изучение внутренних  аспектов и особенностей той  или иной школы, разработанных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.

Изучение архивных материалов -

поиск научных трудов и  их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование - беседа исследователя  с ученым, представителем той или  иной школы с целью получения  материалов в соответствии с конкретными  задачами исследования с помощью  определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого -создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

АНИЛИЗ научных ссылок - установление частоты 'дотирования  научных трудов с целью получения  сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии  науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории  психологии являются материалы, в которых  собран весь исторический процесс психологических  знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины и условия зарождения первых научных представлений о психике

Первые научные  представления о психике возникли в древнем мире (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме). Они отражались в трудах философов, медиков, педагогов. Можно  условно выделить ряд этапов развития научного понимания природы психики  и предмета психологии как науки.

На первом этапе психика рассматривалась  как душа (примерно 5 тыс. назад –  начало н. э.). Потом природа психики  связывается с сознанием человека (1 в. н. э. - конец XIX века). Во второй половине XIX в. возникает представление о  психике как поведение. В конце XIX в. психика человека все отчетливее связывается с самосознанием, позже - с личностью.

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они  возникали в системе первобытных  верований людей, в мифологии  и религии. По форме и по содержанию эти представления являлись донаучными и вненаучными.

Впервые научные  представления возникли в древней  философии и составили учение о душе. Это учение является первой формой знаний, в системе которых  начали развиваться психологические  представления. По мнению Л.С. Выготского, «психология как наука должна была начаться с идеи души».

Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так  как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы  о человеке, его душе. В связи  с этим встает проблема преемственности  в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада. Именно в античной философии Древней  Греции сложились психологические  представления западноевропейской культуры. Исследования также показали, что древнеиндийская философия  явилась источником философской  мысли Востока. Однако, когда психология выделилась в самостоятельную область  научного знания, ученых Запада стала  привлекать восточная мысль, ее глубина, сила ее воздействия на людей. Особенно большой интерес к Востоку  характерен для психологии в XIX – XX вв. (психоаналитическая концепция К. Юнга).

Поэтому, учитывая не изученность древнеиндийской  и древнекитайской психологии, начнем изложение процесса развития научных  психологических знаний с античной философии Древней Греции и Древнего Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные положения учения о душе в античной психологии

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось  как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античной философии был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит (IV в. до н.э.). Последователями Демокрита стали: Эпикур (IV – III в. до н.э.) и Лукреций (Рим, I в. до н.э). Систему атомистического материализма развивали Стоики (основатели стоицизма – Хризипп и Зенон, III в. до н.э).

Основой психологических  воззрений этих философов был  античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и  подвижности. Все вещи образуются из атомов. С точки зрения Демокрита, атомам не свойственны такие чувственные  качества как цвет и вкус. «Лишь  в общем мнении существуют цвет, в мнении – сладкое, в мнении –  горькое в действительности существуют только атомы и пустота».

Новые моменты в данную теорию внесли Стоики. Они разработали  учение о стадиях эволюции мира. В стоицизме образование мира рассматривается как превращение  первоначального огня в парообразную массу, из которой образуется неживая  природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое  время начинается обратный процесс, когда все превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Следующий  цикл – новое образование мира.

На основе атомистических представлений разрабатывалось  психологическое учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились  и решались практические вопросы  в области человеческого поведения.

Учение о душе в античном материализме. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких атомов, рассеянных по всему организму. Душа смертна и уничтожается вместе с телом; она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считал ее телом, хотя и особым телом.

Эпикур, Лукреций, Стоики продолжили разработку представлений Демокрита  о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать. Лукреций различал дух и душу: дух  называется умом, он душа души. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее  начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее происходит семь других частей души. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение – пневма, распространяющаяся от управляющих  частей до глаз; слух – до ушей; обоняние – до носа; вкус – до языка; осязание – до поверхности вещей, которых  можно коснуться чувствами. Из остальных  частей – одна воспроизводящая –  пневма от управляющей части до детородных органов. Другая, часть это то, что  Зенон называл голосом; пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка  и других органов речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Натурфилософские представления о человеке и космосе

Натурфилософия, или философия  природы. Это первая историческая форма науки, согласно которому все явления объясняются как часть природы, космоса. Натурфилософия возникла в V в. до н.э.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"