Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Неоплатонизм (Плотин)

Последний этап развития античной философии связан с неоплатонизмом. Наиболее видным его представителем был Плотин (204/205 — 270).Плотин был оригинальным мыслителем Рима.

Главная задача, которую  поставил перед своей философией Плотин, заключалась в том, чтобы  последовательно вывести из божественного  единства как начала всякого бытия  все остальное, что существует в  мире, и указать путь, обратно  ведущий к исходному единству. Мыслитель полагал, что задача эта  не научная и не философская, а  религиозная теософская. Решается она  путем мистического богопознания. Однако средствами для этого служат философия  и диалектика.Способность мистического богопознания осуществляется с помощью  интеллектуальной интуиции, которая, по мнению мыслителя, свойственна лишь немногим. С ее помощью постигается  единое, лежащее в основе мироздания, и являющееся причиной и условием всего сущего. Единое как бы созерцается  душой.

Согласно Плотину, из Единого  происходит Ум, в котором различаются три момента:

  1. понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление. Из Ума происходит бытие, оно же является действующей причиной всего. Из него же возникает Душа, которая подвижна. Из Души происходят многочисленные души людей. Души пребывают в материальном мире. Этот мир драматичен. Душа человека приобретает успокоенность, лишь стремясь к Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие психологических воззрений в странах Древнего Востока

Во всех странах Востока решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненности считались  два начала: густота крови и  ее насыщенность воздухом. Если мысли, по мнению древних, локализовались в  сердце, то чувства — в печени.

От древних медиков идет и  учение о темпераментах. За основу темперамента индийские и китайские врачи  принимали три элемента: воздухо-подобное начало, желчь (иногда кровь) и слизь. Китайские медики, например, выделили следующие типы людей:

1) с преобладанием желчи (или крови) — сильный, храбрый, сходный с тигром;

2) с преобладанием воздуха — неуравновешенный, подвижный, подобен обезьяне;

3) с преобладанием слизи — медлительный, малоподвижный.

Философские направления складываются в Индии и Китае в середине I тыс. до н. э. При этом проблема души рассматривалась, прежде всего, как этическая с точки зрения правильного поведения, усовершенствования личности, достижения блаженства. Стремление разрешить этические вопросы определило живой интерес к психологии индивида.

Китайский мыслитель Конфуций (551—479 до н. э.) поставил проблему соотношения врожденного и приобретенного в человеческой психологии. Он считал, что человек по природе добр, а портят его внешние обстоятельства. Стало быть, нужно преодолеть их вредоносное влияние, воспитывая способность к самоуглублению и внутреннему совершенствованию. Эту же точку зрения отстаивал крупнейший последователь Конфуция — Мэн-цзы (372—289 до н. э.).

В основе ряда индийских теорий умственной деятельности лежит идея неразрывной  связи органа познания с объектом познания. Различают общение с  объектом, созерцание, ассоциации, восприятие, интеллект. Шел поиск переходных моментов от ощущения к мышлению. Большое  место в психологических учениях  индусов занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а также возможностях особого, сверхчувственного  восприятия, изучаемого йогой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности понимания человека в русле христианского вероучения

 

Психология  в Средние века приобретает этико-теологический  мистический характер. Развитие положительных  знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется  задачам богословия: показать, как  дух человека возвышается до царства  благодати. Работа под знаком такого определения цели совершалась в  долгий промежуток времени между  наивысшими стадиями развития патристики и схоластики (400 – 1250), отчасти в  направлении, намеченном Августином и  мистическими течениями, отчасти в  связи с исследованиями познавательных процессов. «Бог и душа влекутся друг к другу, и нет ничего, кроме  этого, ровно ничего» – считал святой Августин.

Августин Блаженный (354 – 430) большое внимание уделял проблеме человеческой личности и развития общества. Проблема личности рассматривается им в «Исповеди» – лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого самоанализа Августин раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивости этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавляя его от греха. Проблема развития общества рассматривается в его работе – «О граде Божием». Авторитет Августина в вопросах философии и теологии в эпоху Средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до XIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития психологии в средние века (Августин Блаженный, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, схоласты)

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика. Этот особый тип философствования с XI до XVI вв. сводился к рациональному обоснованию христианского вероучения. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись вербальными ухищрениями.

Августин Блаженный (354 – 430) большое внимание уделял проблеме человеческой личности и развития общества. Проблема личности рассматривается им в «Исповеди» – лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого самоанализа Августин раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивости этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавляя его от греха. Проблема развития общества рассматривается в его работе – «О граде Божием». Авторитет Августина в вопросах философии и теологии в эпоху Средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до XIII в.

Фома Аквинский (1226 – 1274) – самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма. Он признавал значимость телесного – «человек есть не только душа, но и некое соединение души и тела». Цель человека он видел в достижении загробного блаженства, а средством его достижения считал добродетельную жизнь. Считал, что все виды власти от Бога, но отдавал предпочтение монархии. Основной принцип философии Фомы Аквинского – гармония веры и разума.

Искателем новых путей, предтечей  эпохи Возрождения был Роджер Бэкон (1214 – 1292). В спорах со схоластами он провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Р. Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Р. Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. 

Энергичным проповедником  номинализма был Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной истине", он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось правило (известное под названием "бритвы Оккама"), согласно которому "не следует умножать сущности без надобности".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вклад арабоязычной культуры в развитие психологии (Авиценна, Альгазен, Аверроэс)

 

Историческая заслуга арабоязычной культуры, состоит в том, что она  вернула народам Европы греческую  философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. Крупнейшими ее представителями являются Авиценна (Ибн Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души.

Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс «не остановился перед объяснением теснейшей связи между состояниями сознания и физиологическими явлениями; некоторые силы души он прямо называл продуктами телесных органов». Он развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом, арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным».

Из растущего влияния исследования природы, математических, астрономических  исследований выделился вопрос: вера или знание? В эти бурные прения вмешалась церковь в лице крупнейшего  служителя Фомы Аквинского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Номинализм У. Оккама, Д. Скотта, П. Абеляра.

Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей   или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека.         Наиболее энергичным и последовательным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Вильям Оккам. утверждал, что философия, опирающаяся на логические рассуждения, и религия, черпающая свои истины в Священном Писании, имеют различные предметы исследования. Предмет философии - познание природы, а религии - моральная сфера человеческой жизни.  Он призывал опираться в познании на чувственный опыт. Считал, что универсалии не являются реальными субстанциями, имеющими свое существование вне человеческой психики. Они не содержатся в единичных вещах в качестве чего-либо особенного и реального, а существуют только как интенции в душе.   Оккам отрицает теорию образов, и заменяет ее идеей о знаковом характере умственного и чувственного образа. Слово - знак вещи. Ощущение - знак предмета (как дым - знак огня, улыбка - знак веселья). Он выделяет 2 системы знаков: 1) естественные - обозначающие вещи (мысли о вещах); 2) искусственные - обозначения (человеческая речь как последовательность слов). Общее существует и в слове, и в сознании. И хотя определение образа как знака вещи неточно, но в то время этот подход был важен, фиксируя и подчеркивая наличие связи между психикой и внешним, предметным миром.          Деятельность воли Оккам ставил выше разума. Отстаивая идею единства души, он отрицал наличие в ней множества душевных способностей (сил), но указывал на различные акты, функции души.          Шотландский ученый Дунс Скотт Он выступал за разграничение ума и веры, философии и теологии. На первое место выдвигал волевое начало как лежащее в основе творения мира. Отстаивал свободу воли человека, рассматривая ее как сущностную характеристику души. Развивал номиналистичекую идею о том, что индивидуальное выше общего. Принцип индивидуализации он связывал не с материей, а формой. Формы присоединяются к материи как видовое отличие к роду, и результатом становится возникновение реальных индивидуальных вещей. Так из аморфной, неопределенной первоматерии образуются реальные единичные вещи.  Пьер Абеляр, автор работы "История моих бедствий", произведения-исповеди, представляющего глубокий анализ психологии жизненного пути человека.          Абеляр доказывал преимущество знаний перед слепой верой, сравнивая человека, читающего Божественные тексты и не понимающего их, с ослом, играющим на лире. Высказывал сомнение в истинности многих интерпретаций Священного Писания. Доказывал, что разум не должен опираться на "истины веры". Разум обособляется им от веры и становится ее условием ("понимаю, чтобы верить"). 
          Он считал, что универсалии не обладают самостоятельной реальностью; реальны отдельные вещи. Но универсалии получают определенную реальность в сфере ума в качестве понятий. Основа знаний - чувственное восприятие, в котором человеку дано единичное.   

 

 

 

 

  1.  Особенности развития психологии в эпоху Возрождения (Б.Телезио, А.Везалий, П.Помпонацци, Леонардо да Винчи)  

В XIV в. в Италии начинается новая эпоха Возрождения, создавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития – раннекапиталистическую, вновь проявилось влияние античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов: А. Данте (1265 – 1321); Ф. Петрарки (1304 – 1374); Д. Боккаччо (1313 – 1375). Здесь проявляется большой интерес к человеку, к его переживаниям. Происходит «открытие человека».Среди первых крупных мыслителей видное место занимает П. Помпонацци (1462–1524). В книге «О бессмертии души» Помпонацци указывал, что Бог в делах природы участия не принимает. Бессмертие Бога и вечность души опытным путем установить невозможно. Душа – это земное, природное свойство, связанное с жизнедеятельностью организма.Б. Телезио (1508–1588). По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе она пассивна. Для того чтобы она могла проявиться в многообразии, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное термином «дух».Фундаментальный труд А. Везалия о строении человеческого тела. Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Из всех областей естественнонаучные направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. В анатомии Андрей Везалий (1514 – 1564) выпустил фундаментальный труд «О строении человеческого тела» (1543). Книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок, ибо он судил о строении тела человека на основании данных, которые черпал при анатомировании обезьян и собак.Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1515). Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, – "божественная наука живописи". При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах. "Живопись, – писал Леонардо, – распространяется на философию природы". Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"