Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничного торгового предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности ассортимента товаров и его характеристик, порядка формирования и факторов, на него влияющих;
- исследования ассортиментной политики и мероприятий совершенствования формирования ассортимента предприятий розничной торговли;
- анализ формирования ассортимента и ассортиментной политики в ООО «Точка НН», в т. ч. анализ показателей ассортимента, исследование его соответствия запросам целевого рынка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортимента
Понятие ассортимента и его характеристики ……………………….... стр. 5
Ассортиментная политика предприятия розничной торговли ………. стр. 7
1.3 Порядок формирования ассортимента товаров и факторы
на него влияющие………………………………………………………. …... стр. 10
1.4 Совершенствование формирования ассортимента товаров
в розничной торговле ………………………………………………………. стр. 12
Глава 2 Анализ формирования ассортимента в ООО «Точка НН»
и направления его совершенствования
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ………... стр. 16
2.2 Анализ показателей сформированного ассортимента …………..…….. стр. 27
2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого
рынка ………………………………………………………………………… стр. 33
2.4 Направления совершенствования ассортиментной политики………. стр. 35
Заключение ………………………………………………………………… стр. 40
Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных  циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять  торговым ассортиментом. Стадии жизненного цикла товара:

  1. Внедрение: производство самых ходовых и базовых моделей, которые пользуются спросом покупателей;
  2. Зрелость: выход всевозможного ассортимента;
  3. Спад: самый лучший и ходовой товар остаётся.

При определении ассортиментной политики выделяют два принципа:

Принцип синергизма. Товары и услуги внутренне связаны и дополняют друг друга. Масштаб деятельности фирмы определяет широкую экономию.

Принцип стратегической гибкости. Преодолевает недостаток, построение стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы, что сказывается на деятельности фирмы. Такой принцип требует финансовых затрат и под силу крупным фирмам.

Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием  цены покупателя. [5, с. 92]

1.3 Порядок формирования  ассортимента товаров и факторы  на него влияющие.

Формирование товарного  ассортимента – это разработка и установление в определённом порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Формирование торгового  ассортимента направленно как на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей, так и на активное воздействие  на спрос с целью повышения уровня и культуры потребления, а так же с целью получения предприятием наибольшей прибыли.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля, обеспечение широты и устойчивости ассортимента, взаимозаменяемость и комплексность в выборе и покупки товаров, сезонность спроса и др.

В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно обеспечить наличие всего торгового ассортимента  товаров, поэтому для каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров, а с другой – обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

Формирование ассортимента в магазине начинается с выбора его  ассортиментного профиля и определение  группового ассортимента товаров, которые  должны там продаваться. Для формирования конкретного ассортимента в магазине важно определить внутригрупповой ассортимент, т. е. установить количественные соотношения между отдельными подгруппами товаров. Эту работу проводят сами магазины с учётом ожидаемых изменений в спросе населения.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать, что  большинство продовольственных  и ряд непродовольственных товаров  являются товарами повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивающая их бесперебойную продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазине в пределах норматива товарных запасов и отвечающего требованиям покупателей способствует улучшению показателей деятельности магазина.

Важным фактором формирования ассортимента в магазине является взаимозаменяемость, так же один из факторов – комплексность в покупке и потреблении отдельных продовольственных товаров, требующая постоянного наличия в продаже продуктов, составляющих основу рациона питания. Формирование ассортимента товаров без учёта этих факторов может привести к сокращению товарооборота, снижению уровня торгового обслуживания.

При формировании внутригруппового ассортимента  необходимо обеспечить не только устойчивость, но и его  определенную гибкость.

Формируя ассортимент  товаров, необходимо учесть и такой  фактор, как сезонность спроса. Сезонность спроса на продовольственные товары связанна с сезонностью производства сельскохозяйственных продуктов.

Основой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже  постоянно. Ассортиментные перечни  разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический  ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортиментного  перечня.

Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магазине необходимо соблюдение следующих принципов:

Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров  частого спроса, простого ассортимента, не незаменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;

Обеспечение достаточной  широты видов товаров по каждой группе и подгруппе, в зависимости от ассортиментного профиля магазина;

Установление определенного  количества разновидностей по каждому  виду товара, в зависимости от товарного  профиля и зоны деятельности магазина;

Учёт и отражение в  ассортименте особенностей спроса в  данной зоне, обуславливаемых профессиональным и половозрастным  составом населения, его покупательской способностью, а так же инорайонным спором.

Исходя из таких принципов формирования ассортимента товаров, существуют факторы, влияющие на это формирование:

  • Спрос;
  • Производство (включая поступления по импорту);
  • Ассортиментный профиль магазина;
  • Зона деятельности магазина;
  • Состояние его материально – технической базы.

Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может  осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем. [4, с. 92]

1.4 Совершенствование формирования  ассортимента товаров в розничной  торговле.

Совершенствование ассортиментной политики может осуществляться по следующим направлениям: сокращение, расширение, стабилизация, обновление.

Данные виды направлений  связаны между собой и зачастую дополняют друг друга.

Существует целый ряд  причин, которые могут обусловливать  необходимость сокращения ассортимента: падение спроса на товар; недостаток оборотных средств у магазина; низкая оборачиваемость товаров; изменение формата магазина (с более крупного на менее крупный) и др.

В условиях экономического роста  сокращение ассортимента осуществляется, как правило, за счет дешевых продовольственных  и непродовольственных товаров. В условиях кризиса, напротив, сокращение ассортимента осуществляется за счет дорогих, имиджевых товаров.

Расширение ассортимента предполагает количественные и качественные изменения в товарной категории, направленные на увеличение показателей ширины, глубины и новизны ассортимента.

Выделяют следующие причины, обусловливающие целесообразность расширения ассортимента товарной категории:

- рост спроса на товар;

- рост объемов производства товара;

- появление на рынке новых производителей данного товара;

- высокая оборачиваемость товара;

- благоприятные экономические условия;

- развитие магазина, его переход к более крупному формату и др.

Расширение ассортимента может происходить за счет обновления ассортимента при одновременном  сокращении количества товаров, не пользующихся спросом.

Сокращение ассортимента — это количественные и качественные изменения состояния набора товаров  за счет уменьшения его широты и  полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность  предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации отдельных  товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных  и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

Стабилизация ассортимента — это состояние ассортимента, отличающееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

В условиях рыночной экономики  стабилизация ассортимента является достаточно редким явлением, так как потребности  общества постоянно развиваются  и это требует постоянного  обновления ассортимента. Однако существуют группы товаров, которым свойственна  стабилизация ассортимента. Это в первую очередь ассортимент наиболее необходимых продуктов питания, так называемых товаров повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров, напротив, отличается нестабильностью, так как эти товары (аудио-, видео- и бытовая техника, бытовая химия, парфюмерия и т.д.) отличаются постоянным совершенствованием, появлением новых товаров или новых моделей уже существующих. Все это приводит к тому, что непродовольственные товары достаточно быстро выходят из моды, морально устаревают, что обусловливает постоянное обновление их ассортимента.

Под обновлением ассортимента понимаются количественные и качественные изменения в номенклатуре товаров, характеризующиеся высокой степенью новизны. Постоянно обновляя свой ассортимент, магазин преследует следующие цели:

- рост конкурентоспособности магазина (товарные новинки могут привлечь в магазин новых покупателей, демонстрирующих инновационный тип поведения);

- удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей покупателей;

- отражение в ассортименте модных тенденций;

- соответствие передовым достижениям науки и техники и др.

Стремление магазинов  постоянно обновлять свой ассортимент  основывается на убеждении, что потребители  новые товары воспринимают как товары более высокого качества и технически более совершенные, чем ранее  выпускавшиеся. Однако в этом заключена  определенная опасность: если товар-новинка  не оправдает потребительских ожиданий, это может привести к неудовлетворенности  потребителя и росту недоверия как к фирме – производителю нового товара, так и к магазину, предлагающему к продаже не совсем удачную новинку.

В связи с этим обновление ассортимента — это очень ответственное  и рискованное направление совершенствования  формирования ассортимента. Однако в условиях рыночной экономики, когда конкурентная борьба становится все более ожесточенной, а требования потребителей более взыскательными, без обновления ассортимента невозможно достичь успеха. Таким образом, новизна предлагаемых к продаже товаров — это один из факторов конкурентоспособности современного магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ  формирования ассортимента в ООО  «Точка НН» и направления его  совершенствования.

2.1 Организационно – правовая  и экономическая характеристика

Выбранный объект исследования – ООО «Точка» является обществом  с ограниченной ответственностью и  расположено по адресу:                                   г. Нижний Новгород, Молодёжный проспект, 18а.

Согласно закону «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  Обществом признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Участники общества, не полностью  оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. [ст.87 ГК РФ]

Таблица 1 – Анализ преимуществ  и недостатков ООО

Преимущества

Недостатки

Простота управление торговым предприятием

Возможность вести предпринимательскую  деятельность не от собственного лица, а через созданное юридическое  лицо

Размер предпринимательского риска ограничен долей участников

Возможность расширения бизнеса  и привлечения инвестиций за счёт увеличения уставного капитала

Возможность формировать  структуру управления соответствующим размерам и деятельности предприятия

Наибольшая информационная закрытость, не надо публиковать документы, относящиеся к деятельности «ООО»

Возможность перехода на упрощённую систему налогообложений

Количество участников не более 50 учредителей

При любых изменениях состава  участников, величины и пропорции  уставного капитала требуется изменение  в учредительных документах

Высокая степень риска  при выходе из «ООО»  одного или  нескольких участников, т.к. ими должны быть переданы доли в обществе в  случае, когда часть имущества  составляет неделимый объект; выход  одного из участников делает невозможной дальнейшей деятельность

 

Организационно – правовая форма «ООО» является наиболее распространённой формой, т. к. с одной стороны сфера деятельности работников Общества ничем не ограничена, с другой стороны даже при экономически неустойчивой обстановке учредители рискуют только своей частью уставного капитала.

Основным документом «ООО»  является устав. Он должен содержать:

- полное и сокращенное  фирменное наименование общества;

- сведения о месте нахождения  общества;

- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- права и обязанности участников общества;

- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

- сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

- иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

ООО «Точка НН» является розничным торговым предприятием и осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с уставом:

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования