Виды розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:59, доклад

Краткое описание

Розничный торговец – это любая коммерческая организация, основная часть прибыли которой образуется за счет розничных продаж. Существует множество различных типов организаций, занимающихся торговлей в розницу, постоянно появляются все новые и новые формы продаж. Однако, на современном этапе наиболее общей схемой классификации организаций, занимающихся торговлей в розницу являются розничная торговля через магазины и внемагазинная розничная торговля.

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!!.docx

— 25.51 Кб (Скачать файл)

Розничный торговец – это любая коммерческая организация, основная часть прибыли  которой образуется за счет розничных  продаж. 
Существует множество различных типов организаций, занимающихся торговлей в розницу, постоянно появляются все новые и новые формы продаж. Однако, на современном этапе наиболее общей схемой классификации организаций, занимающихся торговлей в розницу являются розничная торговля через магазины и внемагазинная розничная торговля. 
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров) 
Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Наблюдающиеся в последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей. 
Задача правительства в дальнейшем развитии предпринимательства в рамках стратегии «Казахстан - 2030» также теснейшим образом связана с развитием торгового бизнеса, в том числе розничного. Именно хозяйственная деятельность торговых предприятий является привлекательным объектом для организации малого и среднего бизнеса, отсюда развитие торговой сети является необходимым условием нормализации экономики, снижения издержек потребления, повышения культуры торговли. 
Розничная торговая сеть классифицируется по многим признакам (таблица 1) 
Таблица 1 
Классификация розничной торговой сети

 
№ п/п

Признаки классификации  розничной торговой сети

Виды розничной торговой сети

1

По видам и особенностям устройства

Магазины, магазины, склады, павильоны, палатки, авто магазины и  др.

2

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров

Универмаги, универсамы, продовольственные  и др.

3

По формам обслуживания покупателей

Магазины самообслуживания, магазины, торгующие через прилавок, 
Магазины, торгующие по заказам покупателей и др.

4.

С учетом типа здания и особенности  его объемно-планировочного решения

Предприятия розничной торговли отдельно стоящие встроенные, пристроенные, торговые комплексы

5

По функциональным особенностям предприятия

Стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные


Примерно 80 % сети предприятий розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают  набором помещений и оборудованием, необходимым для выполнения разнообразных  торгово-технологических операций. Размещаются магазины в стационарных капитальных зданиях. 
Магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг;
  • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетно-кассовых операции);
  • прием поступивших товаров по количеству и качеству;
  • обеспечение хранения товаров;
  • выполнение операций, связанных с выкладкой и размещением товаров в торговом зале.

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные  с оказанием покупателям дополнительных услуг.  
В качестве дополнений к сети магазинов создается сеть мелких сезонных пунктов продажи товаров (палатки, киоски, ларьки). Это мелкорозничная сеть может заменять или дополнять магазины. Населенные пункты с небольшим числом жителей, где нецелесообразно строить магазины, а также специальные контингенты трудящихся, которые ведут работы в отдалении от населенных пунктов, обслуживаются средствами передвижной торговли: авто магазинами, судолавками, вагономагазинами и др. 
Как видно, из вышеуказанного существуют разнообразные виды розничной торговой сети. Выбор конкретных их видов для организации бизнеса зависит от знаний, интересов хозяйственного предпринимателя, его финансовых возможностей и местных рыночных условий.

Одно  из перспективных направлений совершенствования  розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей. 
Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли. 
Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. 
Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.  
В то же время чрезмерная специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. 
С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

  • узкоспециализированные;
  • специализированные;
  • комбинированные;
  • универсальные;
  • смешанные.

Удобна  для покупателей и специализация  на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить  комплексную покупку в одном  магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д. 
В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп 
(универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами - "Товары повседневного спроса" Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации ( Ксп) по формуле:

 

 

Qсп

Ксп =

–––

 

Qo


где Qсп - количество специализированных магазинов в населенном пункте; 
Qо - общее количество магазинов в населенном пункте. 
Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов или отношением розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов. 
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли. 
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Типизация способствует более рациональному управлению розничной торговой сети. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д. 
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади. 
Для организации сети магазинов в населенных пунктах необходимо разработать региональным органам управления (Департаментом торговли, Казпотребсоюзом). Номенклатуру типов магазинов. Она должна включать основные и дополнительные типы магазинов. 
Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. 
Действовавшая в 80-тых годах, Номенклатура типов магазинов для системы потребительской кооперации СССР предусматривала магазины типов: ""Универсам», "Универмаг", "Промтовары", "Продтовары", "Культтовары" и др., магазины с универсальным ассортиментом соответствующих товаров, а также достаточно широкий перечень товаров специализированных магазинов. 
Типы магазинов для проектирования и нового строительства, в свою очередь, делятся на типоразмеры. Так, универмаги могут иметь размеры торговой площади 3500, 6500, 11000, 15500, 22000 кв. м. 
Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Например, в последние годы в городах появились супермаркеты - крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины, оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием, в них применяется прогрессивная технология. 
В кооперативной торговле в перспективе смогут получить распространение кооперативные торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятий бизнеса: супермаркета; кафе быстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через супермаркет и другие предприятия торговли.

Постоянное  развитие и обновление розничной  торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального  размещения предприятий торговли. Они  должны как можно ближе размещаться  к населению обеспечивая высокую  эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов  в городах следует учитывать  влияние градостроительных транспортных , социальных и экономических факторов. 
К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность и ступенчатость размещения магазинов. 
Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и в первую очередь, торгующим товаром повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей. 
Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов различного торгового профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствует универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров. 
Для многих типов магазинов требуется притягательность центров торговли, чтобы привлечь достаточное количество покупателей. В городах можно выделить следующие центры:

  • городской центр, магазины, расположенные в городских центрах имеют большое преимущество, но и издержки по содержанию магазина очень велики.
  • центр населенного пункта ( небольшие городки). В таких центрах располагаются разнообразные типы магазинов, а также банки и места для отдыха и развлечений.
  • центры городских районов. Магазины, расположенные в подобных центрах продают в основном товары широкого потребления, хотя в некоторых достаточно крупных центрах имеются магазины специализированной торговли.
  • окраины городских районов. Для них характерно сочетание небольших газетных киосков и пунктов видео проката, продовольственных магазинов, магазинов по продаже товаров повседневного спроса.

В основу размещения розничной сети потребительской  кооперации положен принцип создания на территории каждого административного  района комплексной системы торгового  обслуживания. Соблюдение этого принципа позволяет населению приобретать  все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в город. 
Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обязательно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

  • районные центры - города, поселки, крупные населенные пункты, являющиеся административными, экономическими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;
  • межхозяйственные центры - малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;
  • внутрихозяйственные центры - центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а также центры производственных подразделений ( бригады и т.д.)
  • рядовые населенные пункты, представленные в основном мелкими поселениями.

В районных и межхозяйственных центрах, в зависимости  от численности населения может  быть следующий состав розничной  торговой сети: магазины "Универсам", ""Универмаг, "Продукты", "Книги", "Детский мир" и др. 
В рядовых населенных пунктах размещают магазины "Товары повседневного спроса". При малочисленности населения и нерентабельности работы магазина в рядовых населенных пунктах могут быть построены стационарные торговые предприятия в составе предприятий, объединяющий кроме магазина столовую или буфет, помещение для бытового обслуживания, для приема сельхозпродукции от населения или же открыты магазины на дому. А при невозможности создания стационарной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью авто магазинов. Передвижные средства торговли должны также широко применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ. 
Координацию и регулирование размещения розничной торговой сети на селе ведут районные потребительские кооперативы, которые возрождаются и возобновляют работу в связи с принятием Закона Республики Казахстан "О сельской потребительской кооперации".

Резюме

Процесс обращения товаров и доведения  их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической  базы предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров). 
К розничной торговле относятся все виды деятельности, связанные с реализацией товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования. 
Существует множество различных типов организаций, занимающихся торговлей в розницу, постоянно появляются все новые и новые формы продаж, корпоративные сети магазинов, потребительские кооперативы, франчайзинговые организации. 
Можно выделить: 
а) розничную торговлю через магазины; 
б) внемагазинная розничная торговля; 
в) организации, занимающиеся розничной торговлей. 
Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговой сети – ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей. 
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли. 
К основным признакам, определяющим тип магазина относятся, ассортиментный профиль и размер торговой площади.

Информация о работе Виды розничной торговой сети