Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Содержание

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.
Глава1. Профориентация старших школьников
1.1 Особенности старшего школьного возраста
1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации
1.3. Профессиональное самоопределение старшеклассника
1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.
Глава 2. Экспериментальная часть.
2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

 

 

 

 

Педагогический  институт

Факультет педагогики, психологии и начального образования

Кафедра психологии образования

 

Специальность 050706

Педагогика  и психология

 

 

 

 

Актуальные  психологические проблемы профориентации старшеклассников

Курсовая  работа

Студентки 4 курса Ивановой Валерии Валериевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                                                              Ткачева М.С.

Канд. психол. наук, доцент

 

 

 

Заведующий  кафедрой:                                                                 Шамионов Р.М.

Докт. психол. наук, профессор

 

 

 

Саратов

2010

 

 

 

Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников.

Глава1. Профориентация старших школьников

1.1 Особенности старшего школьного возраста

1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации

1.3. Профессиональное  самоопределение старшеклассника

1.4.Проблемы профориентирования старших школьников и их причины.  
Глава 2. Экспериментальная часть.

2.1. Результаты эмпирического исследования: анализ и интерпретация.

Заключение

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Мир профессий  очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально  и глубоко личностный выбор в  профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор  профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни это значение жизни для конкретного человека, это осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание, это осознание того, для чего человек живет. Цель жизни это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности. [19, 267]  
Профессиональное становление личности должно начинаться еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим, круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.  
Однако нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, молодой человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не при-годилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные ха-рактеристики учащихся. Кроме того, педагогу и школьному психологу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.  
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду так же дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника. В то же время более пластичные, латентные или скрытые формы изучения интеллектуально-личностных характеристик могут оказаться неиспользованными, тогда как нередко именно они способствуют выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и профессиональное становление.  
Актуальность проблемы. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в "закрытости" рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей самооценкой, индивидуальностью.

Цель исследования: установить связь между личностным и профессиональным самоопределением старшеклассников.

Объект исследования: личностное самоопределение старшеклассников

Предмет исследования: связь особенностей личностного самоопределения старшеклассников с процессом профессионального выбора

Гипотеза исследования: на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают особенности личностного самоопределения.

 

 

Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме профориентации учащейся молодежи.

2) Подобрать  методы и методики исследования.

3) Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования.

6) Провести анализ полученных данных исследования и сделать выводы.

Методы исследования: тестирование, эксперимент, синтез, анализ.

Используемые методики: самоактуализационный тест Э. Шострома (CAT) в модификации Л. Гозмана, методика Е.Б. Фанталовой.

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ р.п. Соколовый  Саратовской области.

Объем и структура  исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и  списка литературы. Текст занимает 39 страниц, библиография включает 15 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1  Психологические особенности старшего школьного возраста

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.                                                                       Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.                                                                         В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.               Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости. Существенные изменения происходят в этот период и в самосознании. Его бурное развитие наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших – может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, – то  с  мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени[2]                        Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцирванностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции Яркая эмоциональность является характеристикой для молодежи старшего возраста. Она проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким  уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.(3)

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для  старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. [5, стр. 87]

Он хорошо понимает, что  содержание этой будущей жизни, преде  всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным  не выглядел юноша, выбор профессии  – его главная и постоянная забота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Определение, функции и основные характеристики профориентации

В психологической литературе нет однозначного определения профориентации.

И.Н.Назимов дал такое  определение профориентации: «Профориентация  и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» (c.34, [5]).

Вот, какое дают определение  профессиональной ориентации в новом  веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных  на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» (с.356,[6]).

Функции профориентации (с. 361-362,[6]):

- социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;

- экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

- психолого-педагогическая  – выявление, формирование и  учет индивидуальных способностей  молодёжи;

- медико-физиологическая  – учёт требований к здоровью  и отдельным физиологическим  качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

Характеристики профориентации (с. 6-7, [7]):

  1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
  2. Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной,  то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.
  3. Учёт условий, позволяющих  обеспечить эффективность профессиональной ориентации:

  а) потребностно-мотивационной  сферы личности при выборе  профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.);

 б) способностей  и других личностных характеристик  человека;

 в) потребностей  производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;

4.Активность форм, средств  и методов воздействия профориентационной  работы. При воздействии на личность  необходимо её формировать, так  как адекватность выбора профессии  будет достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам.

 

Формы профориентации

 

Как научно обоснованная система государственных мероприятий  профориентация включает в себя ряд  различных по свому содержанию и целям форм (рис.1).

Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.

 

  1. Профессиональное просвещение.

Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение  условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в  виде бесед о профессии в школе.

Профессиональная информация.

Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.

Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и  сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда.

Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается  дефицит  в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.

В практике работы учебных  заведений широкое распространение  получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Информация о работе Актуальные психологические проблемы профориентации старшеклассников