Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Выделение сознания в качестве предмета психологии

С именем Рене Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развивающемся в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Р. Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования сначала в рамках философии, а с середины XIX в. – психологии как самостоятельной науке. Р. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Р. Декарта философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» – последнее произведение, законченное Р. Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

 

  1. Родоначальник эмпиризма Ф.Бэкон 

 

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага – отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для создания новой науки о сознании.

В своей  работе «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» обосновал эмпирический метод познания – природу (и человека) можно познать, лишь подчиняясь ее собственным законом. Методом, адекватно раскрывающим природу, Ф. Бэкон считает научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую  теорию, выявляя правила перехода от частного к общему. Учение Ф. Бэкона оказало огромное влияние на все  науки и сделало его родоначальником  эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у  Ф. Бэкона орудием, которое вооружает  методом научного исследования, а  человек рассматривается как  часть природы и подчиняется  ее законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие психологических знаний Р.Декартом

Р. Декарт избирает в качестве первого шага к истине психологических знаний метод сомнения. Его следует применять  не всегда, а только «тогда, когда  мы задаемся целью созерцания истины», то есть в области научного исследования. Р. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое  сомнение используется как методический прием в целях философского и  научного исследований.

«Я  мыслю, значит – я существую». Р. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), то есть субъективных состояний.

Мышление  – это чисто духовный, абсолютно  бестелесный акт, который Р. Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Сознание Р. Декарт описывает в противоположность  телу, с которым отождествляет  материю и дает геометрическое представление  о материи.

В основе физической теории Р. Декарта лежит  идея о тождестве материи и  протяжения. «Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит  не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким  образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно –  субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны  также делимость, пространственная форма, перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого  данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения.

Сопоставление духовной и телесной субстанции привело  Р. Декарта к выводу «о полнейшей  разнице, существующей между духом  и телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». Из положения о двух абсолютно  противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме  себя самой, следовал вывод об их независимом  существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой  состоит в одном мышлении –  это душа, она «всецело и поистине раздельно с моим телом и может  быть или существовать без него».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монизм Б.Спинозы 

Новое решение проблем, выдвинутых Р. Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). По оценке Г.В.Ф. Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Р. Декарта. Главное сочинение – «Этика». Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм и теорем. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Б. Спинозы и Р. Декарта.

В отличие  от Р. Декарта Б. Спиноза разрабатывает  монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как  то, что существует само в себе и  представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это  одно и то же». Она в самой себе содержит необходимость существования.

Однако  Б. Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без  чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие  от конечных вещей содержит в себе существование, то есть ей свойственно  существовать. Отсюда Б. Спиноза выводит  следующие свойства субстанции:

      • она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя;
      • она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей;
      • в ней нет целей, она действует только по необходимости, то есть в соответствии с объективными закономерностями.

Субстанцию  Б. Спиноза называл Богом или  природой. Понятие «субстанция» у  выступает как выражающее бытие  вне нас существующей природы. Для  Бога в обычном смысле слова в  системе Б. Спинозы не остается места, его философия материалистична.

Он  выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны  мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения. Так Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Монадология Г.-В.Лейбница

Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.

Стержнем, образующим систему Лейбница, является ряд исходных методологических принципов, или законов. Принцип всеобщих различий - всеобщая изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как  абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость  состояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать  на качественное многообразие мира; принцип  тождества неразличимых вещей - не следует  различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот. Закон непрерывности - повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей  по степеням совершенства.

Закон дискретности  - сама постепенность  и непрерывность слагаются из малых скачков и разрывов, порождающих  индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие.

«Истинными  атомами природы» являются душеподобные единицы – монады, из множества  которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено.

Лейбниц полагал, что в исторической перспективе  развитие монад проходит несколько  стадий, каждой из которых соответствует  определенная форма монады. Самой  первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление и развитие эмпирической психологии (Т. Гоббс, Д. Локк)

Томас Гоббс (1588 – 1679) выступил против учения Р. Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые взаимно уничтожают друг друга. Под телесным бытием подразумевается существование, определяемое в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи. В таком контексте человек – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Т. Гоббс объяснить не смог: «самое удивительное обстоятельство то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания».

Таким образом, психика – эта  тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен. От эпифеноменализма Т. Гоббса начинается бессубъектная  психология, в которой сознание рассматривается  как картина механического сплетения  его содержания. Понятие «личность» не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса  о вменяемости человека при совершении каких-либо действий. По мнению Т. Гоббса, личностью является тот, чьи слова  или действия рассматриваются как  его собственные.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632 – 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. В 1690 г. вышло его основное философское сочинение «Опыт о человеческом разуме».

Цель Джона Локка - исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Учение начинается с критики теории врожденных идей. Источник знаний - опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве.

Идеи, по Локку, бывают простые и  сложные. Сложные идеи – это сочетание простых, соединение их вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Дж. Локк дал схему обобщения, которое включает следующие операции:

    1. Сначала эмпирические выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие.
    2. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам.
    3. После этого идеи, которые повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (называется абстрагированием).
    4. Затем абстрагируются те идеи, которые повторяются во всех объектах.
    5. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею, которая обозначается словом.

Одним из механизмов образования сложных  идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые  ввел термин «ассоциация идей». По Локку, ассоциация – это неверное, то есть не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея». Примерами являются наши симпатии и антипатии.

Несмотря на то, что Локк ввел понятия  ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная  психология.

 

 

  1. Становление и развитие ассоциативной психологии в XVII – XVIII вв. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли)

Дж. Беркли (1685 – 1753) был непосредственным последователем Д. Локка. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Дж. Беркли считал, «что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояния, то есть удаленность предмета от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положения предметов в пространстве относительно друг друга, – глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц». В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Д. Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений.Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность.Англичанин Дэвид Юм (1711 – 1776) в философии последователь Дж. Беркли, в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748), развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д. Локк, Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:1. Ассоциации случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.2. Ассоциации естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности. Эти ассоциации лежат в основе научного мышления (причинно-следственные отношения).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"