Ценностные ориентации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования: На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.
Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом возрасте.

Содержание

1. Описание выборки и хода исследования ……………………..3
2. Анализ результатов исследования ……………………………..4
3. Математическая статистика …………………………………… 9
Приложение ……………………………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации подростков..doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Описание выборки  и хода исследования …………………….. 3

2. Анализ результатов  исследования ……………………………..4

3. Математическая статистика …………………………………… 9

Приложение ……………………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Описание выборки и хода исследования

Проблема исследования:  На современном этапе развития уже в подростковом возрасте в рамках обучения которой происходит процесс жизненного самоопределения юношей и девушек, формируется их мировоззренческая позиция, складываются личные способы поведения, общения, деятельности. В этой связи актуальной становится проблема ценностных ориентиров, на основе которых это происходит.

Цель исследования: исследование гендерных особенностей ценностных ориентации в подростковом  возрасте.

Экспериментальную базу исследования составила средняя образовательная школа № 64 г. Красноярска.

Гипотеза исследования: в характеристиках ценностных ориентаций в подростковом возрасте  имеются гендерные различия.

Определение выборки  исследования:

В соответствии с целями исследования в работе участвовали испытуемые подросткового возраста - 22 учащихся 6 класса в возрасте 12-13 лет 7 лет, из них 11 девушек, 11 юношей.

Испытуемые  распределялись в произвольном порядке.

Методики исследования:

Ценностные ориентации современной молодежи изучались с помощью методики «Ценностные ориентации», разработанной Милтоном Рокичем и адаптированной А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым).

Список ценностных ориентации и инструкция к методике «Ценностные ориентации», М. Рокича представлена в приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ результатов  исследования

При проведении эксперимента были получены результаты, которые  представлены по следующим параметрам:

- общая характеристика  группы,

- возрастные характеристики.

Исходные данные исследования представлены в приложении 2.

Анализ особенностей системы ценностных ориентаций одиннадцатиклассников 16-17 лет, позволяет сделать следующие  выводы:

Важнейшими ценностями – целями для подростков являются ценности индивидуальной частной жизни: «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь», «здоровье». К наименее значимым подрсотки относят альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей», ценности самореализации: «творчество», а также «красота природы и искусства».

Таблица 1

Терминальные ценности в подростковом возрасте

ценности

ранг ценности

юноши

девушки

группа

Активная  деятельная  жизнь  (полнота  и  эмоциональная  насыщенность жизни)

7

7

7

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом)

5

9

7

Здоровье (физическое и психическое)

3

1

2

Интересная работа

9

4

6,5

Красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве)

16

13

14,5

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

4

2

3

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

11

6

8,5

Наличие хороших и  верных друзей

2

5

3,5

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по учебе)

14

8

11

Познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

13

8

10,5

Продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей)

1

15

8

Развитие (работа над  собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

10

7

8,5

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

7

12

9,5

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках)

8

10

9

Счастливая семейная жизнь

6

3

4,5

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

15

16

15,5

Творчество (возможность  творческой деятельности)

13

14

13,5

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

12

11

11,5


 

К наиболее значимым ценностям-средствам подростки относят «воспитанность», «жизнерадостность», «рационализм», «образование». К наименее значимым - «чуткость», «исполнительность», а также «непримиримость к своим и чужим недостаткам», что подтверждается данными, представленными в таблице 2.

 

Таблица 2

Инструментальные ценности подростков

ценности

ранг ценности

юноши

девушки

группа

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

13

6

9,5

Воспитанность (хорошие манеры)

2

2

2

Высокие запросы (высокие требования к жизни и  высокие притязания)

10

14

12

Жизнерадостность (чувство юмора)

3

3

3

Исполнительность (дисциплинированность)

15

13

14

Независимость  (способность  действовать  самостоятельно, решительно)

7

7

7

Непримиримость  к недостаткам в себе и других

16

15

15,5

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

4

1

2,5

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

8

8

8

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

1

5

3

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

5

6

5,5

Смелость  в отстаивании своего мнения, своих  взглядов

12

11

11,5

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать  перед трудностями)

9

9

9

Терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

11

13

12

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

6

12

9

Честность (правдивость  искренность)

9

4

6,5

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

14

10

12

Чуткость (заботливость)

17

16

16,5


 

Рассмотрим гендерные различия системы ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Анализ различий между ценностями девушек и юношей показывает наличие общих тенденций и выявлены значимые различия.

В первую очередь  разберем различия между терминальными ценностями девушек и юношей.

Первые места  девушки отдают следующим: здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), счастливая семейная жизнь.

 

Юноши на первые места, в  отличии от девушек ставят  «продуктивная жизнь» (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), а для девушек данная ценность является малозначимой,  «наличие хороших и верных друзей».

Общим для двух групп  является важной ценностью – здоровье.

К наименее значимым юноши относят альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей» и эстетические ценности: «творчество», а также «красота природы и искусства».

Также выявлены общие  тенденции: как для девушек, так и для юношей малозначимыми  являются альтруистические ценности: «счастье и благополучие других людей» и эстетические ценности: «творчество», а также «красота природы и искусства».

Анализ гендерных  различий  инструментальных ценностей   выявил наличие общих  значимых ценностей-средств. Так, наиболее важными ценностями как юношей, так и девушек являются ценности:

- Воспитанность  (хорошие манеры)

- Жизнерадостность (чувство юмора)

- Образованность (широта знаний, высокая общая  культура).

Наименее  значимыми являются :

- Непримиримость  к недостаткам в себе и других

- Чуткость (заботливость)

- Исполнительность (дисциплинированность)

Помимо общих  тенденций были выявлены значимые различия: так, наиболее значимой инструментальной ценностью является «рационализм» (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – ранг 1, то  девушки данную ценность относят только на 5 место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Математическая  статистика

Так как экспериментальные  данные получены по ранговой шкале, перед  нами стоит задача сравнения выборок, причем выборки независимы.  Следовательно, необходимо использовать статистический метод U-критерий Манна-Уитни.

Гипотеза H0  -  между выборками девушек и юношей подросткового возраста в ценностных ориентациях существуют достоверно-значимые различия.

Гипотеза H1  -  между выборками девушек и юношей подросткового возраста достоверно-значимые различия ценностных ориентаций отсутствуют.

Таблица 3

Расчет U-критерия Манна-Уитни

Выборка 1

юноши

Ранг 1

Выборка 2

девушки)

Ранг 2

1

8

17

8

17

2

8

17

6

7

3

8

17

8

17

4

7

10,5

7

10,5

5

8

17

7

10,5

6

5

5

8

17

7

6

7

7

10,5

8

0

2,5

6

7

9

0

2,5

8

17

10

0

2,5

8

17

11

0

2,517

9

22

Суммы:

 

130.5

 

122.5


 
 Критические значения UКр p≤0.01 = 25 p≤0.05 = 34

Результат:  UЭмп = 34,5

UЭмп (34,5) >  UКр (34),

Принимаем гипотезу Н1 -  следовательно различия между выборками недостоверны.

Таблица 4

Терминальные ценности  девушек и юношей подросткового возраста (достоверность различий)

Ценность

UЭмп

Достоверность

Активная  деятельная  жизнь  (полнота  и  эмоциональная  насыщенность жизни)

34,5

 

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом)

36,8

 

Здоровье (физическое и  психическое)

52,1

 

Интересная работа

35,2

 

Красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве)

35,9

 

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

42,2

 

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

31,4

p≤0.05

Наличие хороших и  верных друзей

36,9

 

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по учебе)

27,1

p≤0.05

Познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

46,6

 

Продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей)

29,5

p≤0.05

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

53,1

 

Развлечения (приятное, необременительное  время-препровождение, отсутствие обязанностей)

57,3

 

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и  поступках)

83,4

 

Счастливая семейная жизнь

57,5

 

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в  целом)

36,7

 

Творчество (возможность  творческой деятельности)

38,9

 

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

41,7

 

Информация о работе Ценностные ориентации подростков