Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:07, реферат

Краткое описание

Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 Исследование ценностных  ориентаций старших подростков  школы-интерната проводилось с помощью модифицированной методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича.

Эта методика направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Стимульным материалом в данной методике служит список из ценностей, которые необходимо ранжировать в порядке предпочтения для испытуемого. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей на два класса:

  • терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существа стоит того, чтобы к ней стремится;
  • инструментальные- убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности–цели и ценности-средства.

Данное исследование было организовано на базе МКУОШИ  «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования». В исследовании принимали участие 25  учащихся 8-х классов.

Результаты исследования отражены в таблицах и диаграммах.

 

 

 

 

Таблица 1

Распределение форм агрессии среди старших подростков школы-интерната,  %

№п/п

Форма агрессии

Количество учащихся

%

1

Физическая агрессия

6

24

2

Косвенная агрессия

4

16

3

Раздражительность

2

8

4

Негативизм

2

8

5

Обидчивость

3

12

6

Подозрительность

1

4

7

Вербальная агрессия

6

24

8

Чувство вины

1

4


 

Как видно из таблицы 2 наиболее характерным способом выражения своей агрессии для исследуемой группы старших подростков являются физическая, вербальная и косвенная агрессия. Соответственно данным формам проявления агрессии характерны 24%, 16% старших подростков. 12% старших подростков школы-интерната проявляют свою агрессию через обиду. Наименее распространенными для данной группы являются такие формы агрессии как раздражительность (8%), негативизм (8%), подозрительность (4%) и чувство вины (4%).

Данная картина распределения форм агрессии старших подростков школы-интерната наглядно представлена в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Распределение форм агрессии среди старших подростков школы-интерната

 

 

Исследование ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната проводилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича.

Результаты исследования отражены в таблице 2 и диаграмме 2.

 

Таблица 2

Распределение  ценностных ориентаций

среди старших подростков школы-интерната,  %

№ п/п

Название ценности

Количество учащихся

%

1

Здоровье

5

20

2

Наличие хороших и верных друзей

4

16

3

Любовь

3

12

4

Обеспеченная жизнь

4

16

5

Счастливая семейная жизнь

2

8

6

Свобода, независимость

1

4

7

Расширение образования

2

8

8

Уважение окружающих

2

8

9

Интересная жизнь, полная удовольствий

1

4

10

Активная деятельная жизнь

1

4


Как видно из таблицы 3 наиболее предпочитаемыми для старших подростков школы – интерната являются следующие ценности: здоровье (20%), наличие хороших и верных друзей (16%), обеспеченная жизнь (16%), любовь (12%).

Можно сделать вывод о том, что большинство старших подростков школы-интерната ориентировано на ценности – цели.

Распределение ценностных ориентаций старших подростков данной выборки наглядно представлено в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Распределение ценностных ориентаций среди старших подростков школы-интерната

Данную иерархию ценностей можно разделить на три группы:

  • общечеловеческие ценности личного счастья (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь)
  • ценности социального взаимодействия (интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уважение окружающих)
  • материальные ценности (обеспеченная жизнь;  жизнь, полная удовольствий, материальная независимость)

По итогам констатирующего эксперимента мною были выявлены группы учащихся относительно склонных к проявлению тех или иных видов агрессии и соответственно, следуя логике  работы, были установили и те ценности, характерные данной группе старших подростков.

Распределение ценностных ориентаций в зависимости от форм агрессии старших подростков отражено в таблице 4.

 

Таблица 3

Распределение ценностей среди старших подростков с разными формами агрессии

№ п/п

Группы старших подростков с разными формами агрессии

Значимые  ценности

1

Физическая агрессия

Общечеловеческие, материальные ценности

2

Косвенная агрессия

Ценности социального взаимодействия

3

Раздражительность

Общечеловеческие ценности

4

Негативизм

Общечеловеческие ценности

5

Обидчивость

Ценности социального взаимодействия

6

Подозрительность

Ценности социального взаимодействия

7

Вербальная агрессия

Общечеловеческие, материальные ценности

8

Чувство вины

Ценности социального взаимодействия


 

Как видно из таблицы 4 для старших подростков, склонных к физической и вербальной агрессии  значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины.

Более наглядно распределение ценностей среди старших подростков с разными формами агрессии показано в диаграмме 3.

 

Диаграмма 3

 

 

 

 


 

 

 

 

Учет полученных данных мне представляется важным в практической работе школьного психолога, так как влияние психолога на формирование ценностных ориентаций у подростков может повлечь снижение форм агрессии.

По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Общечеловеческие ценности личного счастья (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь) и ценности социального взаимодействия (интересная работы, наличие верных друзей, уважение окружающих и т.д.) играют очень важную роль в структуре ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната.
  2. Большинство старших подростков школы-интерната ориентировано на ценности-цели. Они достаточно конкретны, индивидуальны, материальны, связаны с личной жизнью, выражают интересы индивида.
  3. Для 48% старших подростков школы-интерната, склонных к физической и вербальной агрессии,  значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины (36% учащихся). Старшие подростки школы-интерната, которые к склонны к раздражительности и негативизму (16% учащихся) считают значимыми общечеловеческие ценности (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь)

 

Описание системы занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии

Формирование ценностных ориентаций не может осуществляться напрямую, путем морализации. Наиболее эффективным способом является специально организованная ситуация включенности подростка в условия нравственного выбора в ходе решения тренинговых задач и упражнений.

Задачами   занятий  по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии являются:

  • развитие приемов осознанного выбора
  • развитие ответственности за осуществление выбора
  • обучение разрешению жизненных проблем
  • развитие навыков самоорганизации (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение не перекладывать на других решение собственных проблем)
  • формирование чувства уверенности в себе
  • развитие способностей к взаимопониманию
  • развитие терпимости по отношению к другим людям, другим точкам зрения
  • развитие групповой сплоченности
  • обучение способам снятия психологических стрессов (приемы аутотренинга, релаксации, музыкотерапии, арттерапии, возможность физических способов – спорт, контрастный душ, шейпинг и другие).

Каждое занятие строится из трех частей. Первая часть занятия - это установочное упражнение, организованное по принципу «круга общения», способствует снятию напряженности участников, активизирует творческий потенциал, создает комфортную атмосферу в группе.

Во второй части проводится коррекционная работа.

Третья заключительная часть – закрепление достигнутого в группе (все обмениваются впечатлениями) – повышает сплоченность группы и формирует установки на следующее занятие.

Работа в группе проходит в три этапа. Первый этап – «Знакомство», второй этап – «Учимся доверять, уважать и помогать», третий этап – «Мы».

На первом этапе даются наиболее простые упражнения на знакомство и сплочение, которые помогают участникам лучше узнать друг друга, включиться в работу. Этот этап самый трудный, так как социальные роли участников еще прежние.

Второй этап посвящен доверию и взаимопомощи. Участники выполняют блок упражнений на доверие. Этот этап учит концентрировать внимание на своих действиях и действиях другого, учит умению и желанию помогать и рассчитывать на помощь других.

Третий этап характеризуется тем, что участники становятся командой. Задания выполняются слаженно. Участники группы вместе разрабатывают план выполнения, распределяют действия для каждого.

Тематическое планирование занятий

1 этап

Занятие 1. Тема: Знакомство.

1.Вводная часть. Пояснение целей  и задач занятий.

2.Знакомство, введение ритуала  приветствия: упражнение «Колобки». Знакомство: упражнение «Снежный ком».

3. Разминка. Упражнение «Бутылочка».

4. Правила группового сплочения.

5. Основное содержание: дискуссия. Упражнения «Географическое пространство», «Групповая скульптура»

6.Рефлексия занятия.

7.Выработка ритуала прощания: упражнение  «Передача ритма».

Занятие 2. Тема: Наше общение.

  1. Ритуал приветствия: упражнение «Колобки».
  2. Шерринг по самочувствию.
  3. Разминка. Упражнение «Броуновское движение».
  4. Основная часть. Групповая дискуссия.

Упражнения: «Реаниматор», «Разговор через стекло», «Картина на спине».

  1. Рефлексия: упражнение «Карусель».
  2. Ритуал прощания: упражнение «Передача ритма».

 

2 этап.

Занятие 3. Тема: Агрессия и гнев.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. Упражнение «Молекулы»
  3. Основная часть. Упражнения: «Толкалки», «Неправильный рисунок», «Заряд бодрости».
  4. Рефлексия.
  5. Ритуал прощания.

Занятие 4. Тема: Принятие самостоятельного решения.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. Упражнение «Муха»
  3. Основная часть. Дискуссия. Упражнение «Катастрофа на воздушном шаре».
  4. Рефлексия. Упражнение «Карусель».
  5. Ритуал прощания.

Занятие 5. Тема: Я и мои родители.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. Упражнение «Здоровье».
  3. Основная часть. Дискуссия. Упражнения: «Я и мои родители», «Социальный атом семьи», «Скульптура».
  4. Рефлексия. Упражнение «Карусель».
  5. Ритуал прощания.

Занятие 6. Тема: Смысл жизни и жизненные ценности.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. Упражнение «Опустить занавес».
  3. Основная часть. Дискуссия. Упражнения «Незаконченные предложения», «Волшебный магазин».
  4. Рефлексия. Упражнение «Карусель».
  5. Ритуал прощания.

      Занятие 7. Тема: Уверенное поведение.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка. Упражнение «Зоопарк».
  3. Основная часть. Групповая дискуссия. Упражнения: «Белая ворона», «Слепой и поводырь», «Пойми фразу».
  4. Рефлексия. Упражнения «Карусель».
  5. Ритуал прощания.

Информация о работе Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната