Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Содержание

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

     3. Склонности — это такие психологические особенности человека,  от  которых зависит успешность  приобретения  знаний,  умений  и навыков,  но  которые сами  к наличию этих  знаний,  умений  и навыков не  водятся.  Способности обнаруживаются  в  быстроте,  глубине  и  прочности  овладения  способами  и  правилами  деятельности.

     Кроме  способностей,  к  индивидуальным  психологическим   особенностям  относятся  темперамент   и  характер.  Эти  свойства  консервативны  и  устойчивы.

     Характер  человека  не  представляет  собой  некоторую  случайную  совокупность  различных  свойств.  Отдельные  свойства  характера  зависят  друг  от  друга,  взаимосвязаны,  образуют  одно  целое.

     Учёт  особенностей  темперамента  в  профессиональной  работе  с  учащимися  имеет  большое  значение  для  выявления  наиболее  оптимальных  вариантов  выбора  “человек-дело”,  для  определения  наибольшей  пригодности  человека  к  тому  или  иному  виду  трудовой  деятельности  как  исполнителя,  например  оператора,  диспетчера,  лётчика  и  т.д. 

     Изучение  особенностей  характера  школьника  в   целях  профдиагностики  и   профотбора  выявляет  психофизиологические  особенности  личности,  что   необходимо  не  только  для   характеристики  его  как   исполнителя  определённых  видов  трудовой  деятельности,  но  и  как  будущего  организатора  производственного  процесса  в  различных  областях  физического  и  умственного  труда.

     Итак,  мы  рассмотрели   группы  психологических  характеристик   личности,  необходимых  для  изучения  школьников  в  профориентационных  целях.  Таким  образом,  мы  ответили  на  вопрос:  Что  изучать  в  личности  школьника?

Теперь  мы  попытаемся  дать  ответ  на  вопрос:  Как  изучать  указанные  стороны  личности  учащихся?

     Для  изучения  личности  школьника  в  целях   последующей  профориентации  можно  использовать  такие  методы:

     Наблюдение, Анализ  документов  и результатов деятельности  учащихся ,Анализ  практических  действий  учащихся  в школе,  Анкетирование ,Беседы,  интервью, Педагогический  эксперимент, Метод обобщения независимых характеристик. 

Более  глубоко  и  разносторонне  изучить  личность  школьника  можно,  используя  несколько  методов.  Затем  полученные  данные  следует  обобщить.

     В  результате  получится  целостная  системная   сумма  знаний  об  ученике.  Диагностический  аспект  профориентации  тесно  взаимосвязан  с  воспитательным.  При  изучении  профессиональных  интересов,  склонностей,  способностей,  мотивов  выбора  профессии  проводятся  воспитательные  мероприятия,  направленные  на  усиление  подготовки  школьника  к  рекомендуемой  либо  избранной  профессии.

     Исходя  из  того,  что  психодиагностика  занимает  важное  место  в  общей   системе  профориентации  учащихся,  необходимо  подчеркнуть,  что  одной  из  ведущих  её  задач  является  определение  готовности  учащегося  к  выбору  профессии.

     Готовность  к   выбору  профессии – это,  во-первых,  внутренняя  осознанность  самого  факта  выбора  и  определённость  профессиональных  интересов,  во-вторых,  осведомлённость  ученика  о  своих  способностях  и  о  том,  какие  физические  и  психологические  требования  предъявляет  профессия  к  человеку.  Вот  почему  педагогу  важно  овладеть  методами  изучения  учебников  в  решении  профориентационных  задач. С  помощью  имеющихся  методов  педагог  может  выявить  склонности  ученика,  с  одной  стороны,  и  его  возможности — с  другой,  а  затем  наметить  программу  воспитания  и  самовоспитания.

 

1.4  Проблемы профориентирования старших школьников и их причины 
Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессионального самоопределения.  
 
Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора:  
 
1).Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу важно довести до сознания учеников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления.  
 
2). Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными.  
 
3).Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать выбор.  
 
4). Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии – на самое профессию. Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии.  
 
5). Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Важно научить ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрывать ( усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии.  
 
Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора:  
 
6). Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). За каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это необходимо обратить внимание учеников.  
 
7). Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий, станков с числовым программным управлением приводит к тому, что меняется характер труда во многих профессиях. За старым названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном облике профессии, ее технической эволюции.  
 
8). Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания. Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном заведении начального профессионального образования, для поступления в которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья. Таким образом, построение профессионально-образовательного плана выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений;  
 
9). Неумение разобраться отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.).  
 
10). Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса о выборе профессии, особенностях труда профессионала.  
 
11). Закрытость детского дома приводит к ограниченному социальному опыту, поэтому перечень знакомых профессий достаточно мал.  
 
12). Не умение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями.  
 
При выборе профиля или профессиональном самоопределении следует учитывать следующие факторы.  
 
1. Позиция значимых взрослых (например, воспитателей, директора детского дома, родителей или лиц, их заменяющих):

  • взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей большей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего;
  • взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор;
  • взрослые и дети единодушны в выборе профессии, и первые содействуют вторым добрым советом.

Если взрослые стоят  на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти  из этой ситуации.  
 
2. Позиция товарищей. Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Следует помнить о том, что в рамках интернатного учреждения складывается стихийное коллективное образование, которое очень мощно управляет поведением членов. Могут сложиться разные ситуации: 1) за «компанию» пойдешь – неизвестно, полюбится ли профессия, не пришлось бы через год-два бросить учебу; 2) пойдешь «по интересам» – другие почему-то рассматривают как измену.  
 
Поэтому психологу необходимо убедить воспитанника, что правильным будет всегда решение, которое соответствует интересам личности, а настоящие друзья – не те, кто давит, а те, кто понимает.  
 
3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей профессии  
 
4. Факторы психологического характера: специалисты отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдаются изменения в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Все это влечет за собой формирование искаженных представлений ребенка о себе. Отмечено также, что отсутствие позитивной родительской среды, в которой закладываются основы формирования гармоничной, физически и психологически здоровой личности ребенка, искажает структуру ролевого взаимодействия между воспитанниками и их педагогами и воспитателями. Общепринятая модель опеки часто оказывается неработающей. Она ограничивает возможности развития самостоятельности, автономности, социальной адаптации у детей-сирот, слабо ориентирует на формирование навыков самопрезентации, умения действовать в конкурентной ситуации.  
 
5. Факторы социального характера: увязывание профессиональных планов выпускника с возможностями, а иногда и с желанием руководства профессиональных учебных заведений, поэтому в последний момент профессиональные планы ломаются, и ребенок попадает на обучение не по желаемой специальности. Для многих ребят профессиональный план простраивается с учетом жизненной ситуации (выбор профессии и учебного заведения под влиянием друзей: «туда идет мой друг (подруга)…», близость учебного заведения к родному дому, к родственникам), наличие-отсутствие общежития при учебном заведении, закрепленного жилья. Такой вариант профессионального выбора возможен, но неподкрепляемый интересом ребенка, он становится вынужденным, и вряд ли позволит в дальнейшем закрепиться на рабочем месте;  
 
6. Личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного профессионального места работы:

  • а) главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, мой идеал жизни и деятельности);
  • б) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, чему и где учиться; первое трудовое место после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста);
  • в) пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение);
  • г) внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей);
  • д) внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности);
  • е) запасные варианты целей и путей, их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Воспитателю важно упредить составление морально несостоятельных планов, например: лишь бы в вуз, туда, где конкурс поменьше, не важно, куда, «туда, где знакомые помогут поступить».

7. Уровень притязаний на общественное признание. Уровень притязаний – представление человека о том, какое место среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.(10)

 

Ошибка при  выборе профессии недопустима, т.к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или  иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом  личностью или группой.

1. Возникновение  проблемы (решение начать выбирать  профессию). 
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы. 
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора. 
4. Построение образа профессии. 
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим  возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального  самоопределения.

1 этап. 
Первое, на что нужно обратить внимание родителям и учителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута». 
Первая ошибка это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения. 
Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации. 
Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко  в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот). 
Выбирая учебное  заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися. 
Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности. 
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии. 
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

Третья ошибка – отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе. 
Т.е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Информация о работе Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников