Формы работы школы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:16, доклад

Краткое описание

Семья и школа – естественные союзники, две могучие силы воспитания. Объединить их – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьёй будут залогом успехов в обучении и воспитании ученика. Для этого необходимо использовать различные формы работы школы с семьёй. Формы взаимодействия педагогов и родителей, по мнению Михаила Иосифича Рожкова, – это способы организации их совместной деятельности и общения. По мнению Галины Михайловны Коджаспировой, взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей – либо свободы, вовлеченность родителей в учебно – воспитательный процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

СТАТЬЯ Юфрякова А.А..docx

— 43.60 Кб (Скачать файл)

А. А. Юфрякова,

студентка 22 группы Каргопольского педагогического колледжа

Формы работы школы с семьей

Семья и школа – естественные союзники, две могучие силы воспитания. Объединить их – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения [2, с 125]. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьёй будут залогом успехов в обучении и воспитании ученика [1, с. 69]. Для этого необходимо использовать различные формы работы школы с семьёй.

Формы взаимодействия педагогов и родителей, по мнению Михаила Иосифича Рожкова, – это способы организации их совместной деятельности и общения [5, с. 60]. По мнению Галины Михайловны Коджаспировой, взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей – либо свободы, вовлеченность родителей в учебно – воспитательный процесс [3, с. 543].

Взаимодействие школы с родителями школьника должно начинаться с изучения семьи. Для этого во многих школах существует «Программа изучения семьи», в которой раскрываются основные параметры семьи. Силина Л. Ю. в журнале «Классный руководитель» предлагает свой алгоритм изучения семьи (см. схему 1).

Схема 1

Алгоритм изучения семьи











[7, с. 111]

Получив информацию о семьях учащихся, педагог может выбрать наиболее оптимальную форму взаимодействия с семьёй: индивидуальную или коллективно – групповую.

Дадим краткую характеристику таким индивидуальным и коллективно - групповым формам взаимодействия школы и семьи, как: посещение семьи, родительское собрание и день открытых дверей.

Основными задачами индивидуальных форм работы являются: изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей. К индивидуальным формам относятся: посещение семьи ребенка, работа школы с родительским активом, переписка с родителями, индивидуальные беседы с родителями в школе, консультации по отдельным вопросам и др.

Посещение семьи – это очень эффективная индивидуальная работа педагога с родителями.

  Прежде чем прийти в семью учащегося, нужно заранее договориться с родителями о своём приходе, иначе визит будет впустую. Беседа с родителями и наблюдения за образом жизни семьи проходят более результативно, если поставлена цель визита,  появляется возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи. Педагог может предложить родителям поделиться их воспитательным опытом и традициями семейного воспитания на родительских собраниях.

При посещении семьи соблюдаются следующие правила:

- проявлять высокий такт  в разговоре с родителями, всегда  начинать с похвалы и комплементов;

- не предъявлять претензий  к родителям;

- исключать жалобы на  ученика;

- договариваться о конкретных  совместных делах;

- советы и рекомендации  давать ненавязчиво, взвешивать  уровень своих требований и  возможности семьи;

- беседовать в присутствии  учащегося, только в исключительных  случаях требовать конфиденциальной  встречи;

- быть готовым к непредвиденным  помехам и проявлять гибкость, чтобы приспособиться к ним;

- поблагодарить родителей  за возможность прийти к ним  домой. Если что – то пообещали  для них сделать, то обязательно  надо сдержать своё слово.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что педагог идёт к ним не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник. Вовремя замеченные и поддержанные педагогом положительные стороны в воспитании учащегося, помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную его систему.

В последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что учащиеся в собственных семьях подвергаются насилию со стороны родителей, матери забывают о своём предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в таких семьях, не оставлять учащихся без поддержки и помощи.

Широко используются в образовательных организациях и коллективно – групповые формы взаимодействия школы с семьёй. Задачами коллективно - групповых форм являются: формирование коллектива учащихся класса и их родителей, дать практические советы и рекомендации родителям по воспитанию учащихся. К коллективно – групповым формам работы школы с семьей относятся: родительские собрания, дни открытых дверей, родительские лектории, творческие отчёты, концерты, выставки учебных работ и др.

Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов [5, с. 60]. Родительские собрания являются самой распространенной формой взаимодействия семьи и детской образовательной организации.

Родительские собрания проводятся один раз в учебную четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собраниях обсуждают актуальные вопросы учебно – воспитательной работы, а также проводят небольшие беседы педагогического содержания, идет обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются отчёты отдельных родителей о воспитании собственных детей. Объявление о собрании и какая тема этого собрания, говорится родителям заранее, за одну – две недели его проведения. За неделю до собрания педагог готовит выставки, стенды, на которых размещен материал по рубрикам. Необходимо продумать план проведения собрания.

На  собрании целесообразно сочетать теоретические и практические формы работы: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п. Наиболее продуктивным является родительское собрание с активным участием заранее подготовленных родителей, либо проводимое на основе заблаговременных опросов родителей либо по определенной теме, либо о том, о чем бы они хотели услышать на собрании. Подготовленные к собранию родители расскажут о своем положительном опыте решения обсуждаемой проблемы, ответят на вопросы. Категорически недопустимо на родительском собрании обсуждать и осуждать воспитанников [3, с. 554]!

Очень важно создать родителям условия для работы на собрании. Практика показывает, что большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому каждому родителю предлагается занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себе, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы: они могут познакомиться с родителями соседа по парте, увидеть, в каком состоянии находится рабочее место их ребенка.

На каждом собрании подводятся итоги работы за истекший период и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно выносятся на обсуждение всех родителей [4, с. 22].

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне дел видят деятельность своих детей [4, с. 23].

Необходимо, чтобы информации для родителей о школе было достаточно много. Чем больше родитель знает об образовательной организации, тем меньше у него возникает вопросов о ходе и качестве обучения и воспитания, о личностях педагогов. Поэтому необходимо регулярно доводить до сведения родителей информацию о содержании образовательного процесса, о распорядке работы школы, о планах воспитательных мероприятий, об организации дополнительного образования, о достижениях учителей и учащихся и т. п.

Рассмотрим такую форму взаимодействия школы с семьёй, как День открытых дверей.

День открытых дверей – это комплекс ежегодно проводимых мероприятий, демонстрирующий родителям организацию учебно – воспитательного процесса в школе и дающий им возможность приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения [6, с. 132].

День открытых дверей требует большой подготовки, обычно его проводят один раз в учебный год. В этот день родители получают уникальную возможность побывать на уроках, внеклассных занятиях и на выставках.

Иногда родителям кажется, что их ребенок хорошо знает математику, отлично читает, а получаемые им оценки не соответствуют его знаниям. Когда родители в этот день сами побывают на уроках, ознакомятся с требованиями учителя, то смогут правильнее, объективнее оценить успехи своего ребенка. Родители могут увидеть, как ведет себя ребенок  на перемене, с товарищами, как завтракает в столовой, умеет ли быстро и хорошо переодеваться в раздевалке и т.д.

Те родители, которые посещают дни открытых дверей систематически, видят продвижения своих детей в учебе, знакомятся с огромным трудом учителя, проникаются к нему уважением [4, с. 39].

Проведение дня открытых дверей способствует тому, что родители находятся в курсе дел не только своего ребёнка, но и его класса.

В заключение хотелось бы ещё раз сказать, что родители и  педагоги – это две мощные силы в процессе становления личности ребенка, роль которых невозможно преувеличить. Применение различных форм работы педагогов с родителями учащихся позволяет улучшить отношения между школой и семьей. Успешность воспитания зависит от объединенных усилий в воспитательном процессе школы и семьи. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет процесс воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Воликова, Т. В. Учитель и семья: пособие для учителей / Т. В. Воликова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 111 с.
  2. Игошев, К. Е. Семья, дети, школа / К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский. – М.: Юрид. лит., 1989. – 448 с. – (Библиотека для родителей)
  3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КОНКУРС, 2013. – 748 с.
  4. Маишева, В. А. Работа с родителями: пособие для учителя. Из опыта работы / В. А. Маишева. – М.: Просвещение, 1982. – 64 с.
  5. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Байбородова Л. В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  6. Сергеева, В. П.  Основы семейного воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 192 с.
  7. Силина, Л. Ю. Взаимодействие с родителями – большое искусство / Л. Ю. Силина // Классный руководитель. – 2013. - №8. – С. 111.

Информация о работе Формы работы школы с семьей