Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Содержание

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

А раз выбор (хотя и  без выбора) уже совершен, юношам и девушкам, вошедшим в эту подгруппу, не о чем беспокоиться: уровень  тревожности низок, самооценка устойчива вне зависимости от оценки их достоинств окружающими.

Правда, эти старшеклассники, по мнению сверстников, несколько «упертые»  и «категоричные»: они склонны  жестко разделять окружающих на «хороших»  и «плохих» и нетерпимы к противоречиям и нюансам. Есть у них затруднения и в общении: им трудно устанавливать глубокие эмоционально-насыщенные отношения с окружающими людьми.

Испытуемые данной группы  характеризуются сформированными в достаточной степени ценностями, которые находят свою реализацию в поведении. У них преобладают «семейные ценности» («Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», «Интересная работа», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей»). Можно предположить, что обладание этими ценностями в будущем старшеклассники этой подгруппы связывают с возможностью обрести душевный покой, «свой мир», «домашний очаг». Все они оценены как высокозначимые, но лишь одну из них («Наличие хороших и верных друзей») эти старшеклассники считают в будущем доступной. Все остальные представляются... недоступными в будущем. Причем наименее доступными они считают ценности здоровья и материально-обеспеченной жизни.

А вот ценности «Свобода как независимость в действиях  и поступках», «Уверенность в себе», «Познание», «Активная, деятельная жизнь», «Творчество» не значимы, что явно свидетельствует об отказе от самостоятельности. Таким образом, можно предположить, что старшеклассникам этой подгруппы в будущем будет крайне сложно преодолеть стереотипность поведения и нежелание поиска новых путей взаимодействия с окружающими.

Стереотипность, стремление «повторять жизнь родителей», «действовать по шаблону» делает излишней внутреннюю работу по личностному самоопределению.

И хотя все представители  думают что они совершают самостоятельный выбор,  профессиональное самоопределение здесь явно отсутствует.

В группе «В» (13 из 19 испытуемых, или 70 %) показатели по шкале компетентности во времени находятся в зоне «условной» нормы, что свидетельствует, во-первых,  об относительной целостности психологического времени личности, способности жить настоящим, т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени личностью свидетельствует о высоком уровне самоактуализации. Так же и показатели по шкале «Поддержка» оказались достаточно высокими, что свидетельствует о том что эти испытуемые независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию. Четко ставят цели и стремятся руководствоваться ими. Важно отметить, что их  отличает высокий уровень самоуважения и самопринятия.

Если говорить о содержании ценностей, то у них наиболее гармонично представлены такие жизненные сферы, как «Материальнообеспеченная жизнь», «Красота природы и искусства» и «Здоровье». Очень неожиданным стало  то, что «вечная ценность» молодости «Любовь» оказалась для них не столь уж и значимой.

Возможно, именно поэтому  наиболее конфликтной и проблематичной для представителей этой подгруппы становится «счастливая семейная жизнь», которая, по-видимому, представляется им «мешающей» достигнуть материального благополучия и реализовать свои амбициозные устремления. Так же проблемными областями остались и такие ценности как «Уверенность в себе», «Познание», «Интересная работа», что порожнему свидетельствует о наличии личностных проблем.

А вот «активная, деятельная жизнь» может определяться как интересная, полная событий и впечатлений. Сфера  «Здоровья» в представлении этой подгруппы приобретает, видимо, похожий  смысл. Интересным для меня так же оказался пункт «Наличие хороших и верных друзей», большинство испытуемых этой группы отметили что это для них не очень значимая ценность, но доступная.

Можно сделать вывод, что особенность личностного  самоопределения старшеклассников данной группы состоит в ориентации на достижение желательного образа жизни и обладание материальными благами.

 Конечно, это сказывается  на особенностях профессионального  самоопределения, и проявляется  в том, что их выбор вуза  более осмыслен и четко корреспондирует с тем желательным образом жизни, который они выбрали для себя. Именно «под него» выбирается соответствующая ему профессия.

Итак, основой личностно-профессионального  самоопределения для этой подгруппы  является ориентация на достижение желательного образа жизни и материальных ценностей.

Так же как и в предыдущей группе, в данной оказались испытуемые которых отличает достаточно высокая (ближе к верхней границе нормы) способность воспринимать целостность своей жизни в сочетании с чрезвычайно высокой «опорой на себя» (показатели по шкале «Поддержка» буквально «зашкаливают»). Высокий уровень независимости ценностей и поведения от воздействий извне свидетельствует о стремлении руководствоваться собственными целями, ценностями, убеждениями, принципами. Они являются — явными борцами и лидерами. Они гораздо более активны, чем их сверстники, и сами понимают и принимают это. Вот как говорит об этом одна из представителей группы: «Да, я активная. У меня активная жизненная позиция, — так мама шутит. У меня много дел. Много друзей. У меня нет свободного времени. Я — активный человек».

Высокий уровень самовосприятия свидетельствует о способности  представителей данной подгруппы ценить свои достоинства, положительные качества, уважать себя за них, а также принимать себя такими, какие есть, независимо от мнения и оценки их другими людьми, а возможно, и вопреки последним. Их собственное мнение является для них самодостаточным и часто основным. Стремятся поскорее «уйти» из «мира детства», вступить во «взрослую жизнь». В школе эта тенденция порой проявляется в несколько демонстративном поведении, цель которого — во что бы то ни стало отстоять свои мнения, убеждения и принципы, свою самостоятельность и право самому решать, что «хорошо», а что «плохо».

У этих представителей наименее гармоничная картина представлена в оценивании значимости и доступности таких жизненных сфер, как «Здоровье», «Любовь», «Счастливая семейная жизнь» и «Материально-обеспеченная жизнь». Эти ценности представлены как высокозначимые, но наименее доступные в будущем.

Наиболее гармонично представлены сферы «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», «Интересная  работа» и «Свобода как независимость  в действиях и поступках».

Ценность «уверенность в себе», оценивается сегодня  как не высокозначимая (по-видимому, уверенность уже достигнута), но в будущем обладание этой сферой представляется наиболее доступной а сравнении со всеми другими, что, видимо, связано с изменением социального статуса. Отметим, что, видимо, для старшеклассников подгруппы достижение этой ценности в будущем является принципиально важным.

Таким образом, для представителей данной подгруппы характерна ориентация на достижение высокого социального  статуса в будущем и способность  решать задачи своего профессионального  самоопределения, т.е. совершать осознанный и самостоятельный выбор профессии.

Можно сделать вывод, что данные старшеклассники, ориентированы на достижение высокого социального статуса и способны осознанно и самостоятельно совершать профессиональный выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В заключении можно сделать  вывод, что нам удалось изучить литературу по проблемам профессиональной ориентации старшеклассников, проанализировать данные проблемы, и провести исследование. В своем исследование мы сделали акцент не на значимость выбора профессии, а на ценности оказывающих влияние на самоопределение старшеклассника. В результате чего мы хотели бы отметить, что только представители подгруппы «В» обладают таким уровнем личностного развития, который позволяет им осуществлять эффективное профессиональное самоопределение, совершать самостоятельные осознанные выборы.

Полученные нами результаты показывают, что эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.

В заключении мы хотели отметить, что старшеклассникам необходима помощь специалистов при самоопределении. Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Такое самоопределение называют личностно-профессиональным и считают его целью-ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностного развития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.

Наиболее адекватным подходом к оказанию психологической  помощи старшекласснику в период профессионально-личностного самоопределения является психологическое сопровождение. Целью-ориентиром психологического сопровождения является не выбор конкретной профессии, а создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

 

Список литературы: введение:

1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

2 См.: Мир детства. Юность. – М.: Педагогика, 1991. – с. 11.

3 См.: Кон И.С. Психология ранней юности – М.: Просвещение, 1989 г. – с. 82.

4.Климов Е.А. Как  выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

5.Назимов И.Н. Профориентация  и профотбор в социалистическом  обществе. М., 1972, 256 с. 

6.Столяренко Л.Д., Столяренко  В.Е. Психология и педагогика  для технических вузов. Ростов  н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.

7.Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.

8. Шибутани Т. Социальная  психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - Стр 25

9. Профессиональная  ориентация  молодёжи. — М.,  1989.

10. Е.А.Климов Как выбрать профессию

. 11. Гончарова Н. «Современная  профориентация» Психологическая  газета. № 9, 2003. 
12. Кле М. Психология подростка. М., 1993. 
13. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2002. 
14. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии (Материалы для специалиста образовательного учреждения), Санкт-Петербург, КЕРО, 2003.

15..Гозман Л.Я., Кроз  М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.43 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Пожалуйста, отметьте, какое  из двух высказываний а или б соответствует  Вам в большей степени.

 

а

б

 

а

б

 

а

б

 

а

б

 

а

б

 

а

б

1

   

22

   

43

   

64

   

85

   

106

   

2

   

23

   

44

   

65

   

86

   

107

   

3

   

24

   

45

   

66

   

87

   

108

   

4

   

25

   

46

   

67

   

88

   

109

   

5

   

26

   

47

   

68

   

89

   

110

   

6

   

27

   

48

   

69

   

90

   

111

   

7

   

28

   

49

   

70

   

91

   

112

   

8

   

29

   

50

   

71

   

92

   

113

   

9

   

30

   

51

   

72

   

93

   

114

   

10

   

31

   

52

   

73

   

94

   

115

   

11

   

32

   

53

   

74

   

95

   

116

   

12

   

33

   

54

   

75

   

96

   

117

   

13

   

34

   

55

   

76

   

97

   

118

   

14

   

35

   

56

   

77

   

98

   

119

   

15

   

36

   

57

   

78

   

99

   

120

   

16

   

37

   

58

   

79

   

100

   

121

   

17

   

38

   

59

   

80

   

101

   

122

   

18

   

39

   

60

   

81

   

102

   

123

   

19

   

40

   

61

   

82

   

103

   

124

   

20

   

41

   

62

   

83

   

104

   

125

   

21

   

42

   

63

   

84

   

105

   

126

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2

"Перед вами  список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей: 
1. Активная, деятельная жизнь; 
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье); 
3. Интересная работа; 
4. Красота природы и искусства; 
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 
7. Наличие хороших и верных друзей; 
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); 
10. Свобода как независимость в поступках и действиях; 
11. Счастливая семейная жизнь; 
12. Творчество (возможность творческой деятельности). 
Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям). 
Далее смотри бланк: 
На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1. 
Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.  
МАТРИЦА №1 
Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.

МАТРИЦА № 2 
Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности. 
 
 
 


Информация о работе Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников