Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Содержание

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

2 этап. 
Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии? 
Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. 
Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности. 
При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются  «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. 
Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.

3 этап.  
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии. 
Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия 
Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. 
Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку. 
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. 
Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации.   
Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

2. Роль семьи. 
Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место. 
Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником. 
Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям. 
Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.

3. Влияние сверстников. 
Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников. 
Распространенным является выбор профессии «за компанию», т.е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.

4 этап.  
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности  не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования. 
Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.     
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии.     
Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.  
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством. 
 
5 этап. 
При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. 
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой.  
Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Наиболее трудное  время для подростка – переход  от общеобразовательной школы к  профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии. 
В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе. 
Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения. 
Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе: 
- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания, нервной системы; 
- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку; 
- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями. 
Тогда выбор профессии будет верным и удачным. 
Выбор профиля – это очень ответственное решение. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сохранения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому, что, и в каком объеме будет изучать старшеклассник в профильном классе, в дальнейшем определит возможность его обучения в том или ином ВУЗе. Углубленная подготовка по ряду предметов определяет заданность профессионального выбора, изменить который кардинально, впоследствии, будет трудно. 
В момент выбора профиля обучения не требуется обязательно осуществить выбор своей будущей профессии, так как обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив Вуз и факультет. 
По изложенным выше причинам, детям и их родителям, в большинстве случаев, бывает необходима квалифицированная помощь профконсультанта, который методами психодиагностики поможет выявить не только лежащие часто на поверхности профессионально важные качества человека, но и его на данный момент скрытые потенциально сильные характеристики, которые смогут стать твердым фундаментом профессиональной успешности, дадут возможность двигаться с наибольшей эффективностью в нужном направлении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальная  часть.

Исследование проводилось  на базе Соколовской средней школы  р.п. Соколового, в ситуациях реального взаимодействия со старшеклассниками 10 класса, в количестве 19 человек(6 девочек, 13 мальчиков). В качестве исследовательского инструментария использовались  методики: самоактуализационный тест Э. Шострома (CAT) в модификации Л. Гозмана, методика Е.Б. Фанталовой.

Все эти методики применялись в процессе коллективной работы со старшеклассниками. Полученные результаты выполняли не только диагностическую, но и терапевтическую функцию и становились важными моментами психологического сопровождения. Самоактуализационный тест в модификации Л. Гозмана, позволил получить количественно сопоставимые данные об особенности представлений и отношения старшеклассников к себе и другим на осознаваемом уровне — CAT. Анализ базовых шкал этого теста помогал понять особенности психологического времени личности, а также определить, насколько юноши и девушки способны «опираться на себя», а насколько нуждаются в «поддержке извне». Дополнительные шкалы CAT позволяли выявить представленность в мировосприятии старшеклассников гуманистических ценностей, их самоотношение и отношение к другим людям. Методика Е.Б. Фанталовой  помогала углубить представление о содержании тех ценностей, которые лежат в основе личностно-профессионального самоопределения старшеклассников, и выявить, насколько «желаемой» и «доступной» представляется каждая из них. Разрыв между представлением о ценности и представлением о доступности в будущем (СР), как известно, маркирует «сферу трудности в самоопределении».

 

 

2.1. Результаты  эмпирического исследования: анализ  и интерпретация.

При обработке первого проведенного нами теста, мы прежде всего выделили особенности психологического времени личности каждого испытуемого. В результате полученных данных по критерию компетенции во времени, нами было выделено две группы старшеклассников (мы условно обозначила их «А» и «Б»). В группе «А» 6 человек, в группе «Б» 13 человек. В ходе дальнейшего исследования материала внутри каждой из этих групп отчетливо выделился еще и критерий  «Поддержка», давая свою оценку личности каждому испытуемому. В результате были выделены несколько групп, у каждой из которых — свои особенности внутреннего мира, влияющие на профессиональное самоопределение.

 

Общим для старшеклассников группы «А» (в нее вошли 6 из 19 испытуемых, т.е. примерно 30 % всей выборки) стали показатели по шкале компетенции во времени. Они оказались ниже предусмотренных тестом «средних значений нормы». Это означает, что вошедшие в старшеклассники ориентированы в своей жизни лишь на один из отрезков временной шкалы(прошлое, настоящее или будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути. В основном они не живут «здесь и сейчас», а пребывают либо в психологическом прошлом, либо в нереалистическом будущем. А так же шкала «Поддержки» у большинства испытуемых группы «А» оказалась ниже нормы, что свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта. Преобладает ощущение абсолютной беспомощности, страх перед миром и стремление защититься привычными детскими способами: «быть послушным», «мечтать и фантазировать», «раствориться в других людях», «прикрепиться к более сильному партнеру», который «скажет, как надо», «поможет решить», «защитит», возьмет на себя всю ответственность. Такие люди крайне зависимы от оценки окружающих (особенно воспитывающих взрослых).

Ценности по Е.Б. Фанталовой характерные для  этой группы: «Конфликтными», т.е. сферами, которые имеют высокую значимость, но по представлениям старшеклассников, малодоступны в будущем, сферами являются «Уверенность в себе», «Познание», «Свобода как независимость в поступках и действиях», «Счастливая семейная жизнь». Ну что же, это вполне закономерно: «хорошие девочки и мальчики» полностью «погружены в родительскую семью», они боятся покинуть ее — вот и ценности у них  семейные. Но отметим, что преобладают и важные личностные особенности, например познание. Это может свидетельствовать о том, что старшеклассники еще не познали себя, а значит и свои желания, интересы, способности, и именно у них будут преобладать сложности в выборе профессии. В этой группе численно преобладают  девушеки, видимо, такое отношение к перечисленным жизненным сферам  определяется половыми различиями, и является характерной особенностью старшеклассниц данного учебного класса.

Ценность «наличие хороших  и верных друзей» оценена как высокозначимая сегодня и достаточно доступная в будущем. Отметим, что для старшеклассников данной  группы эта ценность является одной из наиболее важных.

Одновременно низкую значимость имеет ценность «красота природы и искусства», а так  же творчество, что по нашему мнению  является признаком отсутствия духовной просвещенности старшеклассников. Можно отметить, что в последнее время все больше времени в старших классах школа уделяет ЕГЭ (Единому Государственному Экзамену), что практически не оставляет времени для познания культурных ценностей.

Такие  жизненные ценности, как «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «здоровье», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» для старшеклассников имеют низкую значимость, но при этом они полагают, что в будущем они легко достижимы.

Таким образом, можно  сказать, что представители данной группы испытывают серьезные трудности, как с личностным самоопределением, так и с профессиональным.

Так же следует отметить, что в данной подгруппе были старшеклассники для которых характерна ориентация лишь на один из отрезков временной шкалы (чаще это «слипшееся» настоящее — будущее). Однако они считают, что «опираются на себя» и уже «самоопределились»: намерены «жить так, как живут их родители». Уже эти факты позволяют говорить о том, что перед нами «выбор без выбора», — та самая «предрешенность» или «досрочное, преждевременное самоопределение». Этот феномен юношеского самоопределения имеет место в том случае, когда выбор сделан не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения и характеризуется некритичным принятием ценностей семьи, общества, референтной группы. Здесь большую роль играет так называемая «позиция значимых взрослых» - высока вероятность ситуации когда взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор, под их контролем.

Информация о работе Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников