Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СНЕЖАНА.docx

— 91.53 Кб (Скачать файл)

1.4. Посылочная торговля может, осуществляется как отдельными предприятиями розничной торговли (универмагами, книжными магазинами), так и предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажа товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежам.

1.5. Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в Беларуси только начинает развиваться. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Вряд ли здесь приходиться говорить о большой покупательской массе. Но все же компьютеризация белорусского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения - достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого[6, с. 527-529].

2. В зависимости от типа здания предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры.

Отдельно  стоящие   магазины   размещают   в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам. Все   помещения   встроенного   магазина   располагаются   в  габаритах жилого здания или здания иного назначения.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным   называется   магазин,   ограждающая  стена  или   стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый  центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории, в границах которой должна быть расположена стоянка для автомашин.

3.Закладывая в качестве основания классификации место торгового обслуживания, мы устанавливали привязку к месту передачи товара покупателю, а не к месту заключения договора розничной купли - продажи.

Данный вид реализуется в следующих формах:

  • непосредственная продажа товаров на дому у покупателя.
  • телевизионная торговля.
  • электронная торговля.
  • торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.

Под продажей товаров на дому понимают, что физическое лицо, независимо от того, как его называют (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.

К телевизионной торговле можно относиться как угодно, но она существует, и ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличие от зарубежной телевизионной торговли, которая существует в виде специальных торговых каналов, отечественная занимает «эфирные ниши» на телевизионных каналах - например, телевизионные магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т.д. зрителю посредством демонстрации товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.

Торговля по каталогом и с помощью проспектов, буклетов. Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические изображения, предлагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д. То же можно сказать и о проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог, как правило, посвящен: большей группе товаров - в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам прилагаются купонные книжки или вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются продавцу. Может быть предусмотрена и возможность заказа товара по телефону. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте. В проспектах также приводятся телефоны либо отрывные купоны.

Как уже отмечалось, продажа товаров по образцам является общей для торговли по месту нахождения торгового объекта и по месту нахождения покупателя.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется, возможно, самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары. Товары передаются покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором розничной купли-продажи. Дело в том, что, по   общему   правилу,   продавец,   заявляющий,   что   он   осуществляет продажу товаров по образцам, обязан предложить услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые не могут быть пущена в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Могут быть предложены другие услуги - по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию. Если покупатель отказывается от этих услуг, то в этом случае и определяются иные условия договоры розничной купли-продажи - место, способы, время передачи товара и производства оплаты[13, с. 312-314].

4. По размеру торговой площади выделяют магазины: мелкие - до 250 м², средние - от 251 до 1000 м², крупные - от 1001 до 5000 м² и особо крупные - свыше 5000 м².

5. По    методам    продажи    товаров    различают     предприятия     с индивидуальным       обслуживанием       покупателей       (через       прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

Продажа через прилавок - метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар.

Самообслуживание - метод розничной продажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Продажа товаров по образцам - метод розничной продажи, основанный на свободном доступе и выборе товаров покупателем по образцам, выставленным в торговом зале, их оплате и получении соответствующих образцам товаров с возможной доставкой на дом (по желанию покупателя).

Продажа товаров с открытой выкладкой – метод розничной продажи, при котором товары «открыто» выложены в торговом зале и к ним обеспечен свободный доступ, но окончательное обслуживание требует «вмешательства продавца»[18, с. 167-172].

6. В зависимости от ассортимента реализуемых товаров розничные торговые предприятия принято подразделять на виды (универсальные, комбинированные, специализированные, смешанные), которые с учетом целого ряда признаков (торговой площади, применяемых методов обслуживания и др.) в свою очередь подразделяются на типы (универсам, универмаг, гастроном и т. д.).

 

Таблица.1.1 – Основные типы магазинов потребительской кооперации

 

№№ п/п

Тип магазина

Варианты текста вывески

Примерная торговая площадь, м²

11.

Универмаг

Универмаг. Детский мир. Молодежный

600, 800,1000, 1200 и более

22.

Супермаркет

Супермаркет. Универсам

250, 400, 550 и более

33.

Мини-маркет

Мини-маркет. Товары повседневного спроса. Магазин

30, 50, 70, 100, 150

44.

Продтовары

Продтовары. Продукты. Продовольственные товары.

70, 100, 150, 200

55.

Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров

Хлеб. Сельхозпродукты. Овощи и фрукты. Колбасы. Мясо и молоко. Кулинария и т.п.

30, 50, 70, 100

66.

Промтовары

Промтовары. Промышленные товары

100, 150, 250, 400

77.

Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров

Хозтовары. Строительные материалы. Товары для дома. Техника. Одежда. Обувь. Подарки и т.п.

70, 100, 150, 250, 400 и более

88.

Дом торговли

Дом торговли. Торговый центр

1000, 1500 и более

99.

Фирменный магазин

Фирменный магазин. Кооператор. Дары природы. Горизонт и т.д.

100, 150

110.

Удобный (дискаунтер) магазин

Комфорт. Комиссионный магазин. Ветеран

50, 70, 100


Примечание - Источник: собственная разработка на основе [8, с.313-314]

 

7. С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

 

8. По стационарности:

  • стационарная (магазины);
  • мелкорозничная (павильоны, ларьки, киоски);
  • внемагазинная (по телефону, телевизионная, продажа на дому, по заказам);
  • передвижная (развозная, разносная)

9.По товарно-отраслевому профилю: 

  • смешанная (торговля продовольственными и непродовольственными товарами, т.е. смешанным ассортиментом товаров);
  • специализированная (торговля товарами одной или двух-трех групп или комплексом товаров);
  • узкоспециализированная (отдельными подгруппами товаров и видами товаров);
  • универсальная (торговля всеми группами или продовольственных, или непродовольственных товаров)

10. В зависимости от организационно-правовой формы розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и т. д.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из целого комплекса взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность их выполнения зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные  и   комбинированные магазины и др.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах- дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

  • сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);
  • преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);
  • применение самообслуживания;
  • использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;
  • оптимизация численности персонала.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь