Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:07, реферат

Краткое описание

Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В начале XX века американские социологи У.Томас и Ф.Знанецкий впервые провели эмпирическое исследование ценностный ориентаций, применив метод анализа документов. В основе их исследований лежит представление о том, что определяющей силой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересов людей или определенных соответствующих групп. В 1970-х г.г. американский социолог М.Рокич разработал методику измерения ценностных ориентаций, впоследствии получившую широкое применение в исследованиях зарубежных и отечественных социологов. Согласно Рокичу, ценность – это устойчивое убеждение, что определенный способ поведения представляет индивидуально или социально предпочтительное поведение, либо существование в аналогичной ситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу.

Важно отметить, что в современной западной психологии существует большое количество работ, посвященных ценностям и ценностным ориентациям, в которых изучается их иерархия, место и роль ценностей в генезисе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей и система ценностного регулирования социального поведения. С точки зрения В.Франкла ценности исполняют роль смысла человеческой жизни. Их можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество. Г.Олпорт считал, что все стремления человека найти порядок и смысл жизни определяются ценностями. «Ценность в моем понимании – это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Ценность – это «категория значимости», а не «категория знания».

Ценностная проблематика получила широкое развитие и в отечественной науке. По видению С.Л.Рубинштейна, «…ценность - это значимость для человека чего-то в мире как необходимое производное от соотношения мира и человека… Диалектика ценностей как выражение не безразличия по отношению к миру, возникающего из значимости разных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».

Подход к ценностям личности с точки зрения анализа отношений был разработан В.Н.Мясищевым. согласно ему, предметы и явления действительности, связанные с личностью общественными отношениями, выступают как объективно включенные в ее жизненный мир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость, ценность.

В.П. Тугаринов считает, что «… ценности – это суть предметов, явлений и их свойств, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала.

Наличие расхождений между «вербализированными» ценностными ориентациями и реальным поведением отмечали многие ученые. Впервые в отечественной науке эту проблему специальным предметом исследования сделал В.А.Ядов, выделив при этом анализ содержания противоречий между ценностными ориентациями и реальным поведением. В.А.Ядов и А.Г. Здравомыслов большой акцент делали на психологическое содержание ценностной ориентации личности, анализируя отношение ее к труду. Они пишут: «Под ценностными ориентациями мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии». В отечественной психологии выделено целое направление исследований феномена ценностей личности, единицей которого определен смысл. Это направление выросло из понятия смысла как элемента структуры сознания Л.С.Выготского и личностного смысла А.Н.Леонтьева и представлено работами А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, Ф.Е. Василюка, Д.А. Лентьева, В.В.Столина, А.У.Хароша.

Д.А.Леонтьев разработал схему ценностно-потребностной регуляции человека. Схема основана на разведении понятий «потребность» и «личностная ценность», которые практически неразличимы по их месту в системе регуляции поведения и деятельности, но отличаются – по характеру регуляторных влияний. Индивидуальные (личностные) ценности выступают как форма существования социальных ценностей в структуре личности отдельного человека.

Ценностный подход связан с освоением и реализацией ценностей подростком. Он основан на обращении к ценностям в жизнедеятельности человека и их понимании. Понимание – это момент освоения ситуации, сложившийся во взаимоотношениях, который открывает возможность взаимопонимания, взаимодействия, сотрудничества в интересах развития личности. Понимание всегда связано с продуктивной творческой деятельностью человека. Всякое понимание другого происходит через самопонимание. Результатом реализации ценностного подхода в процессе обучения является становление ценностного отношения к себе и миру. Смысл является одним из ключевых понятий процесса понимания. Освоенные в процессе обучения ценности определяют ценностный ярус самосознания – образ «Я» в этом мире «оживших предметов», который позволяет идентифицировать себя с объективной реальностью и ценностной системой. Рефлексия – важнейший психологический механизм развития личности, ее ценностно-смысловых структур и категориального аппарата. Ю.Н.Кулюткин справедливо отмечает, что благодаря рефлексии человек становится способным проанализировать прежние основания и методы деятельность, выработать новые мыслительные стратегии, адекватные новым ценностям.

Большинство современных исследований рассматривают ценности в контексте социально-психологического анализа и представляют их как социальное явление, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп.

Определения понятия «ценность», ее роли и значимости, которые даются исследователями, многозначны, часто различны, а иногда и взаимоисключающие (табл. 1)

Таблица 1

Варианты  определения понятия

«ценность» в психологической науке

Исследователи, авторы понятия

Определения понятия «ценность»

В.П.Бездухов

«ценность–нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка»

Б.С.Братусь

«ценности-осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни»

О.М.Бакурадзе

«ценность выражается всегда в оценке и представляет собой не то, что есть, а то, что должно быть»

Л.М.Лузина

«ценность – это предмет некоторого интереса, желания, стремления и т.д. или …объект, значимый для человека или группы лиц»

Р.М.Рогова

«ценность– положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, класса, общества в целом, зафиксированная в мировоззренческих, нравственных принципах, нормах, установках, идеалах, целях»

М.Туровский

«ценности- это способ адресовать личности предметное богатство культуры»

В.А.Титов

«ценности-это идеальные представления, смыслы моральных понятий, позволяющие действовать во имя наивысших перспектив общественного развития»

О.Крокинская

«ценности- сила, существенно определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта, будь то отдельный человек или групповые общности разного уровня и масштаба. На основе ценностей, которые они принимают или исповедают, люди строят отношения, определяют приоритеты и критерии, выдвигают цели деятельности, занимают политические позиции»

В.Сагатовский

«ценности – это обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении»

М.С.Каган

«ценность как а)значение объекта для субъекта; б)как отношение; в)внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности»

О.Г.Дробницкий

«ценность-это свойство общественного предмета»

Г.Риккерт

«ценность сводится к оценке, а последняя к эстетической оценке»

Ж.П.Сартр

«ценность есть нечто иное, как выбираемый смысл»

Б.Г.Ананьев

«направленность на ценность и есть ценностная ориентация»

В.И.Вачков

«ценности- рефлексивные действия, позволяющие человеку корректировать свою деятельность и общение»


Вывод

Приведенный в таблице 1 обзор к пониманию ценности как таковой позволяет сделать вывод, что ценностные ориентации – это система устремлений личности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые и составляют внутренний источник самоактивности. Ценностные ориентации в структуре личностного яруса самосознания статичны, в процессе развития общества имеют тенденцию к обновлению. В современной социокультурной ситуации происходят изменения ценностных ориентаций.  Структура ценностных ориентаций современных российских подростков отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех. Таким образом, мы получили свидетельство того, что особенности социальной ситуации развития определяют иерархию ценностных ориентаций личности подростков. Перспективы исследования ценностных ориентаций личности в старшем подростковом возрасте связаны с выявлением условий и факторов, определяющих структуру ценностей, а также с установлением зависимости принятия решений и осуществления жизненных выборов личности от ценностных ориентаций.

Вывод 

Можно  выделить четыре группы:

1) Подростки с устойчивым  комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению.

Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессия.

2) Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической агрессии проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3) Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

4) Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В  
их поведении преобладают вербальная агрессия и негативизм.

 

Эмпирическое исследование взаимосвязи форм проявления агрессии и ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната

В психологической науке предложено много методик  для изучения агрессии и ценностных ориентаций людей разных возрастов.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и Д.Арки  включает определение:

  1. физической агрессии – агрессии, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений, убийство, терроризм);
  2. вербальной агрессии – агрессии, выражающейся в брани, крике, сплетнях, клевете и т.д.;
  3. косвенной агрессии – агрессии, перенесенной на неживые предметы, животных;
  4. негативизма – чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
  5. раздражительности – скорости развития агрессивных и защитных реакций;
  6. подозрительности;
  7. обиды – внутреннего переживания ущемления собственных реальных или мнимых прав;
  8. чувства вины – переживания собственного положения в качестве ущемляющего права иных лиц.

Показатели по всем шкалам в норме не должны превышать 50 баллов. Высокий уровень физической агрессии в норме может встречаться у спортсменов, охотников, уровень физической агрессии у девушек в среднем ниже, чем у юношей. Настораживающими являются показатели физической агрессии более 70.

Высокий уровень вербальной агрессии (ругань, выяснение отношений) чаще встречается у девушек, у юношей такой вид агрессии появляется в качестве компенсации при невротических расстройствах, нарушении половой идентичности, в частности при воспитании в семьях, лишенных отцов, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие юноши дистацируются группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, брутальных (грубых) поступков.

Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка  и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например, родителей, учителей      (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций).

Негативизм свойственен подросткам в силу их психологических особенностей, однако его высокий уровень (более 70) должен настораживать, поскольку  высокий уровень негативизма сопровождает эндогенные психозы и расстройства личности. И те и другие состояния – высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической ил косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими. Их высокие показатели (особенно более 80) – повод для обращения к психологу и психиатру за консультацией.

Информация о работе Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната