Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:07, реферат

Краткое описание

Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей  является концепция Г. Амона, который выделяет следующие ее виды:

- конструктивная агрессия (открытое  проявление агрессивных пробуждений, реализуемое в социально приемлемой  форме, при наличии соответствующих  поведенческих навыков и стереотипов  эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения;

- дифференцированная агрессия (отсутствие  достаточной реализации агрессивных  побуждений при дефиците соответствующих  поведенческих навыков и тенденций  к чрезмерному подавлению эмоциональных реакций);

- деструктивная агрессия (прямое  проявление агрессивности, связанное  с нарушением морально-этических  норм, квалифицируемое как элементы  деликвентного или криминального  поведения с недоучетом требований  реальности и недостаточностью  эмоционального самоконтроля).

И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессивности адаптивную агрессию – стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, обусловленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.

Зарубежные социальные психологи Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг делают различия между непрямой и прямой агрессией. Непрямая агрессия включает в себя попытку причинить вред другому человеку без явного конфликта лицом к лицу. Прямая агрессия представляет собой поведение, которое ставит своей целью причинить кому-нибудь вред « в лицо». Она может либо физической,  либо вербальной.

Поскольку в психологии агрессия рассматривается как одна из форм проявления девиации остановимся на рассмотрении природы девиантного поведения.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято также называть социальное поведение, несоответствующее установившимся нормам. Известный социолог И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социальной, социально-психологической, средовой).

В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение–это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение).

В литературе указывается на необходимость различать понятие  
«отклоняющееся поведение» от терминов «отклонение в развитии», «задержка в развитии», «отставание в развитии». Эти термины обозначают детей с дефектами развития.

В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». К агрессии близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессия есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

Вывод

Таким образом, мы видим, что анализ отечественных и зарубежных публикаций, объясняющих природу агрессии, обнаруживает несколько основных тенденций.

Первая базируется на изучении биологических основ агрессивного поведения и связана с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на формирование. К этому направлению следует отнести и исследования жестокости при психических расстройствах, агрессивности в связи с некоторыми душевными заболеваниями (Буянов М.И., Личко А.Е.).

Во втором направлении агрессивные проявления понимаются как устойчивая готовность индивида к активным, разрушительным актам и действиям. При этом они часто выражают собой вытесненные малоосознаваемые переживания и представляют своеобразный клапан для выхода опасных желаний (Фрейд З.). Повышение агрессивного поведения связывается с внутриличностным конфликтом, неполным развитием «образа-Я».

Сторонники третьего направления контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение считают результатом социального научения (Бандура А.).

Я считаю, что  социальное окружение оказывает наибольшее влияние на проявление форм подростковой агрессии. Агрессию подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков, усложняя их социализацию через разрушение стабильности эмоциональной сферы  личности.

 

Причины, специфика агрессии старших подростков и ее  коррекция

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

 При этом необходимо  учитывать свойственное подросткам  стремление высвободиться из-под  опёки и контроля родных, учителей  и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей, и стандартов жизни вообще старшего поколения.

С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье.

 В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих  проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

  • индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
  • личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно- 
    избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни проявления агрессии и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте. Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны.

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных  
характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

 Раскрытие причин  и характера проявления агрессии детей и подростков требует проведения определённой классификации. В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

  • подростки с социализированными формами антиобщественного  
    поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные 
    расстройства.
  • подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным  
    поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие, с педагогической запущенностью.

 Личность ребёнка  и подростка формируется не сама по себе, а в  
окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга:

    1. с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к  
      своим детям;
    2. в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её  
      членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
    3. с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку  
      прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессия косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно- отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессия косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.

На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессия, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессия физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма. Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам.

 Анализ приведённых  данных  свидетельствует о том, что у 10-11- летних детей преобладают  физические формы агрессии. Особенно  быстрыми темпами с возрастом  растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет.

Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.

Информация о работе Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната