Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Содержание

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области  деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.

Для повышения эффективности  профессионального просвещения  требуется соблюдать следующие  принципы описания профессии (с.6-8,[7]).

Необходимо точное описание положительных и отрицательных  сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.

  1. Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
  2. Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.
  3. Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.
  4. Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.
  5. Профессиональная консультация.

Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие  сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.

  1. Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).

Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.

1.3. Профессиональное  самоопределение старшеклассника

Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и  образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.

Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:

  • самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
  • самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
  • саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).

Оценить степень развития общих и специальных способностей человека может только специалист, профессионал - психолог, профконсультант, специально подготовленный учитель. Они с помощью специальных тестов с достаточной точностью смогут выявить большинство общих способностей, нужных человеку в любой деятельности (умственные способности, способность воспринимать и анализировать информацию, концентрировать внимание и т.п.) и специальные способности, которые могут быть своими для каждой профессии (математические, конструкторские, спортивные и т.д.), т.е. те, которые опираются на определённые задатки человека.

Именно поэтому возникает  насущная потребность школы именно в таком специалисте, т.к. переход школы на профильную систему обучения и создание специализированной подготовки в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, даёт возможность в профориентационной работе более полно учитывать интересы и склонности каждого ученика.

В ходе профориентационной работы необходимо расширить возможность  социализации учащихся, обеспечить преемственность  между общим и профессиональным образованием и более полно подготовить  выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального обучения.

Исходя из вышесказанного можно определить несколько целей  и задач курса профориентации в школе: дать представление учащимся старших классов об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений; научить реально оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда; выявить и развивать способности учащихся с учётом их профессиональной направленности; способствовать успешной самореализации старших школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда.

В этом смысле цели и задачи профориентации созвучны с задачами профильного обучения.

Целенаправленное формирование у подростков профессиональной направленности должно осуществляться в системе  профессиональных консультаций, которые включают в себя профессиональный отбор, который осуществляется, как правило, вне школы. Профессиональная консультация - одно из важнейших звеньев системы профориентационной работы, предполагающей целенаправленное и педагогическое воздействие на молодёжь для её подготовки к сознательному выбору профессии и построению реальных жизненных планов. Когда мы на первое место при выборе профессии ставим потребность общества в кадрах, то имеем ввиду не столько необходимость обеспечения сферы материального производства, сколько гарантию предоставления человеку возможности работать по избранной им профессии. В сложившихся условиях рыночных отношений важно помочь молодым людям не растеряться, а своевременно, ещё учась в школе, профессионально самоопределиться, выбрать профессию, которая удовлетворяла бы их духовные и материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать свои природные способности и личностные качества.

Идеальных профессий  не бывает - любая имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако, для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие - вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью. Думается, что возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы, является насущной потребностью и одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии.(стр. 25 (8))

     И так  работа  по предварительной   диагностике  школьника  заключается  во  всестороннем  изучении  его  личности,  т.е.  изучении  его  интересов,  способностей,  склонностей,  профессиональных  намерений,  индивидуальных  свойств  нервной  системы.

     Выбор   профессии  подростком  должен  основываться  как  на  знании  своих  стремлений,  психофизиологических  особенностей,  так  и  на  понимании  своего  места  как  квалифицированного  специалиста  в  современном  производстве. 

     Одна  из  задач  предварительной  профдиагностики   в  школе — определение  пригодности  школьника  к  той  или  иной  профессии  в  соответствии  с психофизиологическими свойствами  личности.

     Психофизиологические  особенности  человека — это   особенности  его  психики,  развитие, строение  организма,  состояние   здоровья.  Каждый  человек  обладает  психофизиологическими  особенностями.  Поэтому  можно  говорить  о  том,  что  человек  по  своим  пригодным  данным  более  или  менее  подготовлен  к  успешному  овладению  определённой  профессией  или  групповой  профессией.  В  связи  с  этим  встаёт  вопрос:  какие  характерные  особенности  личности  необходимо  изучить?  Как правильно определить  особенности  и  свойства  личности?

     Ответы  на  эти  вопросы  и   будут  предметом  нашего  дальнейшего  рассмотрения.

     К  наиболее  важным  особенностям  личности,  подлежащим  диагностированию,  относятся:  ценностные  ориентации,  интересы,  потребности,  склонности,  профессиональные  намерения,  профессиональная  направленность,  мотивы  выбора  профессии,  черты  характера,  темперамент,  состояние  здоровья.

     Рассмотрим  подробнее  те  стороны  личностных  характеристик,  которые  имеют  значение  для  профориентационной  работы.

     Личность  формируется  в  процессе  постоянных  взаимоотношений   с  людьми.  Все  особенности,  присущие  личности,  социально   обусловлены.  Поэтому  ценностные  ориентации  можно  определить  как  напрвленность  личности  на  усвоение  (создание)  общественных  ценностей  в  соответствии  с  конкретными  потребностями.

     Каждая  личность  стремиться  к  усвоению  тех  ценностей,  которые   наиболее  соответствуют  её  целям  и  интересам.  Применительно  к  профессиональной  деятельности  человека  можно  выделить  такие  ценности,  представляющие  для  него  значимость: 

  • самоутверждение  в  обществе,  в  ближайшей  социальной  среде — быть  полезным  обществу;
  • авторитет  в  трудовом  коллективе;
  • признание  родных,  знакомых,  друзей;
  • самосовершенствование  и  самовыражение;  интересная  работа;
  • применение  свои  знаний, умений,  способностей;
  • творческий  характер  труда;
  • стать  мастером  своего дела;
  • романтика  трудовой деятельности;
  • материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
  • должность,  удовлетворяющая  личность;  перспектива  продвижения  по  службе.

     Главную   роль  в  выборе  ценностей   имеют  мотивы,  которые,  в  свою  очередь,  зависят от  интересов и потребностей  личности,  целей этой  личности.

     По виду  мотивы  выбора  профессии   можно  разделить  на  шесть   групп:

  • общая  мотивировка;
  • романтика  профессий;
  • мотивы  познавательного  характера;
  • мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость  профессии;
  • ссылка  на  пример;
  • немотивированный  выбор.

     По  характеру   все  мотивы  можно  разделить   на  четыре  группы:

  • мотив,  чётко  и  аргументированно  обосновывающий  целесообразность  выбора  данного  направления  трудовой  деятельности;
  • мотивация  нечёткая,  недостаточно  аргументированная;
  • мотивация  неуверенная,  неаргументированная;
  • никак  не  аргументированная  мотивация.

     Выявление   мотивов  выбора  профессии   позволяет  узнать,  что  именно  побудило  человека  избрать данный  вид труда и насколько чётки,  аргументированы  мотивы  выбора.  Это  в  свою  очередь  даёт  возможность  выяснить  направленность  личности  на  ценности.  Итак,  мы  рассмотрели  ценностные  ориентации  в  структуре личности  человека.  Во  взаимосвязи с другими характеристиками  личности  их  можно  представить  следующим  образом:  потребности – интересы  ценности – мотивы – цели – выбор.

     Предварительная   профдиагностика  предполагает  выявление  таких характеристик,  как  склонности,  интерес,  темперамент.

     1. Интерес — это особое  отношение к чему-либо  или кому-либо,  это и потребность в определённых  эмоциональных переживаниях,  получаемых  в результате  каких-то  людей или предметов.  Ведь  одно  дело  интересоваться,  например,  автомобилем,  и  совсем  другое – заниматься  в  кружке  автодела.  Как  правило,  на  занятия,  к  которым  учащийся  более  склонен,  он  тратит  больше  времени  и  к  тому  же  трудится  с  желанием.  Если  человек  при  этом  добивается  ещё  определённых  результатов  в  этой  деятельности,  то  можно  говорить о способностях  к  данной  деятельности.

     2. Способности — это такие психологические особенности человека,  от  которых зависит  успешность  приобретения  знаний,  умений  и  навыков,  но  которые  сами к  наличию  этих  знаний,  умений  и  навыков  не  сводятся.  Способности  обнаруживаются  в  быстроте,  глубине  и  прочности  овладения  способами  и  правилами  деятельности.

Информация о работе Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников