Акцентуация характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:18, реферат

Краткое описание

Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций" "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.
Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Определение понятия “Акцентуация характера”…………………..4
Глава 2. Динамика развития акцентуации характера………………………...6
Глава 3. Классификация акцентуации характера…………………………….9
Глава 4. Стойкие изменения характера……………………………………...11
Глава 5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы………..15
Заключение…………………………………………………………………… 22
Список литературы……………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Акцентуация характера в подростковом возрасте.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 Делинквентность нечасто, но  встречается, причем правонарушения  совершаются в одиночку (хорошо  продуманные кражи, сексуальная  агрессия и др.). 

 

 

         Эпилептоидный тип. Главные черты - склонность к дисфории[5], напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер. Дисфории сильны и продолжительны (до нескольких дней): раздражение приводит к поиску объекту, на котором можно сорвать зло, подросток долго не может остыть. Аффект может возникнуть по любому поводу, но часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности, неуступчивости и эгоизме таких подростков.        

 Эмансипация от взрослых  протекает очень тяжело. Если  конфликт приводит к разрыву  отношений с родными, проявляется  озлобленность и мстительность. Их власть в группе сверстников держится на страхе слабых, но в тоже время они умеют угодить начальству.        

 Влюбленности эпилептоидных  подростков всегда окрашены мрачными  тонами ревности. Появляется напряженное  сексуальное влечение. Возможны  сексуальные эксцессы, вплоть до  извращения. При ранней алкоголизации возникает потребность пить "до отключения".         

 Несмотря на положительные  качества - аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких  условиях воспитания - эпилептоидный  тип характера является одним  из самых неблагоприятных для социальной адаптации.  

 

 

         Истероидный тип. Эти подростки  не выносят, когда при них хвалят  других, уделяют другим больше  внимания. Успешность их учения  во многом зависит от того, ставят их в пример другим  или нет.        

 Главная черта - демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании, восхищении и сочувствии окружающих. С ней связаны лживость, внушаемость, театральность и т.д.        

 Их "слабое место" - утрата  всеобщего внимания, ущемленное  самолюбие, развенчанная исключительность. В этих случаях появляются "бегство в болезнь", попытки избавиться от того на кого внимание переключилось. Нередко используются суицидальные демонстрации (способы самоубийства рассчитаны на быструю помощь и предотвращение). Нарушение поведения часто тоже служит этим целям: выпивки, воровство, прогулы - сигнал для родственников: "Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!"        

 Поскольку они претендуют  на исключительное положение  или лидерство в группе сверстников, "пускают пыль в глаза", то долго эти подростки нигде не задерживаются.        

 Алкоголизм здесь встречается  редко, делинквентность обычно носит  несерьезный характер, но они  любят похвастаться этим. 

 

 

         Неустойчивый тип. Подростки  с детства непослушны, непоседливы, но трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Учатся только при постоянном строгом контроле.        

 Главная черта - неустойчивость  поведения, слабоволие. Они тянутся  к развлечениям, удовольствиям, безделью. Часто забрасывают учебу (никакой труд для них не привлекателен). Любят гулять, включаются в уличные компании, часто - в асоциальные группы.        

 Основная проблема - делинквентность, связанная с желанием развлечься (кража, угон мотоциклов, хулиганство  и т.д.). Склонны к алкоголизму, токсикомании или наркомании. Часто убегают из дома. Во время побегов ищут компанию или подходящего спутника, легко попадают под его влияние.        

 К родителям обычно равнодушны. Рассматривают их как источник  средств для развлечений. Не способны  на преданную дружбу и романтическую влюбленность.  

 

 

         Конформный тип. Главная черта - чрезмерная конформность к своему окружению, а, следовательно, не критичность, консерватизм, нелюбовь к новому, отсутствие инициативы.        

 Такие подростки - продукт своей микросреды. В благополучном окружении им несвойственны нарушения поведения. Попав в другую среду, они первоначально тяжело к ней адаптируются, но затем усваивают все ее обычаи, привычки, манеру поведения. Они дорожат своим местом и стабильностью в группе сверстников. Одна из самых тяжелых ситуаций - изгнание из подростковой компании.         

 Попав в асоциальные группы, конформные подростки легко спиваются, втягиваются в групповые правонарушения. Их могут подбить на побег  из дома [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Акцентуация личности, так ли это плохо?  

К.Леонгард отмечал: "Акцентуированные личности - это далеко не худшая половина человечества". По его данным, около половины европейских подростков являются акцентуантами.

Л.Н.Собчик считает, что "именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом”. Она приводит следующую информацию. Проведенное социально-психологическое исследование в Вузах Москвы показало, что "среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями".

К.Леонгард пишет, что "если вы оказались человеком акцентуированным, то поищете себе должное применение, чтобы ваша акцентуация способствовала бы вашему личному росту, а не тормозила его". Но не следует забывать, что "в акцентуированных… личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд". Иначе говоря, в зависимости от ситуации акцентуации могут способствовать или развитию способностей личности (социально положительные достижения), или возникновению различных форм личностной патологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния, патохарактерологические развития.

Так, демонстративную личность не стоит ориентировать на занятия математикой. Может быть, ей лучше пойти на сцену, а при буйной фантазии и хорошем развитии интеллекта, заняться писательством. Педанту лучше поручить очень сложную, ответственную работу, требующую четкости и пунктуальности, но не заставлять организовывать вечера отдыха, с которыми с большим успехом справится гипертим, склонный быстро сходиться с людьми и полный оптимизма и т.д.

Итак, так ли уж страшны акцентуации?

Ведь при своевременной диагностике и умело оказанной помощи (родителей, педагогов, психолога) мы в состоянии не только помочь подростку максимально легко, без осложнений, пройти все "подводные камни" подросткового возраста, но и обернуть кажущийся недостаток в преимущество, в ту "изюминку", которая наилучшим образом способствует развитию творческих способностей подростка в будущем [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Иванов, Н.Я. Патохарактереологический диагностический опросник для подростков / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко. – М.: ФОЛИУМ, 1994.
  2. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Уч.пособие для студентов и преподавателей. / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ "Сфера", 1999. – 192с.
  3. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 544с.
  4. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. / А.Е. Личко. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. –  416с.
  5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. –  М.: Просвещение, Владос, 1995. – 688с.
  6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педологическое общество России, 1999. – 442с
  7. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики /Л.Н. Собчик. – М.: Институт прикладной психологии, 1998. – 512с.

 

 


Информация о работе Акцентуация характера в подростковом возрасте