Акцентуа́ция характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Определение. Акцентуация(от лат. accentus — ударение) - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Вложенные файлы: 1 файл

Акцентуа́ция.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Определение. Акцентуация(от лат. accentus — ударение) - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Я выбрал эту тему для курсовой потому, что для будущей профессии мне необходимо значит границы психопатии(психологической патологии). Акцентуация как это сказано было в определении это крайнее выражение той или иной черты характера. Это выше нормы, но всё ещё не патология . То есть акцентуация является неким по граничным столбом через который нельзя переходить, но и нахождения рядом с этим столбом не есть безопасно. Так же знание об акцентуации помогут мне лично в интересах саморазвитии и самопознании. Сам термин акцентуации появился в 1968 и введён он был немецким психиатром Карлом Леонгардом. Он описывает акцентуацию как чрезмерно усиленную черту характеру, которая имеет тенденцию переходить в патологию. В 1977 Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание акцентуации характера. Ведь А. Е. Личко считал: акцентуация не охватывает всего понятия. Однако Личко разработал свою классификацию только для подростков. В настоящие время эта тема требуется переработке, ведь классификация Ганнушкина устарела и это наверняка сильно пошатнула основы теории Личко. И в общем эта тема важно, если мы будем знать граница психопатии то и сможем сдерживать тех людей что стоят уже на границе своей акцентуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Теоретическая  часть

 

1.Разберём типы личностей по Леонгарду. Ведь для разбора  акцентуации необходимо понять, как он видел структуры личностей, и как их делил ведь одно, вытекает из  другого, а типы личностей исследователи делили исходя из своей психологической практике.

  1. Производственник - организатор- это дети выросшие в семьях с родителями руководителями, к примеру: спортсмены, крупные руководители и вообще людей достигших многого в своей жизни. Нередко являются обладателями холерическим или холеро- сангвиническим темпераментом, а иногда и гипертимной(……..) акцентуацией. С детства эти люди очень честолюбивы. Они стремятся побеждать везде за что берутся будь- это спорт учёба или другие начинания. Все люди этого типа имеют твёрдые убеждения и готовы их отстаивать. У них много друзей открыты для общения. Являются ярко выраженными лидерами. Не мелочны и не помнят мелких сор, могут иногда обидеть но не со зла а только если встать им поперёк дела. Из защитных механизмов у них чаще всего встречается проекция и вытеснение Производственники-организаторы умны и настойчивы, иногда до упрямства. Если им не возражать, то когда они сами убедятся, что были неправы, они отменят свое неверное решение. Споры только утвердят их в собственной правоте, и тогда настойчивость может перейти в упрямство, и вам уже мало что удастся сделать. Производственники-организаторы по своей сути автократы, но нередко не осознают этого, искренне считая себя демократами, часто неосознанно играют в демократию и гласность. Они действительно рассказывают все, что делают, но это просто потому, что они никого не боятся. Они легко переключаются с одной идеи на другую. Немедленно начинают осуществлять новую, не учитывая, что их подчиненные не смогут перестроиться с такой же скоростью
  2. ПРОИЗВОДСТВЕННИК-ИСПОЛНИТЕЛЬ- Этот тип личности обладают флегматическим или меланхолическим темпераментом. У них высокий интеллект, однако, всегда страдают от недостатка внимания, как от родителей, так и от учителей и детей. Родители и учителя обращают на них внимание тока в том случаи, если начинает падать успеваемость так, как это влияет на престиж родителей или школы. Дети тоже с ними холодны, так как они не умеют играть в «шумные игры». В детстве эти дети подают большие надежды в учёбе. Но это часто заканчивается тем что эти дети не получают навыков общение что в будущем сказывается на их карьере. Поэтому такой тип людей лучше сразу готовить к производственно- исполнительной деятельности. Семейная жизнь их также нередко складывается неудачно, особенно, если они женятся на «производственницах». Жена домашнего круга над ним иронизирует, производственного – издевается, общественного – изменяет.
  3. Представители домашнего круга- Эти личности довольно быстро становились очень неплохими специалистами и оставались на неплохом уровне, довольствуясь хорошими производственными результатами, но не достигая пика в своей профессии. Основные интересы их были в семье, даче. У них складывался довольно узкий круг знакомых. Если их жены (мужья) были такой же ориентации, то за помощью к психологам они не обращаются. Руководителям следует учесть, что их не стоит продвигать по службе, а довольствоваться добротной работой, ибо не их удел гореть на производстве. Срывы у мужчин домашнего круга наблюдаются в тех случаях, когда они женятся на женах производственной ориентации, которые толкают своих мужей на делание карьеры. Женщины домашнего круга руководителями становятся крайне редко. Их личная судьба может неплохо сложиться, если он выходят замуж за производственника, который не требует от них продвижений по службе, довольствуясь их хорошим ведением домашнего хозяйства. Хуже у них обстоят дела, если мужья толкают их на делание карьеры
  4. Представители общественного круга-  Эти личности обращались за помощью крайне редко, но тем не менее их судьба, по нашим представлениям, лучше всего складывается, если их производственная деятельность по своей сути является общественной работой. Еще детьми эти люди обращают на себя внимание своей выраженной общительностью. Чаще всего они являются носителями сангвинического темперамента или истерической акцентуации. Нередко в подростковом возрасте мечтают стать артистами. Они могут неплохо учиться, но их призванием все-таки является деятельность, связанная с контактом с большим количеством людей. Родители, да и учителя поощряют их деятельность, когда они посещают детский сад и учатся в школе. Они являются активными участниками художественной самодеятельности, занимаются спортом и организовывают туристические походы. Не приятности у них начинаются при выборе профессии так, как их родители , да и они сами понимают что нужно выбрать более земную профессию, которая даст стабильный заработок и место в обществе.

2.АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЧЕРТЫ  ЛИЧНОСТИ

  1. Демонстративные личности-«Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Этим понятием пользовался Фрейд, который, собственно, и ввел его в психиатрию, где оно получило новое содержание, далеко отошедшее от буквального значения этого слова. Смысл процесса вытеснения убедительно иллюстрируется в приведенном ниже отрывке из Ницше («По ту сторону добра и зла»). «Я сделал это – говорит мне память. Я не мог этого сделать – говорит мне гордость, остающаяся в этом споре неумолимой. И вот приходит момент, когда память, наконец, отступает».»(Цитата из книги К. Леонгард Акцентуированные личности глава демонстративные личности) В сфере обслуживания люди демонстративного типа работают особенно успешно. Возьмем хотя бы продавцов: они превосходно «чувствуют» покупателя и к каждому нащупывают верный подход. Эта способность связана с даром демонстративной личности «отрекаться» от себя, играя ту роль, которая особенно импонирует партнеру. Так, с покупателем уверенным, властным эти продавцы становятся скромными, даже робкими; с покупателем застенчивым держат себя активно и энергично. Как правило, реакции продавца не акцентуированного носят на себе отпечаток его собственной личности, что далеко не всегда приятно покупателю. Зато демонстративные натуры у прилавка способны к полному подавлению своего «я». Демонстративная личность способна сбалансировать отношения при тяжелых ситуациях и с тяжелыми людьми. Брак, например, может быть удачным именно в силу того, что один из супругов обладает умением приспосабливаться. К демонстративным личностям относятся истерические и авантюристические.

Так как главная черта демонстративной личности- есть защитный механизм памяти «вытеснения». Но «истерики» более яркие представители демонстративных личностях, так как вниз этот механизм более естественно выделен. Так же люди демонстративного типа больше полагаются на интуицию, нежели на здравый смысл.

  1. Педантические личности- На уровне явной патологии личности педантическому типу соответствует ананкастическая психопатия(Характеризуется нерешительностью, постоянными сомнениями; чрезмерной предусмотрительностью в отношении возможно опасного или неприятного для себя хода событий; перфекционизмом (стремлением всегда достигать наивысших результатов, все сделать лучшим образом независимо от маловажности дела); потребностью повторно перепроверять сделанное; крайней озабоченностью в отношении деталей в пустяковых вещах и утратой широкой перспективы; чрезвычайной совестливостью, скрупулезностью, озабоченностью, мешающими испытывать удовольствие; педантизмом и соблюдением условностей с ограниченной способностью выразить теплые чувства; ригидностью и упрямством, настаиванием, чтобы другие подчинялись установленному ими порядку; появлением нежелательных мыслей и побуждений, которые, однако, не достигают степени тяжелой навязчивости; потребностью планировать всякую деятельность наперед в самых незначительных деталях). У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Ананкаст не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия из за, чего они часто впадают в неврозы.
  2. ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ- Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта(от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля). Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил, или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. Если же аффекту не дали «выйти» то он заканчивается медленнее, но если индивидуум отвлекается от причин аффекта, то о н может пройти быстрее. Но у Застревающих личностей всё не так просто. Если они возвращаются к мысли о произошедшем, то и эмоции, испытываемые при аффекте, и стресс возвращается вместе с ним.  Так же этот тип личности называют чувствительным, болезненно обидчивым. Так как обиды в таких случаях в первую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести. Так же эти люди часта застревают и на положительных эмоциях. Из чего част вытекает после их успехов такие черты как: заносчивость, честолюбие, самонадеянности. Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного, так и отрицательного развития характера. Застревающие личности, не обладая склонностью к самовнушению.
  3. Возбудимые личности- это личности которые движет влечение, инстинкты, неконтролируемые побуждения, а не логика и здравый смысл. Само понятие влечения можно трактовать обобщенно, усматривая в нем, главным образом, стремление к разрядке в большей мере физического, чем морального свойства. Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются.
  4. Гипертимические личности- человек это личностью обладает приподнятым настроением, сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимики смотрят на жизнь оптимистично, что сильно упрощает их жизнь. Чрезмерная веселость может переходить в раздражительность
  5. Дистимические личности- (субдепрессивный) Является противоположностью гиперстимической личности. Люди обладающие этой актуализацией обычно серьёзны, сосредоточены, и думают  о мрачных сторонах жизни в больше  степень, чем на положительных.
  6. Аффективно- лабильный тип личности- при ярко выраженных проявлениях циклотимические –Смена дистимический и гипертимический состояний. Иногда без видимых внешних мотивов.
  7. Аффективно-экзальтированный тип личности- «Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения.»(цитата из главы АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ ) Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко впадают эмоциональные крайности либо положительных эмоция, либо отрицательных.
  8. Боязливые личности- (тревожные) Дети, обладающие тревожно-боязливым темпераментом бояться могут всего. Засыпать в темноте, заходить в тёмные комнаты или коридоры, бояться животных, грозы и тд, и тп. Самый худший из их страхов это боязнь других детей. Они не способны отстоять свою точку зрения из-за чего часто становятся целями для насмешек или просто «Козлами отпущения». У взрослых боязнь людей намного ниже, но не способность отстоять свою точку зрения остаётся.
  9. Эмотивные личности- характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Этих людей интересуют не инстинктивные эмоции, а душевные, такие как гуманность и отзывчивость. Этот тип темперамента похож на аффективно-экзальтированный, но эмотивный не впадает в такие крайности. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства.

Мы рассмотрели все типы личностей  что нам предлагал Леонгард, а  сейчас иы рассмотрим сочетание акцентуированных черт характера.

Экстравертированная акцентуация  личности- экстравертированный человек больше обращен в сторону восприятий, чем представлений. Такой человек легко поддается влиянию окружения, стимулам извне, постоянно ищет новых переживаний, любит ходить в кино, смотреть телевизионные передачи. Он отлично чувствует себя в оживленном обществе, где получает сразу множество впечатлений и богатую информацию, и с удовольствием проводит время с приятелем. Среди любимых занятий таких людей следует отметить спорт, эмоциональные переживание.

Интраввентированная акцентуация  личности- Интровертированная личность живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Поэтому внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. В большинстве случаев интровертированный человек приходит к объективно правильным умозаключениям: он не связан впечатлениями момента, он учитывает то, что ему подсказывают его прежние представления, его жизненный опыт. Однако если человек сильно интровертирован он не сможет это показать в реальном мире, и это останется только в его вымышленном мире.

Теперь давайте  рассмотрим классификацию акцентуация  для подростков у Личко. Так как для основы он брал  работы Леонгарда, то я не стану повторяться в типах личности и сразу перейду к самим акцентуациям. Напомним что Личко сделал свою классификацию акцентуация только для подростков и детей.

  1. Гипертимная акцентуация- «П. Б. Ганнушкин (1933) дал этому типу наименование «конституционально-возбужденный» и включил его в группу циклоидов»(цитата из книги Личко «психопатии и акцентуации характера» гипертимныи тип) Наблюдения за детьми этой акцентуации говорит, что они очень подвижны стремятся общаться и контролировать своих  сверстников, так же не чувствуют. Имеют склонность к озорству и неугомонности, в общем очень шумные дети. Так же обладают живым умом, неусидчивостью, но недисциплинированны. Главная черта является всегда повышенное настроение, редко проявляется вспышки агрессии.
  2. Циклоидная акцентуация- в детстве люди этой акцентуации не отличаются от других детей или же очень похожи на гипертимиков. Но во врем я пубертатного периода или пожже в 16- 19 лет(в этом возрасте это даже происходит чаше) начинают проявляться «циклоидные» качества. Проявление апатии и раздражительности. Шумные компании сверстников начинают раздражать и общество в целом тяготит. Пропадает аппетит. И в целом человек в падает в субдепрессивное состояние. Но это лишь временное состояние и пожже «циклоид» возвращается к гипертимному состоянию. И после эти фазы сменяются друг другом у обычного циклоида эти фазы длятся обычно около 1-2 недели.
  3. Лабильная акцентуация- Этот тип описывался под разными наименованиями: эмоционально-лабильный, реактивно-лабильный, эмотивно-лабильный, эмотивный и сверхподвижный. В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Очень болезненные люди. Главная черта- крайняя изменчивость настроения. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощрениям.
  4. Астеноневратическая актуализация- Главными чертами астеноневротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются непереносимыми. Раздражительность более всего сходна с аффективными вспышками при лабильной акцентуации. В отличие от эпилептоидной акцентуации аффекту не бывают присущи ни постепенное накипание, ни сила, ни продолжительность. В отличие от вспыльчивости при гипертимной акцентуации поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также никогда не достигает. В отличие от лабильной акцентуации аффективные вспышки связаны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживается возрастание раздражительности в процессе утомления.
  5. Сенситивная акцентуация- Люди этой акцентуацией обладают чрезмерной чувствительностью и впечатлительностью при этом это всё  сочетаться у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Так же эти дети очень боязливы. Но они старательны и обычно хорошо учатся.
  6. Психостеническая акцентуация- Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаю<span class="List_0020Para

Информация о работе Акцентуа́ция характера