Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничного торгового предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности ассортимента товаров и его характеристик, порядка формирования и факторов, на него влияющих;
- исследования ассортиментной политики и мероприятий совершенствования формирования ассортимента предприятий розничной торговли;
- анализ формирования ассортимента и ассортиментной политики в ООО «Точка НН», в т. ч. анализ показателей ассортимента, исследование его соответствия запросам целевого рынка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортимента
Понятие ассортимента и его характеристики ……………………….... стр. 5
Ассортиментная политика предприятия розничной торговли ………. стр. 7
1.3 Порядок формирования ассортимента товаров и факторы
на него влияющие………………………………………………………. …... стр. 10
1.4 Совершенствование формирования ассортимента товаров
в розничной торговле ………………………………………………………. стр. 12
Глава 2 Анализ формирования ассортимента в ООО «Точка НН»
и направления его совершенствования
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ………... стр. 16
2.2 Анализ показателей сформированного ассортимента …………..…….. стр. 27
2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого
рынка ………………………………………………………………………… стр. 33
2.4 Направления совершенствования ассортиментной политики………. стр. 35
Заключение ………………………………………………………………… стр. 40
Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

Таблица 7 – Анализ соответствия ассортимента запросам покупателей

Наименование товарной группы

Соответствие ассортимента запросам покупателей

Хлеб, хлебобулочные изделия

Ассортимент данной группы почти полностью  удовлетворяет покупателя, единственный минус заключается в количестве привезенного товара, который быстро расходится и не всегда остается к  концу дня.

Кондитерские изделия

Ассортимент этой группы удовлетворяет покупателей. Представлен не настолько широкий ассортимент, но покупатели довольны.

Молочная и кисломолочная продукция

Ассортимент  частично удовлетворяет  покупателей. Основные недовольства заключаются  в не соблюдении сроков реализации.

Колбасные изделия

Ассортимент так же частично удовлетворяет  потребителей. Представлен очень  узкий товарный ассортимент и  завышены цены.

Овощи, фрукты

Ассортимент данной товарной группы очень  узок, не соблюдаются режимы хранения товаров, цены завышены.

Диабетическое питание

Покупатели считают ассортимент  данной товарной группы не удовлетворительным, т. к. зачастую товар, лежащий на полках, вышел из сроков реализации, и ассортимент  не пополняется.

Детское питание

Покупатели довольны этой товарной группой, т. к. ассортимент очень широкий, всегда обновляется.

Табачные изделия

Ассортимент  довольно таки узок, но цены на имеющийся товар удовлетворяет  покупателей.


 Из этого следует  вывод, что ассортимент магазина  «Точка НН» не удовлетворяет  покупателей своим узким и  не полным ассортиментом. 

 

2.4 Направления совершенствования  ассортиментной политики

Формирование ассортимента магазина ООО «Точка НН» подразумевает разработку стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.

Так как продовольственный  магазин имеет статус магазина «шаговой доступности», он должен соответствовать своему статусу и иметь в наличии как можно более насыщенный и глубокий ассортимент. Прежде всего, в продаже должны быть всегда продукты первой необходимости: хлебобулочные изделия (не менее чем два вида хлеба и широкий ассортимент булочных изделий), молочные и кисломолочные продукты, мясные продукты (полуфабрикаты, консервы, мясо разных видов и разного веса), крупяные и мучные товары, чай. Есть некоторые группы продуктов питания, которые покупатели обычно предпочитают покупать на продовольственных рынках или микрорынках. Это, как правило, овощи, фрукты, яйца. Эти группы товаров также должны быть в наличии магазина, но в небольшом количестве.

Кроме того, в продаже магазина должны быть товары, относящиеся к категории деликатесов, например, черная икра, различные экзотические соусы, консервированные кальмары. Как правило, такие продукты питания имеют высокую цену и довольно долго залеживаются на прилавках, но наличие таких продуктов обязательно, так как они поднимают престиж супермаркета в глазах покупателей и позволяют ориентироваться не только на средние слои населения, но и на обеспеченные. Следует учесть, что данные товары должны быть в ограниченном количестве, так как они достаточно специфичны и долго ждут своего покупателя, а также, чтобы избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию. Необходимо несколько расширить разнообразие сопутствующего ассортимента, например, леденцы, жевательная резинка, сухарики, чипсы к пиву, которые, как правило, располагаются на пути к основному продукту.

Относительно группы диабетического питания можно порекомендовать следующее: выделять данную группу товаров ценниками другого цвета, объединить их на отдельном стеллаже или полке, установить специальные указатели для удобства покупателей.

При проведении анализа было выявлено, что такие ассортиментные группы, как молочные, мясные, детское питание, хлеб и хлебобулочные изделия потребляются часто. К данным товарным группам необходимо применить стратегию диверсификации, то есть еще более разнообразить ассортимент этих товарных групп за счет расширения их широты, глубины (разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически аналогичный товар.

В магазине ассортимент мяса достаточно узок и не глубок. Необходимо сделать его как можно более насыщенным: помимо свинины и говядины, расширить ассортимент, предлагая баранину, мясо домашней птицы (уток, гусей, индеек). Необходимо разнообразить ассортимент субпродуктов (печень, сердце, желудки и так далее), так как в магазине выбор данных продуктов практически отсутствует.

В ассортиментной группе молочных товаров можно расширить ассортимент  молока за счет увеличения показателей  широты, например, предлагая помимо коровьего молока еще и козье, соевое, а также за счет увеличения показателей глубины, продавая молоко коровье не только емкостью 1 л., но и 0,5 л. и обезжиренное.

Сливки в супермаркете продаются только в жидком виде, поэтому необходимо расширить ассортимент сливок, предложив покупателю сухие сливки разной массы.

Исходя из результатов  проведенного исследования, было выявлено, что современный покупатель все  большее предпочтение отдает товарам  отечественного производства. Особенно это касается товаров первой необходимости (хлеб, молочные продукты) и скоропортящихся  продуктов питания. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время ассортимент импортных продуктов этих групп невелик, а также в последнее время сложилось мнение, что отечественные продукты питания более полезны, не содержат различных химикатов и добавок, так как не требуют того, чтобы в них добавлялись вещества, способствующие долгому хранению (в отличие от импортных товаров), экологически чистые и натуральные. Поэтому надо расширять ассортимент продуктов отечественного производства, в частности, по таким товарным группам, как молочные продукты (например, йогурты), мясные товары (консервы, окорочка), рыбные товары и морепродукты, крупяные товары, соки, газированные напитки. Нужно разнообразить ассортимент детского питания отечественного производства, в частности, молочных смесей. Их ассортимент довольно насыщен, но очень много импортных марок (Нестле, Хипп, Бебелак), а отечественные практически отсутствуют.

В ассортиментной группе плодоовощных товаров отмечается недовольство покупателей  высокой ценой экзотических фруктов, плохим качеством овощей и узкостью ассортимента. Необходимо найти выгодных поставщиков фруктов, позволяющих снизить цены. Овощи закупать в небольшом количестве, чтобы они всегда были свежими, не долго лежали на прилавке и имели привлекательный товарный вид. Если они будут приобретаться чаще, это будет говорить о том, что покупатель оценил данное мероприятие, и тогда можно будет постепенно увеличивать размер заказа партии поставок овощей.

В номенклатуре магазина есть продовольственные товары, имеющие, как правило, сезонный спрос. К таким товарам можно отнести безалкогольные напитки (минеральная вода, газированные напитки, соки), мороженое, фрукты, овощи. То есть весной и летом (фрукты зимой) они потребляются чаще и спрос на них выше, чем осенью и зимой. Поэтому в периоды повышенного спроса ассортимент данных товарных групп делать как можно более насыщенным и глубоким, увеличивая предложение торговых марок, видов товаров и их разновидностей, а в периоды спада спроса предлагать продукты, пользующиеся относительно повышенным спросом по сравнению с аналогичными товарами, и ассортимент несколько уменьшать, чтобы избежать дополнительных и ненужных издержек на хранение и реализацию продуктов этих ассортиментных групп.

В настоящее время потребители  начинают задумываться о своем здоровье и здоровье своих близких, поэтому  они прилагают все больше усилий по поиску натуральных, экологически чистых и полезных продуктов питания. Необходимо включить в ассортимент магазина продовольственные товары экологические чистые, без химических добавок и красителей (колбасы, напитки, соки, кондитерские изделия), обогащенные витаминами и микроэлементами и делать на них акцент при рекламе магазина и его ассортимента, привлекая и информируя тем самым потребителей.

Для выявления неудовлетворенного спроса дать задание кассирам фиксировать  данные о том, какие продукты питания  покупатели спрашивают часто, что они  хотели бы купить (какой массы, емкости, жирности, в какой упаковке), а  в магазине этого нет или быстро заканчивается. В конце каждого месяца предоставлять управляющему список таких товаров. Управляющий, в свою очередь, анализирует и учитывает полученную информацию при формировании ассортимента магазина на следующий месяц, включая определенные товарные группы в заявки на поставку или устанавливая новые связи с поставщиками.

В целом ассортиментная политика магазина соответствует ее типу и специализации. Так как этот магазин имеет статус «шаговой доступности», он имеет у себя в наличии насыщенный и глубокий ассортимент, а его номенклатура достаточно широкая. По опыту других магазинов также в товарную группу «Сопутствующие товары» можно включить промышленные товары, потребность в которых может возникать часто и неожиданно: наборы одноразовой посуды, стиральные порошки, чистящие средства, мыло, шампуни, гигиенические средства, туалетная бумага, канцелярские принадлежности (ручки, тетради, блокноты); в качестве обеспечения эмоциональной, ситуационной покупки могут предлагаться мягкие игрушки, открытки. Но не надо забывать что, данная группа товаров является второстепенной, поэтому промышленные товары должны занимать небольшие торговые площади и быть в небольшом количестве.

 

 

 

Заключение:

В процессе выполнения курсовой работы были выполнены все поставленные мной цели. Я изучила теоретические основы ассортимента товаров и его характеристики, определила порядок формирования ассортимента и факторы, на него влияющие, исследовала ассортиментную политику и пути совершенствования ассортимента предприятия розничной торговли.

Ассортимент товаров, его  характеристика и формирование играет важную роль в деятельности предприятия. От правильно сформированного ассортимента зависит получение наибольшей прибыли.

Для наилучшего формирования ассортимента необходимо учитывать  различные факторы, такие как  ассортиментный профиль магазина, зону деятельности магазина, соответствие ассортимента характеру спроса населения  и т. д. Одним из основных принципов  формирования ассортимента является обеспечение  его устойчивости.

Ассортиментная политика – это технология формирования ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Для того, что бы ассортиментная политики предприятия не давала сбоев, за ней постоянно нужно следить и как можно чаще усовершенствовать.

Во втором разделе мною был исследован объект написания  курсового проекта ООО «Точка НН», охарактеризовала его организационно – правовые и экономические аспекты, ассортиментную политику, проанализировала показатели сформированного ассортимента и его соответствие запросам потребителей и предложила свои рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики.

На предприятии ООО «Точка НН» ассортиментная политика разработана не совсем качественно, но руководство придерживается её на протяжении своей работы, совершенствуя ее в зависимости от различных факторов, например, экономической ситуации в стране, изменения предпочтений целевого потребителя, ситуации на рынке.

ООО «Точка НН» является предприятием розничной торговли. Оно имеет хорошее месторасположение, т. к. предприятия – конкуренты находятся на таком расстоянии, что покупателем легче отоварится в данном магазине .  Предприятие является магазином «шаговой доступности». 

На основе проведенного исследования были разработаны следующие направления совершенствования ассортиментной политики данного магазина.

В ассортиментных группах молочные, хлебные, мясные изделия товары необходимо диверсифицировать, то есть расширять их ассортимент, предлагая новые виды, разновидности, новинки, так как данные продукты наиболее потребляемы и востребованы.

По товарным группам, имеющим  малую оборачиваемость (овощи, фрукты) необходимо тщательно проанализировать целесообразность их наличия и принять решение о сокращении их ассортимента по основным показателям для того, чтобы избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию убыточных продуктов и освободить торговые площади для ходовых товаров.

Для формирования престижности и имиджа в глазах покупателей  иметь в продаже различного рода деликатесы (икра, консервированные морепродукты, различные экзотические соусы), редкие виды продуктов (например, абрикосовое масло), а также в качестве сопутствующего ассортимента промышленные товары.

Внесенные мной рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Точка НН» помогут предприятию добиться главной цели организации – получение максимальной прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от8 февраля 1998 г. N 14 – ФЗ.
  2. ГОСТ Р 51773-2009. «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
  3. Абрютина М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2010. – 464 с.
  4. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 231 с.
  5. Баклин, Л. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров / пер. с англ. СПб.: Питер, 2010.
  6. Брагина, Л. А., Данько, Г. П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Учебник. 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М., 2010 – 560с.
  7. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 2008.
  8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 11-e изд., перераб. и доп., 2011.  - 692 с.
  9. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
  10. Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. Пособие / Под ред. И. К. Беляевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  11. Леви М., Вейтц Б. основы розничной торговли / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2009.
  12. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов – М.: Норма, 2007. – 448с.
  13. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 448 с.
  14. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. - 292с
  15. Чкалова О. В. Торговое дело. 2-е изд., перераб. и доп. – Эксмо, 2010. – 320 с.

 

 

 

Ольга Сергеевна,  бланк  анкеты это приложение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования