Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

Знание отношений причинности  не является априорным и устанавливается  в опыте.Английский врач Дэвид Гартли (1705 – 1757) также воспринял идеи Д. Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на труды И. Ньютона. В главном сочинении «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) Д. Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, то есть повторение ощущений без предметов); аффективный тон (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе физиологического механизма ассоциаций лежат вибрации, то есть материальные процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей.

В системе Д. Гартли нет  мышления как процесса. Рассматриваются  истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма  ассоциации. Новые мысли – это  только комбинации старых простых идей или разложение сложных.

Д. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических  явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они  выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений  и их взаимных связей посредством  ассоциации, взятых вместе и действующих  друг на друга».

 

 

 

  1. Французская школа XVIII в. (Э.Кондильяк, К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, П.Кабанис)

В философском отношении решающий шаг в ориентации психологии на объективное  и опытное изучение был сделан французскими материалистами XVIII в., одним из важнейших представителей которых являлся Э. Кондильяк. Душа человека, по его представлениям, представляет собой совокупность модификаций ощущений. Память, воображение, суждение – это разновидности различных сочетаний ощущений. Ощущения – единственный источник внутреннего мира человека. Общая концепция Кондильяка отличалась двойственностью. Он не отрицал, как Беркли, существование объективного мира. В то же самое время Кондильяк критиковал Спинозу за его учение о субстанции, пытался доказать, что за ощущениями нельзя увидеть какой-либо субстанции.

К. Гельвеции  также исходил из того, что основой всех знаний человека являются ощущения. Большую роль он отводил и памяти, которую считал «длящимся, но ослабленным ощущением». Гельвеций разводил понятия души и духа. Он считал, что душа, отождествляемая с психикой и сознанием, представляет собой врожденное свойство каждого живого существа. Ее содержание сводится к способности ощущать и себялюбию. Считал самолюбие главным мотивом наших действий. Гельвеции приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения.

Выдающимся просветителем, крупным  теоретиком педагогики был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он выдвигает понятие "естественного человека", наделенного различными моральными совершенствами. Человек, в его учении, от природы добр, обладает нравственным здоровьем и чувством справедливости. Отсутствие равновесия с природой, вызванное социальными условиями, сделало его злым и несправедливым. Отрыв от природных потребностей и наклонностей формирует у человека лицемерие, ложь, чувство отчуждения. Культура, по Руссо, исказила и обезобразила природу человека.

Под естественным человеком в его  концепции имеется в виду не конкретный исторический тип человека, а теоретическая  модель - идеальный образ. Она является точкой отсчета для понимания  и описания испорченной природы  современного человека. Сравнивая "естественного" и современного человека, он призывал людей задуматься о себе, о путях  своего нравственного возрождения.

Человек в концепции Руссо выступает  в своей целостности; он не только разумное существо, но и носитель страстей и чувств. Более того, чувство  генетически предшествовало разуму. Сам разум не только не отрицается Руссо, но и рассматривается как  оптимальный инструмент познания.

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом Пьером Кабанисом (1757-1808), автором известной формулы, согласно которой мышление это функция мозга. Предметом его размышлений стал вопрос, осознает ли подвергающийся казне на гильотине человек свои страдания. Ответ Кабаниса на этот вопрос был отрицательным: движения обезглавленного тела, по его мнению, носят рефлекторный характер и не осознаются, так как сознание - функция мозга. Тем самым Кабанис переносит на деятельность головного мозга понятие о функции, разработанное физиологией применительно к различным органам. Сознание рассматривается им как функция головного мозга. Выделяя в качестве внешних продуктов мозговой деятельности выражение мысли словами и жестами, он подчеркивал, что за мыслью скрыт неизвестный нервный процесс.

 

 

  1. Развитие ассоцианизма  в первой половине ХIХ вв. (Т.Браун, Дж.Милль, Д.С.Милль, А.Бэн)

XIX в. является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания. Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Т. Брауном, Дж. Миллем, Дж.Ст. Миллем, А. Бэном.

Томас Браун (1778- 1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: вывел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.К числу таких факторов он относил силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояния его здоровья и др.

Браун предпринял анализ мышления как  процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению. Браун развил учение об ощущениях, в  частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности  в существовании предметов внешнего мира.

Джеймс Милль (1773- 1836), в работе «Анализ явлений человеческого духа», которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Милль считал, что законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики, и служат ключом ко всем человеческим проблемам.

Он сводит всю психологическую  жизнь к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: в психическом  мире есть только одно явление - ощущение и только один закон - ассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными  способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа. Он выделил две  причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Он сформулировал  общий закон ассоциаций: идеи зарождаются  и существуют в том порядке, в  котором существовали ощущения как  их оригиналы. Поэтому ассоциации, по Миллю, могут быть только одновременными или последовательными.

Сын Джеймса Милля – Джон Стюарт Милль (1806-1873) стал говорить о «ментальной химии» -  в человеческом сознании происходит нечто подобное и тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементом, т.е. – появляется новый продукт. Многое из того, что воспринимается сознанием как простое ощущение (например, звук скрипки или вкус апельсина), - это результат синтеза многих компонентов, подобно тому, как например, вода представляется простой и единой, хотя она является соединением водорода и кислорода. Этот постулат Дж. Ст. Милля оказал большое влияние на работу первых психологических лабораторий. В них возникла программа, ставившая задачу добраться с помощью эксперимента до исходных «атомов» сознания, из которых создается его сложный состав. И тогда психология получит нечто подобное таблице Менделеева.

А. Бэн (1818 – 1903) в работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся «телесная система, хотя и в различной степени, связана с психическими функциями».

 

 

  1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в. (Ч.Белл, И.Мюллер, Ф.Галль, Г.Гельмгольц)

Выделение психологии в самостоятельную  науку закладывалось в 60-ые г.г. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И.М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.Решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и нервной системы.Английский анатом, физиолог, патофизиолог и врач Чарльз Белл экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние – чувствительные. Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги. Тем самым было установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс. Параллельно оно было совершено французским физиологом М. Мажанди и вошло в науку под двойным именем – «закон Белла – Мажанди». Ч. Белл сформулировал идею нервного круга или, как он назвал «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Идея нервного круга не получила развития и была введена в оборот в 30-ые г.г. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия обратной связи. Ч. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной иннервацией мышц-антагонистов: когда мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели сокращаются. Открытия Ч. Белла углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения.Одним из самых видных физиологов XIX в. был И. Мюллер основатель новейшей физиологии. Большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» В нем наряду с вопросами общей физиологии занимают данные по физиологии НС. Большое место в учебнике И. Мюллера отводится разделу о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха.И. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области науки. Доктрина включает 10 законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы – это посредники между воспринимаемыми объектами и умом, и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики. По И. Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Второй закон И. Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения. В основе теории И. Мюллера лежит неправомерное допущение о том, что органы чувств и проводящие нервные пути обладают своей специфической энергией изначально, и, следовательно, ощущение зависит не от природы раздражителя, а от самого органа или нерва и является выражением его специфической энергии.Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г. Гельмгольц Г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени он разрабатывает проблемы зрения. В результате рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» В 1863 г. выходит еще одна его работа «Учение о слуховых ощущениях». Здесь даются физическая характеристика звука, анатомия и физиология органа слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Таким образом, к 60-ым гг. XIX в. благодаря работам Э. Вебера и Г. Гельмгольца три органа чувств – осязание, зрение и слух – получили капитальную разработку. В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга. В первой четверти XIX в. известный австрийский врач и анатом Ф. Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования от белого вещества. Наибольшую известность, получила френология Ф. Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способности человека.

 

  1. Исследования ощущений Э.Вебером и Г.Фехнером

Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог Г. Т. Фехнер (1801-1887). В своих работах он опирался на труды анатома и физиолога Э. Г. Вебера, исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Вебером был открыт эффект температурной адаптации, выделены три вида кожных ощущений: ощущения давления, или прикосновения, температурные ощущения, ощущения локализации. Исследования осязания, предпринятые Вебером, показали, что различные участки кожи обладают разной чувствительностью.

Однако наибольшее значение имели  проведенные Вебером в 30-х годах XIX в. исследования по изучению соотношения  ощущений и внешних воздействий, которые их вызывают. Эти работы показали, что для восприятия разницы  в двух ощущениях новый раздражитель должен отличаться на определенную величину от исходного. Эта величина представляет собой постоянную долю исходного  раздражителя.

Именно эти работы Вебера и привлекли  внимание Фехнера, который из-за болезни  и частичной слепоты занялся  философией, уделяя особое внимание проблеме отношений между материальными  и духовными явлениями. С улучшением здоровья он стал изучать эти отношения  экспериментально, применяя математические методы.

Первые эксперименты Фехнера показали различия между ощущениями в зависимости  от первоначальной величины вызывающих их раздражителей. Так, звонок колокола в дополнение к уже звучащему  одному колоколу производил иное впечатление, чем его присоединение к десяти колоколам.

Затем Фехнер занялся изучением  того, как изменяются в этих условиях ощущения различных модальностей. Опыты  ставились над ощущениями, которые  возникают при взвешивании различных  предметов, при восприятии предметов  на расстоянии, при разной их освещенности и т.д. Оказалось, что различие между  исходным и новым ощущениями не одинаково. Оно является одним при восприятии различий между оцениваемыми по весу предметами, другим при различении изменений в освещении. Так появилось  представление о пороге ощущения, т. е. о величине раздражителя, вызывающей либо изменяющей ощущение. Была установлена  закономерность: для того что бы интенсивность ощущения росла в  арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула (закон Вебера-Фехнера). Из своих  опытов Фехнер вывел общую формулу: интенсивность ощущения пропорциональна  логарифму величины стимула (раздражителя).

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"