Вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно–экспериментальным путем доказать влияние вариативности решения задач по математике на развитие логического мышления младших школьников.
Объект исследования: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления учащихся 4 класса.
Гипотеза: Вариативность решения задач по математике, является средством развития логического мышления учащихся 4 класса, при условии, если учитель будет:
предлагать задачи, содержащие условия и ответ, требующие найти возможные варианты решения этой задачи;
использовать их на этапе: Актуализация знаний;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
1.1 Исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных учёных
1.2 Средства развития логического мышления
1.3 Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе вариативного решения задач

Глава II. Экспериментальное исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативности решений задач
2.1 Исследование уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
2.2 Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативного решения задач

Вложенные файлы: 1 файл

логика и задачи.docx

— 109.67 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. Успешность развития логического  мышления у учащихся

4 В класса

 

Таким образом, мы видим, что уровень развития логического  мышления у учащихся 4 В класса находится, в основном на среднем уровне. Таких  детей 13 – 50%. Много в классе и  детей с низким уровнем развития логического мышления – 5 детей (19%). Только у 8 детей (31 %) детей высокий  уровень развития логического мышления. Значит, требуется дальнейшее развитие логического мышления у учащихся 4-ого В класса.

 

2.2 Развитие логического мышления  у детей младшего школьного  возраста средствами вариативного  решения задач

 

Учебник математики Л.Г. Петерсон по программе «Школа 2100» соответствует программе. В нем достаточно материала для формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Упражнения даны многообразные.

 При  формировании понятий, правил, учебник  придерживается принципа научности  и систематичности. Дети понимают  изложенный теоретический материал, а на этой основе осознанно  выполняют предложенные в учебнике  задания. Теоретическая часть  учебника соотносится с практическим  материалом.

Прослеживается  преемственность между разделами  учебника, этапами обучения, есть возможность  опираться на предыдущие знания.

Учитываются возрастные особенности детей с  переходом из класса в класс. Задания  в учебнике подобраны в определенной последовательности, которые помогают в преодолении трудностей по усвоению учебного материала. Материал учебника позволяет дифференцированно подходить  к учащимся.

После прохождения  тем, разделов предусматриваются самостоятельные  и контрольные работы по математике с целью проверки знаний, умений и навыков в индивидуальных тетрадях «Самостоятельные и контрольные  работы по математике» автора Л.Г. Петерсон.

Учебник снабжен наглядными пособиями, таблицами, схемами, рисунками, которые помогают усвоению теоретического материала  и способствуют решению познавательных и практических задач.

Учебный материал излагается ведущим проблемным, поисковым методом с широким  использованием научных фактов, которые  способствуют развитию умения самостоятельно добывать знания.

В учебнике отражается и межпредметная связь. Знания, полученные на одном уроке, используются и расширяются при  работе над другим материалом, что  позволяет рационально использовать учебное время.

Задания в учебнике подобраны такие, что  вызывают интерес к математике, желание  и стремление учащихся учиться. В  конце учебника имеется материал для повторения,

Тематическое  планирование и объем содержания учебника соответствует отведенному  времени.

Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике.

Реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск и помогающий не только обеспечить высокий уровень математической подготовки, но и сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем и в жизни.

Предполагает  возможность индивидуальной траектории саморазвития ученика в собственном  темпе за счет выбора учителем заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Объем обязательной части домашних заданий соответствует примерно 20 мин самостоятельной работы ученика, остальные задания выполняются  по желанию.

Интерактивный тренажер по математике предназначен для дополнительного обучения и  контроля знаний учащихся начальной  школы. Электронное пособие охватывает весь объем материала, изучаемого в 4 классе по программе учебника Л.Г. Петерсона, и обеспечивает эффективную тренировку учеников в счете и решении типовых задач. В каждой задаче приводится 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений используемых объектов. Тренажер помогает поднять уровень знаний по математике и сформировать у ребенка интерес к предмету.

Дальнейший  анализ показал, что из 454 заданий, многовариантными можно считать только 41 задание. Простым математическим действием мы выявили, что это всего лишь 9% от общего числа заданий.

В большем  случае многовариантные задания  в этом учебнике, это текстовые  задачи, которые имеют 2 решения.

Примерные задачи

1) В двух  бидонах 92 л. молока. Из каждого  бидона отлили по 37 л. Сколько  литров молока осталось в этих  бидонах?

2) В трамвае  ехало 25 пассажиров. На остановке  8 из них вышли, а вошли 4. Сколько пассажиров стало в  трамвае?

3) Составьте  все возможные трехзначные числа из цифр: а) 5, 2, 9; 6) 4, 8, О (цифры в записи числа не должны повторяться).

4) Выполни  действия и вырази полученные  длины разными способами в  м, см, дм:

А)27дм4см+5мб2см; Б)9мбсм—З2дм5см;

5) Сколько  двухзначных чисел можно записать  лишь с помощью цифр 1,2,3 и4?

6) Составь  все трехзначные числа, сумма  цифр которых равна 3.

7) у Иры 126 открыток. Это на 14 открыток меньше, чем у её сестры. Все открытки девочки расклеили в З альбома. В первый альбом они поместили 96, во второй альбом — на 12 открыток меньше, чем в первый, а остальные - в третий альбом. Сколько открыток они поместили в третий альбом? [16]

Из всего  выше изложенного можно сделать  вывод, что автор учебника создает  мало многовариативных заданий, что  не позволяет детям развивать  свои психические процессы, а в  том числе и логическое мышление на высшем уровне.

 

 

 

 

 

2.3 Анализ опытно-экспериментальной  работы

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

Библиографический список

 

 


Информация о работе Вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления