Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СНЕЖАНА.docx

— 91.53 Кб (Скачать файл)

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • формирование ассортимента товаров;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • оказание торговых услуг покупателям;
  • рекламирование товаров и услуг.

Основными  технологическими функциями являются:

  • приемка поступивших товаров по количеству и качеству;
  • хранение товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);
  • выполнение расчетов с покупателями.

Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина[1, с. 265-269]..

 В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ.

 

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей.

Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную часть материально- технической базы розничной торговли.

Розничная торговая сеть представляет собой  совокупность пунктов розничной продажи товаров.

В ее состав входят  магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылочной торговли, и т. п.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

  • закупка товаров у поставщиков;
  • организация завоза товаров в магазины;
  • приемка и хранение товаров;
  • подсортировка и подготовка к продаже;
  • продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
  • наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

  • реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;
  • обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
  • сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
  • взаимосвязь с  развитием сети предприятий культурно- бытового и коммунального обслуживания населения;
  • учет принципов современного градостроительства.

Очень большое внимание в розничной торговой сети уделяется изучению экономической эффективности. Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким показателям, как:

  • общая численность торговых предприятий;
  • количество торговых предприятий и торговой площади, приходящихся на 1 тыс. человек;
  • численность населения на одно торговое предприятие и на 1 торговой площади;
  • удельный вес специализированной торговой сети;
  • средний размер торговой площади на один магазин;
  • прибыль на 1 .

Социальная эффективность может определяться:

  • средним радиусом обслуживания одним магазином;
  • затратами времени покупателей на ожидание обслуживания;
  • показатели завершенности покупки[8, с.319-321].

О количественном состоянии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся размером торговой площади на 1 тыс. человек. Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве  торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.

Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети.

Качественное состояние розничной торговой сети определяется следующими показателями:

  • соотношением предприятий и торговой площади по продовольственным и непродовольственным товарам;
  • удельным весом специализированных предприятий в общем количестве;
  • удельным весом форм и методов продажи;
  • соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
  • соотношением торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
  • средним размером магазина.

Выделяют основные факторы влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:

  • экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально- культурной сферы рыночных отношений и т. п.)
  • социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т. п.);
  • градостроительные (размер города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально- культурной сферы и т. п.);
  • транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).

Изучение количественной и качественной сторон розничной торговой сети потребительской кооперации позволяет определить состояние ее материально- технической базы.

Анализ материально- технической базы розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребительской кооперации начинают с изучения динамики и структуры торговой сети [4, с.120].

 Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь  произведена в таблице 2.1 с использованием показателей, представленных в приложении А.

 

Таблица- 2.1 Динамика розничной торговой сети Республики Беларусь

 

Показатели

Годы

Отклонение

(+;-)

2009г.

2009г.

в % к

в % к

2005

2006

2007

2008

2009

2009г.      от        2005г.

2009г.       от          2008г.

2005г.

2008г.

   
   

1. Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), тыс. ед.

34,20

35,40

36,10

41,00

43,30

9,10

2,30

126,61

105,61

1.1. в том числе объектов розничной торговли (магазинов и палаток) потребкооперации, тыс. ед.

11,50

11,40

11,20

11,10

10,90

-0,60

-0,20

94,78

98,20

1.2. доля объектов розничной торговли потребкооперации, %

33,63

32,20

31,02

27,07

25,17

-8,45

-1,90

-

-

2. Число магазинов, тыс. ед.

29,40

30,60

32,40

34,80

37,80

8,40

3,00

128,57

108,62

2.1. в том числе магазинов потребкооперации, тыс. ед.

11,08

11,03

10,90

10,80

10,70

-0,38

-0,10

96,57

99,07

2.2. доля магазинов потребкооперации, %

37,69

36,05

33,64

31,03

28,31

-9,38

-2,73

-

-


 

 

Окончание таблицы 2.1

Показате-ли

Годы

Отклонение

(+;-)

2009г

в % к

2005г

2009г

в % к

2008г

2005

2006

2007

2008

2009

2009г      от        2005г

2009г       от          2008г

3. Торго-вая пло-щадь ма-газинов, тыс. м2

2856,3

2964,8

2005 г.

3307,4

3495,6

639,3

188,2

122,38

105,69

3.1. в том числе торговая площадь магази-нов по-требкоо-перации, тыс. м2

1034,9

1023,4

1018,2

1005,2

1006,6

-28,3

1,40

97,27

100,14

3.2. доля торговой площади магази-нов по-треб-коопера-ции, %

36,23

34,52

33,17

30,39

28,80

-7,44

-1,60

-

-


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных[12, с.  [13, с.    ],[15, с.      ]

 

Число объектов розничной торговой сети в целом по республике за период с 2005 по 2009 год увеличилось на 9,10 тыс. ед. (26,61 %), из них в системе потребительской кооперации снизилось на 0,6 тыс. ед. (5,22%). За период с 2008 по 2009 год также наблюдается увеличение числа объектов розничной торговой сети на 2,3 тыс. ед. (5,61 %) и снижение числа объектов потребительской кооперации на 0,2 тыс. ед. (1,8%). Доля объектов розничной торговой сети потребительской кооперации в общем объеме в 2009 по сравнению с 2005 годом снизилась на 8,45%, а в 2009 году по сравнению с 2008- 1,9%. Однако, несмотря на снижение числа объектов розничной торговой сети потребительской кооперации тенденция увеличения розничных торговых объектов в целом по республике наблюдается по- прежнему (рис. 1.1).

Число магазинов в целом по республике в 2009 г.  по сравнению с 2005  г. увеличилось на 8,40 тыс. ед. (28,57 %),  а в 2009 по сравнению с 2008 г.-  3,0 тыс. ед. (8,62 %). В том числе происходит снижение числа магазинов потребительской кооперации в 2009 г. по сравнению с 2005 г. и 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,38 тыс. ед. (3,43%), 0,1 тыс. ед. (0,93%) соответственно. Доля магазинов потребительской кооперации в общем объеме магазинов   в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 9,38 %, а в 2009 году по сравнению с 2008 г.- 2,73 %.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь