Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

Основные особенности  данного периода:

- Космологизм: в центре внимания философов находился античный космос, его возникновение и устройство. Космос рассматривается как большое, но конечное материальное тело, построенное по законам математической пропорции, подобно пропорциям совершенной структуры. Это - идеал гармонии, к которому должен стремиться в своей жизни и человек. Космос - образец для подражания во всех сферах жизни.

- Объективизм - вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно. Даже разум и душа человека рассматриваются как жалкое подражание объективному разуму и душе космоса. Жизнь человека подчинена тем же природным законам, что и жизнь космоса.

- Синкретизм: невыделенность человека из природы и общества. Человек античности не воспринимал себя как самодостаточную личность, противостоящую природе, роду, полису. В древнегреческом языке даже нет термина «личность».

Основные школы  и представители данного периода:

1) Милетская школа. Ее основатель - Фалес, политик и философ. Архэ (первоначало) для него - божественная разумная вода. Еще один представитель данной школы Анаксимен считает началом всего воздух, элемент, который в силу своей легкости и невидимости совмещает в себе как физические, так и духовные характеристики. Сгущение воздуха порождает воду и землю, из которых образуется земля, разрежение - огонь, из которого образуются звезды, солнце и луна.

2) Пифагор и пифагорейцы. Основателем данной школы является великий греческий философ Пифагор. Он полагал, что начало всему - число. Число мать всему и отец всему. Все есть число: душа, справедливость, гармония, пропорция, космос. В основе мира лежит единица или монада, нечто единое и неделимое, неразложимое на составные части, в геометрии это точка.

Постоянное движение и изменение  космоса, согласно Гераклиту, происходит под контролем устойчивого и неизменного космического ума-логоса, тождественного с огнем, из которого происходит все существующее. Огненный разум космоса представляет собой единство материального и идеального, гармонии и хаоса, покоя и движения, времени и вечности. В космосе происходит постоянный переход противоположностей друг в друга, одних вещей в другие.

3) Элейская школа. Главной проблемой рассуждений элеатов является единство космоса, которое может быть постигнуто только разумом. Элеаты продолжают идеи Пифагора, учившего о единице как первоначале всего существующего. Основателем этой школы является Ксенофан, который в своих произведениях отождествляет КОСМОС с единым Богом, постигаемым разумом, но не чувствами.

Эмпедокл, философ и маг, рассматривает возникновение космоса как результат взаимодействия четырех материальных элементов с идеальными силами любви (притяжения) и вражды (отталкивания).

4). Левкипп и Демокрит, представители школы атомистов, по-своему переосмыслили идеи Элейской школы. Признавая основой и первопричиной всего существующего атомы (единицы), Левкипп и Демокрит также признавали первоначалом пустоту или небытие. Атомы - умопостигаемые сущности, совмещающие материальные и идеальные характеристики, отличающиеся друг от друга формой, положением и отношениями с другими атомами. Каждый атом неповторим, напоминая собой миниатюрную совершенную скульптуру. Находясь в постоянном движении и соединяясь друг с другом, атомы образуют космос и отдельные вещи.

Афинский философ Анаксагор доводит до конца логику развития натурфилософии. В его учении идеальное первоначало - космический Ум - упорядочивает и структурирует материальные частицы, «гомеомерии», каждая из которых содержит в себе физические характеристики всего существующего. Космический ум приводит в движение находящиеся в хаотичном состоянии гомеомерии, разделяя их и затем создавая из них космос. Таким образом, главную роль в космосе играют уже не физические элементы, а чистый и объективный космический Ум. Философия Анаксагора является провозвестником нового этапа в развитии античной философии, когда в центре внимания будет уже не космос, а мышление, ум, как космический, так и человеческий.

 

 

  1. Материализм Демокрита.

 

Демокрита (460–370 гг. до н. э.) был представителем атомистического материализма. Он полагал, что все сущее состоит из двух начал - бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы - мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов. Душа - это особое тело, она материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему телу. По своей форме и активности это атомы огня. Душа понимается им как продукт распределения атомов в теле, именно по причине движения этих атомов движется тело. Душа принадлежит даже мертвому телу, но только в малых количествах. После распада тела атомы выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. То есть душа также смертна. Посредством дыхания душа непрерывно материально обновляется. То есть для него душа не принцип, а продукт организации тела. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для восприятия. Мозг - место высших душевных функций. Сердце - орган благородных страстей, печень - орган чувственных желаний и вожделений. Выделялось два вида познания - ощущение и мышление. Первое дает единичное представление, оно не может проникнуть глубоко, до уровня атомов. В учении Демокрита об ощущении содержится непоследовательность, связанная с различением качеств, которые существуют объективно, и лишь “в общем мнении”. От вещей истекают тончайшие пленочки, копии, эйдолы, по внешнему виду подобные самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы. Он получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения же мы видим в следствии вхождения в нас образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств. Мышление по своему механизму аналогично ощущению. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Идеалистические учения Сократа и Платона.

Наиболее последовательно и  обоснованно сформулировал идеалистические  взгляды Сократ (470 – 399 г. до н.э.). Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений. В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно — как нечто, отличное от тела. Душа невидима в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божественным. Он защищал бессмертие души.

Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа  – Платона (472 – 347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные сочинения: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Центральной философской проблемой  Платона, является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие  от идей материя – это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой  вещью, то есть всем при соединении с определенной идеей. Составной  частью идеалистической философии  Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром  идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она  вступает в соединение, с каким  бы то ни было телом. В своем первобытном  состоянии она составляет часть  мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение  универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.

Первое – вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое  существо (животные и растения) стремится  удовлетворять свои телесные потребности. Оно составляет большую часть  души каждого человека. Другое –  разумное начало противодействует стремлениям  вожделеющего начала. Третье – «яростный  дух», этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником  того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод и стужу».

 

  1. Учение о душе Аристотеля

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.). По словам Г.В.Ф. Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в  психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель – автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы  идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей.

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Системе  Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позиции объективного идеализма.

Душа, по Аристотелю, есть форма  живого органического тела. Это означает, что она есть суть тела, причина  и цель всех его действий. Все  эти характеристики он объединяет и  обобщает в специальные понятия  «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность  его жизненных функций. Как и  Платон, он также предлагает классификацию  души. В основе классификации лежит  выделение трех ступеней, при этом способности высшей ступени, включают способности предыдущих и не могут  существовать без них.

Растительная и животная душа понимались материалистически. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделена от тела, ее сущность божественна. После  смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

 

  1. Учения античных врачей (Алкмеон, Гиппократ, Гален)

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине. Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460 – 377 г. до н.э.) – «отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Но, наибольшую известность получило его учение о темпераменте.

В Александрии (III в. до н.э.) некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных людей». Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских врачей – Герофила (установил разницу между нервами, сухожилиями и связками; описал устройства глаза; мозговые оболочки) и Эразистрата (подробно описал различные части головного мозга, обратил внимание на извилины). Все эти анатомо-физиологические сведения объединил и дополнил римский врач Гален (II в. н.э.), автор сочинения по медицине, анатомии, физиологии; которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга: «…врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также он развил учение о темпераментах Гиппократа. Всего он выделял 13 типов темперамента, из них 1 – нормальный, 12 – как отклонение от нормы.

Таким образом, основным предметом  исследования в психологических  системах античности является душа; внутренний мир еще не выделяется в качестве самостоятельного предмета исследования. По мнению Н. Н. Ланге, греческие мыслители  «много рассуждали о видах познания …, но понятие сознание почти игнорировалось ими».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности эллинистической психологической мысли (киники, эпикурейцы, стоики)

После походов македонского царя Александра (IV в. до н. э.) возникла крупнейшая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории Древнего мира – эллинистический – с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока.

В это время доминировали две философские школы – стоиков  и эпикурейцев. Связанные корнями  со школами классической Греции, они  переосмыслили их идейное наследство соответственно духу новой эпохи.

Стоики (Афины). Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. Основатель - Зенон. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций.

Под пневмой («вдыхаемый воздух») первые натурфилософы понимали единое природное, материальное начало, которое  пронизывает как внешний физический космос, так и живой организм и  пребывающую в нем «психе» (т. е. область ощущений, чувств, мыслей).

Слияние «психе» и природы  приобрело иной смысл. Сама природа  спиритуализировалась, наделяясь признаками, свойственными разуму – но не индивидуальному, а сверхиндивидуальному. Стоики верили в примат разума, в то, что человек  не достигает счастья из-за незнания, в чем оно состоит.

Эпикурейцы. На других космологических началах, но с той же ориентацией на поиски счастья и искусства жить основывалась школа Эпикура (конец IV в. до н. э.). В своих представлениях о природе эпикурейцы опирались на атомизм Демокрита. Но Эпикур предполагал, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий.

В отличие от версии о  «жесткой» причинности во всем, что  совершается в мире, эпикурейцы допускали  самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. Эпикурейцы считали, что личность способна действовать  на свой страх и риск. Весь смысл  эпикурейского учения заключался в  том, чтобы, проникшись им, люди спасались  именно от страха.

Киники — наиболее известная сократическая школа. Киническая школа была основана Антисфеном на рубеже IV-V веков до н. э., самым знаменитым киником стал его ученик Диоген Синопский.

Учителями Антисфена были софисты и Сократ. Смыслом жизни они считали достижение добродетели. В этом киники были прямыми наследниками Сократа, который говорил, что знание есть добродетель, а гармония морали и разума должна быть фундаментом существования. Антисфен преобразовал эту формулу, говоря, что цель знания — добродетель. Под добродетелью киники понимали сокращение материальных потребностей и независимость от общества и государства. В разуме важно только то, что непосредственно влияет на практическую жизнь. Важным в их учении было то, что человек сам, а не общество (государство) или боги, ответственен за свои поступки, в которых человек руководствуется своим, и только своим, разумом. Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, мешающие, с их точки зрения, добродетельной жизни. Они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"