Акцентуация характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:18, реферат

Краткое описание

Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций" "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Определение понятия “Акцентуация характера”…………………..4
Глава 2. Динамика развития акцентуации характера………………………...6
Глава 3. Классификация акцентуации характера…………………………….9
Глава 4. Стойкие изменения характера……………………………………...11
Глава 5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы………..15
Заключение…………………………………………………………………… 22
Список литературы……………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Акцентуация характера в подростковом возрасте.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход «явной» акцентуации  в скрытую, латентную. под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.

2. Формирование на почве акцентуаций  характера под действием благоприятных  условий среды психопатических  развитий, достигающих уровня среды патологии (“краевые психопатии”, по О.В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов:

1) наличие изначальной акцентуации характера

2) неблагоприятные условия среды  должны быть такими, чтобы адресоваться именно к “месту наименьшего сопротивления” данного типа акцентуации

3) их действие должно быть  достаточно продолжительным 

4) оно должно упасть на критический  для формирования данного типа  акцентуации возраст.

Этим возрастом для шизоида являе6тся детство, для психоастеника - первые классы школы, для большинства других типов - разные периоды подросткового возраста (от 11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у сензитивного типов). Только при паранойяльном типе критическим является более старший возраст - 30-40 лет - период высокой социальной активности.

3. Трансформация типов акцентуаций  характера является одним из  кардинальных явлений в их  возрастной динамике. Суть этих  трансформаций состоит обычно  в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описанных нами: и промежуточных, и «амальгамных». Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их могут быть типы: лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилиптоидный, истеро-эпилептоидный. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием. Так, вследствие безнадзорности или гипопротекции в воспитании черты неустойчивого типа могут наслоиться на гипертимное, конформное, эпилиптоидное и реже на лабильное или шизоидное ядро. При воспитании в обстановке «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекция) истерические черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа.

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного - в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сензитивную основу.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными - как биологическими, так и особенно социально-психологическими.

Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипертимности появляются короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо. Вследствие этого у студентов-первокурсников в сравнении со школьниками старших классов частота гипертимной акцентуации заметно снижается, а частота циклоидной заметно возрастает.

Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных биологических факторов является присоединение аффективной лабильности (“легко взрываются, но быстро отходят”) как одной из ведущих черт характера к гипертимному, лабильному, астено-невротическому, истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростковом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм.

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них:

1) гипопротекция, достигающая в  крайней степени безнадзорности;

2) особый вид гипопротекции, описанный А.А.Вдовиченко под названием потворствующая гипопротекция”, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.;

3)доминирующая гиперпротекция («гиперопека»);

4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая  воспитания «кумира семьи»;

5)эмоциональное отвержение, в крайних  случаях достигающее степени  третирования и унижения (воспитание по типу «Золушки»);

6) воспитание в условиях жестоких  взаимоотношений;

7) в условиях повышенной моральной  ответственности;

8) в условиях “культа болезней” [1].

 

 

 

 

 

Глава 5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы

 

Как отмечалось выше, подросток с явной акцентуацией, с одной стороны, избирательно чувствителен к пагубным влияниям среды, психическим травмам, а с другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Соответственно, при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних - ранняя алкоголизация, у других - опасность суицида и т.д. Тип акцентуации определяет и межличностные отношения. Поэтому, для избегания нежелательных последствий (усиления акцентуированных черт до психопатического уровня, побегов из дома, попыток самоубийства, противоправного поведения и т.д.), мы считаем наиболее эффективным рассмотрение типов акцентуации личности в свете подростковых проблем, свойственных каждому конкретному типу.  

 

 

         Гипертимный тип. Гипертимные  подростки с детства общительны, болтливы, шумливы. В школе оказываются  не дисциплинированными, неусидчивыми, поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно.        

 В подростковом возрасте  их главной чертой становится приподнятое настроение: оптимизм в сочетании с кипучей энергией. В компаниях - это лидеры, "заводилы". У них есть неудержимый интерес ко всему новому - людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом включаясь в новое дело, они не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнить работу, требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они не разборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу.        

 Они плохо переносят одиночество  и жесткий контроль со стороны  взрослых, дают вспышки раздражения  и гнева. В семье борются за  самостоятельность (реакция эмансипации); есть склонность к самовольным  отлучкам из дома. У них легко  возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе.        

 Из острых подростковых проблем  им свойственны делинквентность  и алкоголизация (в компании сверстников); могут попробовать другие дурманящие  средства. Для них характерны  ранние сексуальные связи. 

 

 

         Циклоидный тип. Эти подростки  производят впечатление гипертимов. Но в начале или при завершении  полового созревания наступает  длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются  апатия, раздражительность, ощущается  упадок сил. Учиться ставится труднее, компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов.        

 Обычно состояние меняется  через одну - две недели. Но по  мере развития акцентуации периоды  подъема случаются все реже.        

 В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны проблемы гипертимов.        

 В субдепрессивной фазе тяжело  переживают изменение привычного  образа жизни, мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Серьезные неудачи, укоры и упреки могут вызвать острую аффективную реакцию (возможны попытки самоубийства). 

 

 

         Лабильный тип. Главная черта  этого типа - крайняя изменчивость  настроения, повышенная эмоциональная лабильность. От сиюминутного настроения зависит самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству.         

 Лабильным подросткам свойственны  глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать.        

 При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Утрата близких, вынужденная разлука, отвержение со стороны значимых людей вызывают аффективные реакции, неврозы и депрессии. 

 

 

         Астено-невротический тип. Главные  черты - повышенная утомляемость, раздражительность и ипохондричность. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих, но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в патологической заботе о собственном здоровье.        

 На основе этой акцентуации  может начаться невротическое  развитие. Ни делинквентность, ни  побеги из дома, ни алкоголизация  здесь не встречаются. 

 

 

         Сенситивный тип. Эти подростки  с детства пугливы, застенчивы  и послушны, это - "домашние дети". Школа сначала пугает их, но  затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно, бояться вызовов к доске, контрольных и экзаменов.        

 Основные черты - высокая чувствительность  и чувство неполноценности. Их "ахиллесова  пята" - отношение окружающих: крайне  тяжела ситуация, в которой они  становятся объектом насмешек  или подозрений. У них рано формируется чувство долга, ответственности. Они усваивают моральные нормы поведения и духовные ценности старшего поколения. Предъявляют высокие этические требования в окружающим и, прежде всего, к себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, занимаются самобичеванием.         

 К родственникам сохраняют  детскую привязанность, подчиняются  их опеке, упреки и наказания  вызывают угрызения совести, слезы  и даже отчаяние. Эти подростки  предпочитают близкого друга большой компании, им свойственны романтические влюбленности, однако, свои чувства или скрывают, или выражаю так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности.        

 Когда сенситивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляют серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бываю попытки самоубийства. 

 

 

         Психастенический тип. Становлению  психастении способствует воспитание  в условиях повышенной моральной ответственности. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей. Так как в основном надежды и обязанности  связаны с учением, критическим периодом становятся первые классы школы.        

 В подростковом возрасте появляется нерешительность, склонность к самоанализу и тревожная мнительность. Им труден любой, даже малозначимый выбор. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они иногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают их сомнения. Они обнаруживают страстную, патологическую привязанность своим близким. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становится педантизм, точное следование намеченному плану и специально придуманные предметы и ритуалы.         

 Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает. Основная проблема - легкость возникновения навязчивых страхов, действий, все более усложняющихся мыслей и представлений.  

 

 

         Шизоидный тип. Черты этого  типа проявляются особенно рано. С детства ребенка отличает холодность, избегание сверстников, игры в одиночестве. В половом возрасте выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты.         

 Внутренний мир подростков  богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрываемых от посторонних. Духовное одиночество их не тяготит, неспособность к общению связана с недостатком интуиции ("любят меня или ненавидят?") и отсутствием сопереживания другим. Недоступность их внутреннего мира, сдержанность в проявлении чувств делают их поступки неожиданными и непотными для окружающих.        

 Алкоголизация здесь встречается  редко, так опьянение не вызывает  у них подъема настроения. Наиболее  острая проблема - использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными.        

Информация о работе Акцентуация характера в подростковом возрасте