Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничного торгового предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности ассортимента товаров и его характеристик, порядка формирования и факторов, на него влияющих;
- исследования ассортиментной политики и мероприятий совершенствования формирования ассортимента предприятий розничной торговли;
- анализ формирования ассортимента и ассортиментной политики в ООО «Точка НН», в т. ч. анализ показателей ассортимента, исследование его соответствия запросам целевого рынка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортимента
Понятие ассортимента и его характеристики ……………………….... стр. 5
Ассортиментная политика предприятия розничной торговли ………. стр. 7
1.3 Порядок формирования ассортимента товаров и факторы
на него влияющие………………………………………………………. …... стр. 10
1.4 Совершенствование формирования ассортимента товаров
в розничной торговле ………………………………………………………. стр. 12
Глава 2 Анализ формирования ассортимента в ООО «Точка НН»
и направления его совершенствования
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ………... стр. 16
2.2 Анализ показателей сформированного ассортимента …………..…….. стр. 27
2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого
рынка ………………………………………………………………………… стр. 33
2.4 Направления совершенствования ассортиментной политики………. стр. 35
Заключение ………………………………………………………………… стр. 40
Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

- обеспечения хранения  товара;

- оказание логистических  услуг;

- составление заказов  на поставку товаров;

- продажа товаров и  услуг;

- осуществление других  работ и оказание других услуг,  не запрещенных и не противоречащих  действующему законодательству  Российской Федерации.

Проанализировав штатное  расписание предприятия, выявлено, что в данном магазине работает 10 человек, из них:

1 человек – управляющий  магазином 

2 человека – старших  продавцов-кассиров

3 человека – продавцов-кассиров

1 человек – грузчик

2 человека – контролера

1 человек – уборщица

Режим работы оптимальный, т. к. при его составлении были учтены основные факторы; объём покупательских потоков в районе его деятельности и их распределения в течении дня предусматривает наиболее удобные для населения часы начало и конец работы.

График выхода на работу рационален, т.к. соблюдается продолжительность  рабочего времени, предусмотренная  трудовым законодательством. Предусматривается  время на подготовительную - заключительную работу с включением его в рабочее  время, обеспечивается ритмичное чередование  труда и отдыха работников в течение  дня.

Существующая структура  ООО «Точка НН» имеет следующий вид:


УПРАВЛЯЮЩИЙ



СТАРШИЙ ПРОДАВЕЦ



            ПРОДАВЕЦ                                                              ПРОДАВЕЦ


          ГАСТРОНОМА                                                              КАССИР



                          УБОРЩИЦА                                   ТЕХНИЧЕСКИЙ


                                                                                        СОТРУДНИК              


Рисунок 1 – Организационная  структура ООО «Точка НН»             

Из представленного рисунка  следует, что орг. структура имеет  линейный тип. Данный тип характеризуется  тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми  полномочиями и осуществляющий единоличное  руководство подчиненными ему работниками  и сосредотачивающий в своих  руках все функции управления. Такая организационная структура имеет свои преимущества и недостатки:

Таблица 2 – Анализ преимуществ  и недостатков линейной орг. структуры 

Преимущества

Недостатки

Единство и четкость распорядительства

Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен  всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное  руководство по всем функциям управления

Согласованность действий исполнителей

Простота управления (один канал связей)

Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

Чётко выраженная ответственность

Перегрузка информацией, множество  контактов с подчинёнными, вышестоящими и смешанными структурами

Оперативность в принятии решений

Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Концентрация власти в управляющей  верхушке.


 

Все сотрудники предприятия  имеют должностные инструкции, оформленные  в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

Из анализа должностной  инструкции на старшего продавца –  кассира, выявлены его основные обязанности:

  1. Организовывать и контролировать работу продавцов – кассиров и технических сотрудников – охранников в соответствии с их должностными инструкциями.
  2. Осуществлять контроль  за:
  • качеством поступающего товара и наличием сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  • правильностью расстановки товара в соответствии с планограммой и правилами товарного соседства;
  • правильность расстановки и информации на ценниках;
  • товаром с подходящими сроками;
  • кассовой дисциплиной;
  1. Регулировать наличие полного ассортиментного товара в магазине, формировать сводный заказ на товар.
  1. Принимать товар от поставщиков, оформлять приходные накладные, сопроводительную документацию.
  2. Оформлять документы возврата поставщику.
  3. Оформлять в установленном порядке ценники на товар.
  4. Принимать решение по уценке товара с подходящими сроками, согласуя его с отделом закупок центрального офиса.
  5. Выполнять обязанности любого сотрудника при необходимости.
  6. Контролировать подготовку, проведение рекламных акций.
  7. Контролировать наличие расходных материалов (фасовочные пакеты, упаковочные пакет, чековая лента).
  8. Готовить денежные средства к инкассации и проводить инкассирование.
  9. Принимать меры к обеспечению сохранности товара в магазине, организовывать и участвовать  в проведении инвентаризации в магазине.
  10. Разрешать споры и конфликтные ситуации с клиентами и поставщиками.
  11. Разрешать вопросы по проверкам сторонних организаций.
  12. Вести и обеспечивать ведение другими сотрудниками магазина всей установленной документации (журнал учета санитарного состояния магазина, журнал учета температурного режима холодильного оборудования магазина, журнал аварийных ситуаций в магазине, журнал учета ведения санитарных книжек).

Для характеристики экономического положения проводится анализ формирования результатов хозяйственной деятельности в динамике:

Таблица 3 – Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО «Точка НН»

Наименование

показателей

Период анализа

Абсолютное

изменение

Темп изменения,

%

2009

2010

Выручка от продажи, тыс. руб.

16000

21000

5000

131,2

Себестоимость, тыс. руб.

7000

9000

2000

128,5

Валовой доход, тыс. руб.

9000

12000

3000

133,3

Уровень валового дохода, %

56,2

57,1

0,9

-

Издержки обращения, тыс. руб.

700

1000

300

142

Уровень издержки обращения, %

4,3

4,7

0,4

-

Прибыль от продаж, тыс. руб.

8300

11000

2700

132,5

Прочие доходы, тыс. руб.

0

0

0

0

Прочие расходы, тыс. руб.

0

0

0

0

Прибыль от налогообложения, тыс. руб.

8300

11000

2700

132,5

Налог на прибыль, тыс. руб.

1660

2200

540

132,5

Чистая прибыль, тыс. руб.

6640

8800

2160

132,5

Рентабельность продаж, %

51,8

52,3

0,5

-

Рентабельность по чистой прибыли, %

41,5

41,9

0,4

-




 

На основании данных, представленных в таблице 3, следует, что за отчётный период 2010 года наблюдается увеличение выручки от реализации на 5000 тыс. руб. (что составило 31,2% прироста), увеличение валового дохода на 3000 тыс. руб. (что составило 33,3% прироста), увеличение издержек обращения на 300 руб. (что составило 42% прироста). Изменение этих показателей привело к увеличению прибыли от продаж на 2700 тыс. руб. (что составило 32,5% прироста).

Анализируя относительные  показатели, отмечено, что рост прибыли  от продаж вызван увеличение суммы  и уровня валового дохода и уровня издержек обращения на 0,4%.

Налогооблагаемая прибыль  имеет тенденцию к увеличению на 2700 тыс. руб., что составляет 32,5% прироста.

Величина чистой прибыли, как прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, возрастает на 2160 тыс. руб., что составляет  так же 32,5% прироста, что является положительной тенденцией в работе предприятия.

Анализ относительных  показателей эффективности хозяйственной  деятельности показывает следующее:

- увеличение рентабельности  продаж, как основного вида деятельности, на  0,5%, является положительной тенденцией, т. к. увеличивается отдача на 1 руб. выручки;

- увеличение рентабельности  по чистой прибыли на 0,4%, что  характеризует увеличение отдачи  для собственников.

Проведем характеристику предприятия по различным критериям согласно ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».

Таблица 4 – Характеристика ООО «Точка НН» как розничного торгового предприятия

Признак классификации

Отношение предприятия к определённой классификационной группе

Форма собственности

Частная форма собственности

Вид торговли

Предприятие розничной торговли

Специализация торговой деятельности

Предприятие с неспециализированным смешанным ассортиментом

Организация торговой деятельности

Сетевая организация торговлей (торговая сеть)

Вид торгового объекта

Стационарный торговый объект

Форма торгового обслуживания покупателей

Самообслуживание

Условия реализации товаров

Магазин

Тип предприятия торговли

Магазин «Товары повседневного спроса»




 

 Данное предприятие относится к Магазину «Товары повседневного спроса», такое предприятие осуществляет розничную торговлю. Специализация торговой деятельности заключается в неспециализированной торговле со смешанным ассортиментом товаров (ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса). Площади таких предприятий составляют не менее 60 м2. Для такого типа предприятия свойственно самообслуживание. Тип предприятия Магазин «Товары повседневного использования» в основном занимается реализацией социально значимых товаров потребительской корзины, размещаются они, как правило, в радиусе шаговой доступности, иногда такие магазины так и называют Магазин «шаговой доступности».

Следует охарактеризовать конкурентную среду предприятия.                                   Таблица 5 – Сравнительная характеристика ООО «Точка НН» и конкурентов

Критерии оценки

Наименование предприятий

ООО

«Точка НН»

ООО

«Магнит»

ООО

«РЖД»

ООО

«Сэвен»

1.Цены за товар

Цены средние и полностью удовлетворяют  потребителей, соответствуют качеству товаров и обслуживания

Цены выше средних, но удовлетворяют  потребителей при соответствующем  качестве товаров и обслуживания

Цены существенно завышены и не удовлетворяют потребителей

Цены выше средних, но удовлетворяют  потребителей при соответствующем  качестве товаров и обслуживания

2.Ассортимент

Широкий. Присутствуют все группы и  подгруппы товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции

Широкий. Присутствуют все группы и  подгруппы товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции

Широкий. Присутствуют все группы и  подгруппы товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции

Широкий. Присутствуют все группы и  подгруппы товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции

3.Качество товаров

Невысокое. Органолептические показатели не всегда удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи

Невысокое. Органолептические показатели не всегда удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи

Очень низкое. Органолептические показатели товаров не удовлетворяют потребителей. Очень часто не соблюдаются сроки  реализации, режимы хранения и правила  продажи

Невысокое. Органолептические показатели не всегда удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи

 

4.Культура обслуживания

Высокая. Персонал обычно вежлив и тактичен с покупателями, может дать консультацию о товарах. Обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания обычно не допускают очередей

Высокая. Персонал обычно вежлив и тактичен с покупателями, может дать консультацию о товарах. Обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания обычно не допускают очередей

Невысокая. Персонал не всегда вежлив и  тактичен с покупателями, не всегда может дать консультацию о товаре. Не полностью обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания иногда создают очереди

Невысокая. Персонал не всегда вежлив и  тактичен с покупателями, не всегда может дать консультацию о товаре. Не полностью обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания иногда создают очереди

5.Местоположение

Не очень удобно. Крупные объекты  торгового и бытового обслуживания, организации отдыха и досуга, админ. объекты находятся в отдалении.

Удобно. Относительно рядом размещены  некоторые крупные объекты торгового  и бытового обслуживания, а также  некоторые другие объекты подобного  назначения, организации отдыха и  досуга, размещены также объекты  локального значения. Относительно  близко находятся админ. объекты 

Не очень удобно. Крупные объекты  торгового и бытового обслуживания, организации отдыха и досуга, админ. объекты находятся в отдалении.

Не очень удобно. Крупные объекты  торгового и бытового обслуживания, организации отдыха и досуга, админ. объекты находятся в отдалении.

6.Режим работы

Удобный.

С 8 до 22 часов без перерыва на обед

Не очень удобный.

С 8 до 20 часов, перерыв на обед

Не очень удобный.

С 8 до 20 часов, перерыв на обед

Удобный.

С 8 до 22 часов без перерыва на обед

7.Посещаемость 

Часто

2 раза в неделю

Часто

2 раза в неделю

Редко

1 раз в месяц

Часто

2 раза в неделю

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования