Характер личности и его акцентуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….....…………….……………………….........................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ЕГО АКЦЕНТУАЦИЙ ……………………………………………..6
1.1. Анализ проблемы изучения характера личности в психологии …….……6
1.2. Понятие «акцентуаций» характера и причины их возникновения ……...11
1.3. Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности……...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..….……………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………..……………….25

Вложенные файлы: 1 файл

характер личности и его акцентуации.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»

Кафедра общей и прикладной психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: психология личности

«ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ И ЕГО АКЦЕНТУАЦИИ»

    

 

 

 Выполнила:

 студентка  1 курса очного отделения  

 Руппель  Илона Олеговна

                                                                                              Научный руководитель:

 старший преподаватель 

Дрейзин И.В.

Иркутск 2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….....…………….……………………….........................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ЕГО АКЦЕНТУАЦИЙ ……………………………………………..6

1.1. Анализ проблемы изучения характера личности в психологии …….……6

1.2. Понятие «акцентуаций» характера и причины их возникновения ……...11

1.3. Основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности……...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..….……………23

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………..……………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В структуре личности характер занимает главное место, так как влияет на познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Формирование характера предопределяется образом жизни человека. Он проявляется в манере поведения, в привычках, поступках, действиях и обуславливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Характерологические особенности, определяющие структуру личности, могут быть определены с помощью диагностики. В связи с этим исследованию характера отводится центральная роль. Зная особенности характера легче понять поведение человека, обосновать его поступки и дать оценку. Изучение характера, его классификационные признаки позволяют проводить и дифференцировать личность в социальном аспекте.

Характер это  очень сложная категория психологического анализа. В характере можно выделить ряд свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Обращение к  исследованию акцентуаций произошло  благодаря исследованиям в психиатрии. Еще на заре учения о психопатиях  возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием".

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", О.В. Кербиков (1961) - как "предпсихопатию", Г.К. Ушаков (1973) - как "крайние варианты нормального характера".

Отличия между  акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях  П.Б. Ганнушкина (1933) - О. В. Кербикова (1962). Обычно акцентуации развиваются  в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Наибольшую  известность получил термин Леонгарда (1968) - "акцентуированная личность". Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией.

Таким образом, анализ проблемы характера личности и его акцентуаций позволяет  выявить противоречие между положительным влиянием акцентуированных черт характера на формирование социально-направленной личности и разрушительным действием выраженных акцентуаций на личность человека в определенных жизненных условиях.

Обнаруженное  противоречие позволило сформулировать проблему исследования: изучение диагностических методик для оценки психических свойств личности, выявления её акцентуированных черт и их влияние на характер.

Цель  исследования: изучить теоретические основы исследования характера личности и его акцентуаций.

Объект  исследования – характер.

Предмет исследования – характер личности и его акцентуации.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

-     изучить проблему характера личности в психологии;

- изучить понятие  «акцентуаций» характера, причины  их возникновения, основные типы акцентуаций и их влияние на характер личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ И ЕГО АКЦЕНТУАЦИЙ

    1. Анализ проблемы изучения характера личности в психологии

«Характер»  трактуется в психологии далеко не однозначно. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность». В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. [5]

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере  как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении человека. Таким образом, характер можно определить как «иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении». [24]

Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).  Рассмотрим, как употребляются эти  понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще  более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.

Вспомним для  примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории  великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.

Интересно в  связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто  сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей  недостатки их характера не имеют  значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». [4]

Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение  его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера  отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. [5]

Характер —  индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

-к себе (степень  требовательности, критичности, самооценки);

-к другим  людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);

-к порученному  делу (лень или трудолюбие, аккуратность  или неряшливость, инициативность  или пассивность, усидчивость  или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);

-в характере  отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. [10]

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую  называют структурой характера. В структуре  характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. [17]

Возможна и  другая классификация черт характера, например:

свойства, определяющие поступки человека в выборе целей  деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

свойства, имеющие  чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность -ригидность и т. д.). [29]

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.

Все типологии  человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них  следующие:

1.  Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания  личностных черт, которые входят  в характер человека, не являются  случайными. Они образуют четко  различимые типы, позволяющие выявлять  и строить типологию характеров.

3.  Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. [17]

Наиболее известны следующие типологии характера:

конституционные теории, связывающие особенности  характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

Акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

социальная  типология характеров, в основе которой - отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм). [29]

Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это  как неизменность черт характера. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера — это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности человека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности. [4]

Информация о работе Характер личности и его акцентуации