Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничного торгового предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности ассортимента товаров и его характеристик, порядка формирования и факторов, на него влияющих;
- исследования ассортиментной политики и мероприятий совершенствования формирования ассортимента предприятий розничной торговли;
- анализ формирования ассортимента и ассортиментной политики в ООО «Точка НН», в т. ч. анализ показателей ассортимента, исследование его соответствия запросам целевого рынка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортимента
Понятие ассортимента и его характеристики ……………………….... стр. 5
Ассортиментная политика предприятия розничной торговли ………. стр. 7
1.3 Порядок формирования ассортимента товаров и факторы
на него влияющие………………………………………………………. …... стр. 10
1.4 Совершенствование формирования ассортимента товаров
в розничной торговле ………………………………………………………. стр. 12
Глава 2 Анализ формирования ассортимента в ООО «Точка НН»
и направления его совершенствования
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ………... стр. 16
2.2 Анализ показателей сформированного ассортимента …………..…….. стр. 27
2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого
рынка ………………………………………………………………………… стр. 33
2.4 Направления совершенствования ассортиментной политики………. стр. 35
Заключение ………………………………………………………………… стр. 40
Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

 

Федральное государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра товароведения и экспертизы товаров

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организация и управление

торговым предприятием»

на тему «Формирование ассортимента предприятия розничной торговли

и пути его  совершенствования»

 

                                             Исполнитель:

                                                             Студент 3 курса дневного обучения

                                                               агрономического факультета, гр. 125

                                                                  специальность 080401 «Товароведение

                                      и экспертиза товаров»

                                  Филиппова Оксана

                                                                                   Научный руководитель:

                                                                                           К. э. н., доцент

                                                                                            Крайнова Ольга Сергеевна

 

 

 

 

 

Г. Нижний Новгород

2011 г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………    стр. 3   

Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортимента

    1. Понятие ассортимента и его характеристики ………………………....   стр. 5
    2. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли ……….  стр. 7

1.3 Порядок формирования ассортимента товаров и факторы

на него влияющие………………………………………………………. …... стр. 10

1.4 Совершенствование формирования ассортимента товаров

в розничной торговле ……………………………………………………….  стр. 12

Глава 2 Анализ формирования ассортимента в ООО «Точка НН»

и направления его совершенствования

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ………... стр. 16

2.2 Анализ показателей сформированного ассортимента …………..…….. стр. 27

2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого

рынка ………………………………………………………………………… стр. 33

2.4 Направления совершенствования ассортиментной политики……….   стр. 35

Заключение …………………………………………………………………    стр. 40

Список используемой литературы ………………………………………..    стр. 42

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Розничная торговая сеть — это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Тема курсовой работы – формирование ассортимента предприятия розничной торговли на примере магазина «Точка НН».  
Каждый предприниматель ставит перед собой основную задачу – наиболее рационально построить свою деятельность и получить от нее максимальный экономический эффект. 
В силу сложившегося сегодня товародвижения большинство предприятий прилагают большие усилия для сбыта продукции, т.е. интенсивно работают в направлении поиска платежеспособных покупателей. Потребитель в свою очередь предъявляет всё более новые и жёсткие требования к продукции. Торговые организации вынуждены постоянно удовлетворять возрастающие запросы своих клиентов. 
Наиболее важным аспектом политики предприятия следует признать его товарный ассортимент – именно грамотно сформированный ассортимент позволяет привлечь платежеспособного покупателя и достичь главной цели предпринимательской деятельности – извлечения максимально возможной прибыли. В силу этого исследование ассортимента торгового предприятия приобретает особую значимость и практическую ценность. 
Чтобы деятельность предприятия была эффективной, они должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От неправильного формирования ассортимента, влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит экономика предприятия.

Данная тема актуальна  тем, что ассортиментная политика ещё  не до конца изучена, и влияние  правильного выбора этой политики предприятия очень велико для удовлетворения спроса потребителей и рентабельности предприятия.

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничного торгового предприятия. 
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: 
- определение сущности ассортимента товаров и его характеристик, порядка формирования и факторов, на него влияющих;

- исследования ассортиментной  политики и мероприятий совершенствования формирования ассортимента предприятий розничной торговли;  
- анализ формирования ассортимента и ассортиментной политики в ООО «Точка НН», в т. ч. анализ показателей ассортимента, исследование его соответствия запросам целевого рынка;

- разработка мероприятий  совершенствования ассортиментной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты формирования ассортимента

1.1  Понятие ассортимента и его характеристики

Ассортимент товаров –  совокупность их видов и разновидностей, объединённых по одному или нескольким признакам. 

Различают промышленный и  торговый ассортимент товаров. Промышленным ассортиментом называют ассортимент  товаров, вырабатываемый одной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Как правило, предприятия, производящие такие товары, выпускают  узкий ассортимент товаров, что  позволяет им внедрять передовую  технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени  сложности ассортимента).

Важным признаком классификации  являются особые  свойства товаров. Так, с учётом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся  на скоропортящиеся и нескоропортящиеся.

С учётом сложности ассортимента различают товары сложного и простого ассортимента.

К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов и сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.).

Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасон, размер и т.д.) относятся к товарам  сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товарные группы делятся  на товарные подгруппы, в состав которых  входят однородные по признаку единства производственного происхождения  товары. Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения.

Внутри каждого вида товары могут отличатся друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам и т.д.), т. е. подразделятся на разновидности. 
Выделяют так же укрупнённый и развёрнутый ассортименты.

 Укрупнённый ассортимент  – это товары, объединенные по  общим признакам в определенные  совокупности (класс, группа, вид  товара). Развернутый ассортимент  представляет собой детализацию  укрупненного ассортимента по  конкретным разновидностям товаров.

Эти два понятия, в свою очередь, тесно связанны с понятием широты и глубины ассортимента. При этом ширина ассортимента товаров определяется количеством товарных групп, подгрупп и наименований товаров  оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн  ,

где Гф количество групп товаров на момент определения, ед.

     Гн – общее количество групп товаров, ед.

Глубина ассортимента – количеством  разновидностей товаров по каждому  наименованию, оценивается коэффициентом глубины:

Кг = Рф / Рн  ,

где Рф – фактическое количество товаров на момент проверки, ед.

      Рн – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантом и т. п., ед.

Так же основными характеристиками ассортимента являются структура, полнота, устойчивость и новизна.

Структура ассортимента - это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Полнота – это соответствие фактического наличия видов товаров  разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Выражают полноту  ассортимента через коэффициент  полноты Кп :

Кп = Кф / Кв  ,

где Кф – фактическое количество видов товаров на момент обследования, ед.

     Кв – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие  товара соответствующего вида (разновидности)  в продаже:

Ку = 1 - (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × N) ,

где  Р'ф1, Р'ф2, …, Р'фn – фактическое количество видов (разновидностей) товаров из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже на момент проверки, ед.

       Рн – количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, ед.

       N – количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяют за конкретный период.

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени:

Ко = Ро / Рф ,

где Ро – количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.

      Рф – среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует  степень обновления ассортимента.         [5, с. 159]

1.2 Ассортиментная политика предприятия розничной торговли

Ассортиментная политика торгового предприятия представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению ассортиментом  товаров на всех уровнях в интересах  отдельных субъектов рынка и  государства в целом.

В масштабах страны ассортиментная политика сводится к определению  социальной и научной основы ассортимента и активизации каждой группы товаров. При этом допускается расширение, сокращение ассортиментных позиций  и обновление ассортимента на качественной новой основе.

Ассортиментная политика не является чем-то постоянным. Она  изменяется по мере роста производства товаров, развития оптовой и розничной  торговли и повышения социально - экономического уровня потребностей.

Задачи ассортиментной политики заключаются в следующем:

Удовлетворять запросы потребителей;

Эффективно использовать знания и опыт фирмы;

Получать оптимальные  финансовые результаты фирмы;

Расширять сферы применения производственных программ с целью  привлечения внимания наибольшего  количества покупателей;

Расширять области производства и услуг фирмы;

На ассортиментную политику в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и др. факторов.

Экономический фактор: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами, уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

Социальный фактор: к нему относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей, праздники, мода и др.

Демографический фактор: изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; размеру состава семьи.

Специфические факторы оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие др. розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений  не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляются  номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые  прибыли. Ассортимент же является частью розничной стратегией и оружием  в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение. В некоторых случаях  необходимость исключения определённого  товара из ассортимента совершенно очевидна.

Для проведения ассортиментной политики требуется принять решение  не только решение о включении  товаров в ассортиментный перечень, но и снятие товаров с продажи.

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования