Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи истории психологии. Основные подходы в ее изучении.

1. Предмет и  задачи истории психологии. Основные  подходы в ее изучении.

Предмет ист.псих. – не психич. реальность, а лишь представления, кот. меняются. Представления о душе. Исторически сложившиеся познават. формы развития психологии. Предлагаемые объяснения их сущности, возникновения, распространения, утрата. Задачи: 1. Сравнение, сопоставление различных направлений, закономерностей их вознакновения и последующей эволюции. 2. Ознакомление с осн. понятиями в историч. контексте.Подходы: 1. Персональный – опр-я фигура в истории. 2. Контекстный – историч. контекст. условия. 3. Контрастирующих пар – фрейдизм / гуманистическая психология. 4. Парадигмальный – парадигма – образец науч. практики. 5. Категориальный – в процессе развития науки возникают новые понятия. 6. Изучение научн. школ. Историч. периоды: 1. Первобытное общество – мифологич. мышление до возникновения философии. 2. Античность – возникновение философии. 3. Средневековье – становление религиозн. мировоззрения. 4. Возрождение – провозглашение человека лучшим созданием Бога. 5. Новое время – философ. постановка псих. проблем. 6. Просвещение – зарождение психологии как науки. 7. Модернизм – кризис психологии, расцвет – появ-е новых направлений. 8. Постмодернизм. Методы: 1. Теоретическая реконструкция. 2. Работа с документом. 3. Биографический. 4. Цитирование.

Предмет истории психологи

В отличие от предмета и методов психологии, в  истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки.

Сама историческая мысль также имеет историю. История  исторической науки есть историография. Ее предмет – характеристика историков, историографических концепций.

Задачей истории  психологии является анализ возникновения  и дальнейшего развития научных  знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о  психике, результаты других ненаучных  способов умственной деятельности при этом не рассматриваются.

За всю историю  развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Новая постановка проблемы предмета психологии была намечена в  отечественной психологии в 20-х годах и развита в советский период. Ее основу составляют положения о роли деятельности в формировании психических свойств и процессов человека и животных, выходящие к философии  К.Маркса и теории отражения В.И. Ленина. Маркс писал: «История промышленности и возникшее предметное бытие промышленности является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией. Поэтому такая психология, для которой эта книга закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой»*.

В связи с  историческим фактом изменчивости взглядов на предмет психологии возникает  проблема преемственности, т.е. поступательного  развития знания и прогресса в  психологической науке. В целом  развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний, если критерием прогресса считать степень приближенности к познанию изучаемого объекта – психического. В рамках науки о душе психология была скована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход к изучению сознания связаны с выделением психики (правда, лишь сознаваемой психики) в качестве объекта исследования. При этом сознание выступало одновременно и как предмет изучения, и как объяснительный принцип. Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизма психологии сознания и вышла на пути объективного исследования. Но этот прогрессивный шаг был сделан за счет утраты самого объекта изучения – психики и сознания. На последнем к настоящему моменту этапе развития психологической мысли восстанавливается единство исторически разорванных сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществления объективного подхода к психологическому познанию.

Если в целом  история свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, то на отдельных отрезках пути ее развития положение является более сложным. Не всегда то знание, которое появилось  позже, оказывалось одновременно и  более содержательным, прогрессивным во всех своих аспектах; нередко в новой концепции отбрасывалось то положительное, что было в старой. Так, гештальтпсихология, выступившая против ассоцианизма, в глобальной критике этого направления утратила проблему возрастания опыта в процессе развития субъекта и превратилась в антигенетическую теорию, что существенно ограничило ее объяснительные возможности.

Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс, на пути которого возможны зигзаги, не узнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте», кризисы. Но в целом «Смена научных мнений – это развитие, прогресс, а не разрешение»*: прослеживание процесса роста психологических знаний в хронологической последовательности их появления при постоянном внимании к оценке достижений – и потерь – на каждом временном этапе раскрывает все новые и новые стороны психической реальности и все полнее объясняет их.

Задачи истории  психологии. Перечислим главные задачи истории психологии как особой отрасли знания.

Имеется определенная последовательность в смене основных "формаций" научного мышления (его стилей и  структур): каждая "формация" определяет типичную для данной эпохи кар  тину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних категорий и понятий в другие) изучаются историей психологии и только ею одной. Отсюда ее первая уникальная задача: изучить закономерности развития знаний о психике. Вторая задача – раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. Третья задача – выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы). И, наконец, четвертая задача – изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Подходы к изучению истории психологии.

«Персоналистский» подход в противовес «контекстному».

Персоналистический  подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Излагая историк! психологии, они соотносят ключевые моменты созданного автором учения с его биографией и личными особенностями. Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла бы в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», «интеллектуальный климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли.

Диадный подход (диада==«контрастирующая пара») Предполагается, что научная мысль развивается. сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает развитие психологии между 10-ми и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Д. Брунер и Г. Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад' «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта - свобода воли» К первой группе он отнес бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе - персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации.

Парадигмальный  подход (Т. Кун: «парадигма - это общепринятый образец актуальной научной Практики»). По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой.

2.Первобытный этап развития психологии: общая характеристика. Анимизм и гилозоизм. Представления древних египтян, китайцев, индийцев о душе.

Психология  первобытного общества. Понятие о  душе. Захоронение тела в землю – признак отделения от животных. 1. Осн. категория – анимизм. Анима = душа. Вера в одушевленность предметов. 2. Гилозоизм – одушевление мира в целом (космос). Переход к монотеизму. Гилозоизм породил натур-философию. Представители: Гете, Геккель, Блаватская, Циолковский. Различие анимизма (одухотворение всех предметов) и гилозоизма (наличие разума во всех агентах). Представляли душу отдельной от чел. и она может перемещаться после его смерти. Анимизм. В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником – душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. "анима" – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового (в смысле знания о психической деятельности), сколько к истории общих воззрений на природу. Сдвиги в понимании природы и человека, совершившиеся в VI веке до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психической деятельности. Труды древнегреческих мудрецов привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма. Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух"). Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху люди, говоря о душе ("псюхе"), связывали между собой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании), хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством – всеми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их "двойниками" или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном сознании. Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих “материя” и “жизнь”), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы. Гилозоизм. Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древ негреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания. У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований. Итак, душа по верованию египтян состояла из: 1. Ба - так называлось воображаемое существо, представляющие собой душу человека и душу бога. Иногда баявлялось синонимом слова "бог" и одновременно слова "душа". Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подыматься на небо, однако в конце все же возращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра - даже целых семь. 2.Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, что бы ка нашла там убежище. Иногда слово ка переводят как "двойник" души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возращаться в гробницу. 3.Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса. 4.Шу - это слово можно перевести как "тень". Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона. 5.Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина. 6.Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплошение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки". Жители Древнего Китаяверили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей. Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в клали оружие, драгоценные предметы утвари. В середине I т. д.н.э. в Китае формируются три главных идеологических направлений, вследствие трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Религиозный даосизм - его основу составило понятие «абсолютное дао», суть которого сводилось к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. Конфуцианство. Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов. Основное содержание конфуцианства – это обожествление императора и освещение его власти, император почитается как наместник бога на Земле. Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на категории: высшая включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра. Буддизм - жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавление всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа. В основе культа предков лежало представление китайцев о том, что смертно только тело, а душа человека и после смерти продолжает жить. Душа может пользоваться всем, что принадлежало этому человеку при жизни. Местом ее обитания могла быть комната, в которой раньше жил этот человек, могила, в которой покоится его прах, специально построенная для почитания усопших домашняя молельня, храм (где, как полагали древние жители Китая, живут души государственных деятелей и военноначальников), и даже небо, солнце и звезды. Душа может также воплощаться в различные растения и животных Душа человека после его смерти, считали китайцы, сохраняет связь с живыми, прежде всего с родственниками, она может вмешиваться в их жизнь. Для того чтобы обеспечить душе безбедное существование, ее регулярно снабжали всем необходимым: пищей, одеждой, домашней утварью. Все это доставлялось душам предков путем жертвоприношений; вещи сжигались на жертвенном огне, и, превращенные в дым, они потреблялись душой. В жертву также приносили людей, закалывали животных. Однако постепенно, начиная с середины I тыс. до н.э., настоящие предметы все чаще заменялись игрушечными, сделанными из глины или бумаги — в этом случае обслуживание предков становилось значительно менее обременительным. Если о душе никто не заботился, полагали китайцы, она непременно станет злобной и мстительной и нашлет на живых болезни и несчастья. Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или в другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной. По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает "дело", "действие", которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы - закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души. В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека - йога. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Правильная жизнь была условием того, что после смерти человек вновь мог родиться, но уже в иной, более высокой касте, а за глупую никчемную жизнь он мог быть наказан рождением в образе какого-нибудь животного, насекомого или растения. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и действие.

Наименованиевременногопромежутка

Первобытное время

(до V – III вв до н.э. \ 20-30 тыс. лет назад)

Общая характеристика

Период в истории человечества до изобретения письменности, после  чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

Основные идеи

Первобытные представления  о психике возникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя, как части окружающего мира, созданного богами.

Анимизм представляет собой совокупность верований, характерную для племенных сообществ. Анимизм включает в себя веру в духов, одушевление явлений живой и неживой природы.

В науку термин анимизм (от латинских слов anima — душа и animus — дух) ввел немецкий ученый Г. Шталь в начале восемнадцатого века. Дальнейшее научное развитие идеи анимизма связано с именем английского этнолога и культуролога Э.Тэйлора (вторая половина девятнадцатого века). Он понимал под анимизмом некую начальную стадию развития религии, характерную для первобытных обществ. Одним из ключевых взглядов Тэйлора была идея о том, что все современныерелигии мира — от примитивных до самых высокоразвитых — имеют в качестве своего источника анимистические воззрения.

В качестве научной доктрины анимизм просуществовал недолго, так как был быстро развенчан научным сообществом как несостоятельный. Основным аргументом, направленным против анимизма, была узость его взглядов — ведь как показывают исследования, ни одна из религий мира, даже самая примитивная, не исчерпывается верой в души и духов. Поэтому в современной науке под анимизмом понимают верования первобытных народов, которые до сих пор имеют место в различных местах земного шара.

Например, на территории России есть множество малых народов, которые придерживаются анимистических воззрений — это нанайцы, негидальцы, орочи, тофалары, удегейцы, ульчи, хакасы, ханты, шорцы, эвенки и др. Как видно из перечня, большинство их населяют север европейской части России, Сибирь и Дальний Восток.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"