Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование работы торговых организаций в рыночной среде требует наличие необходимой инфраструктуры для решения задач по ее эффективному функционированию. Достигнутый в современных условиях уровень развития инфраструктуры как в целом по потребительской кооперации, так и по отдельным потребсоюзам не соответствует требованиям нормального обращения товаров в сложившейся структуре общественного производства. Одной из составляющих инфраструктуры системы потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая не утратила своей значимости. Розничная торговля является основной отраслью деятельности потребительской кооперации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Роль и значение розничной торговой сети в обслуживании насиления ..…………………………
Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь……………………………………………..……
Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности её использования…………………….………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СНЕЖАНА.docx

— 91.53 Кб (Скачать файл)

Торговая площадь магазинов в целом по  республике в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 639,3 тыс. кв. м (22,38%), в том числе магазинов потребительской кооперации снизилась на 28,30 тыс. кв. м (2,73 %). За период с 2009 г. по 2008 г. торговая площадь по республике увеличилась на 188,20 тыс. кв. м (5,69%), в том числе по потребительской кооперации – на 1,40 тыс. кв. м (0,14%). Доля торговой площади потребительской кооперации в общем объеме торговой площади в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 7,44 %, а в 2009 году по сравнению с 2008 г.- 1,6 %.

Таким образом, на увеличение количества розничных торговых объектов повлияли следующие факторы: уровень доходов населения, увеличение численности населения, внедрение новых технологий, застройка городов, вследствие чего происходит увеличение торговых площадей[12,c. 443,454], [13,с 441,454].

 

Рисунок 1.1 – Число объектов розничной торговой сети  РБ за 2005 – 2009 гг., тыс. ед.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных

 

При изучении материально- технической базы розничной торговой сети огромное внимание уделяется проведению анализа структуры торговой сети потребительской кооперации.

Анализ структуры розничной торговой сети потребительской кооперации приведен в таблице 2.2 (Приложение А)

Число продовольственных магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 31 ед., их доля в общем объеме торговых предприятий составила 1,98%. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается снижение числа продовольственных магазинов на 46 ед. Доля данных магазинов за аналогичный период  составила 0,15%.

Наибольший удельный вес в общем количестве торговых предприятий Белкоопсоюза составляют непродовольственные магазины. Число непродовольственных магазинов в 2009 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 241 ед. За период с 2009 г. по 2008 г. число непродовольственных магазинов увеличилось на 42 ед.

Важная роль в системе потребительской кооперации отводится смешанным магазинам, однако в последние годы наблюдается тенденция снижения данного вида магазинов. В 2009 г. по сравнению с 2005 г. число магазинов снизилось на 721 ед., а в период с 2009 г. по 2008 г. – на 165 ед.

Доля магазинов смешанного вида в 2009 г. по сравнению с 2005г. снизилась на 3,61 %, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – на 0,6 %.

Также наблюдается тенденция снижения числа палаток, ларьков и т. д. за период с 2005 г. по 2009 г. на 158 ед., а с 2008 г. по 2009 г. на 26 ед.  

В целом по республике число торговых объектов  потребительской кооперации за период с 2005 г. по 2009 г. уменьшилось на 608 ед., а с 2008 г. по  2009 г. – на 195 ед.

Таким образом, наиболее распространенными видами торговых объектов потребительской кооперации Республики Беларусь являются продовольственные и непродовольственные магазины.

Преимущества магазинов перед другими элементами розничной торговой сети заключается  в концентрации широкого ассортимента товаров, обеспечении удобств покупателям при выборе и приобретении товаров, широком применении современных форм обслуживания, в создании необходимых условий для хранения и подготовки товаров  к  продаже, а также условий труда работников. Через другие пункты продажи стационарной и нестационарной торговой сети производится, как правило, продажа товаров повседневного, частого спроса. Такую торговую сеть, осуществляющую розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, а также передвижные средства развозной и разносной торговли, называют мелкорозничной. Мелкорозничная торговая сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать для ее строительства дешевые материалы. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей при выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.

Мелкорозничная торговая сеть может временно заменять магазины в районах нового жилищного строительства или дополнять их деятельность. Так, палатки и павильоны играют существенную роль в период сезонной торговли плодоовощной продукцией [5, с. 362].

 Таким образом, изучение мелкой розницы в потребительской кооперации является необходимым при определении состояния розничной торговой сети потребительской кооперации.

Оценка состояния мелкой розничной торговли потребительской кооперации по областям за 2005- 2009 гг. произведен в таблице 2.3 (Приложение А)

 

Из таблицы 2.3 видно, что количество объектов мелкой розничной торговой  сети по Брестскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 33 единицы,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1единицу. Доля объектов Брестского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  снизилась на 4,17%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 0,49%.

Количество объектов мелкой розничной торговой  сети по Витебскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 25 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5 единиц. Доля объектов Витебского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 3,73%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 0,59%.

Количество объектов мелкой розничной торговой  сети по Гомельскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 17 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2 единицы. Доля объектов Гомельского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 2,10%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 0,76.

В Гродненском облпотребсоюзе количество объектов мелкой розничной торговой  сети в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 40 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 14единиц. Доля объектов Гродненского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  снизилась на 5,25%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  снизилась на 3,73%.

По Минскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается снижение числа объектов мелкой розничной торговой сети на 20 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 5 единиц. Доля объектов Минского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 2,75%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 0,08%.

По Могилевскому облпотребсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается снижение числа объектов мелкой розничной торговой сети на 16 единиц, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.- увеличение на 1 единицу. Доля объектов Могилевского облпотребсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  увеличилась на 1,79%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 1,64%.

Количество объектов предприятий Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 7 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. изменения не наблюдалось. Доля предприятий Белкоопсоюза в общем количестве объектов Белкоопсоюза в 2009 г. по сравнению с 2005 г.  снизилась на 0,95%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г.  увеличилась на 0,16%.

В целом по Белкоопсоюзу количество объектов мелкой розничной торговой сети в 2009 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 158 единиц,  а в 2009 г. по сравнению с 2008 г на 26 единиц.

Огромное внимание при изучении состояния розничной торговой сети уделяется передвижной торговле. Передвижная торговля выполняет функции магазинной и мелкорозничной сети и имеет важное значение для обслуживания жителей сельской местности. Она используется для обслуживания жителей отдельных, малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, и является основным видом торговли при обслуживании тружеников села на полевых работах, на отдельных животноводческих фермах, в местах заготовок. Ее применяют для обслуживания массовых предприятий. Такой вид торговли максимально приближает товары к потребителям и позволяет сделать покупки с минимальными затратами времени. Передвижную торговлю осуществляют автомагазины, мотоциклеты, мотороллерные и гужевые развозки.

Автомагазины являются наиболее эффективными розничными торговыми предприятиями передвижной торговли. Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни, режимы работ и маршруты. Поэтому оценка результативности автомагазинов является неотъемлемой частью изучения розничной торговой сети[10, с. 231].

 

 Анализ автомагазинов потребительской кооперации РБ по областям за 2005- 2009 г. произведен в таблице 2 (Приложение Б)

 

В период с 2005 г. по 2009 г. происходит увеличение количества автомагазинов в целом по Белкоопсоюзу на 145 единиц, в том числе  по отдельным облпотребсоюзам: Брестский- 26 единиц; Витебский- 23 единицы; Гомельский- 22 единицы; Гродненский- 22 единицы; Минский- 32 единицы; Могилевский- 17 единиц, также произошло увеличение числа автомагазинов предприятий Белкоопсоюза на 3 единицы.

В период с 2008 г. по 2009 г. происходит увеличение автомагазинов в целом по Белкоопсоюзу на 73 единицы, в том числе  по отдельным облпотребсоюзам: Брестский- 10 единиц; Витебский- 9 единиц; Гомельский- 13 единиц; Гродненский- 10 единиц; Минский- 20 единиц; Могилевский- 8 единиц, а также произошло увеличение числа автомагазинов предприятий Белкоопсоюза на 3 единицы.

Наибольший удельный вес автомагазинов в общем количестве автомагазинов Белкоопсоюза занимает Витебский облпотребсоюз.

Также важным условием развития розничной торговли является совершенствование методов продажи товаров, в первую очередь прогрессивных. Развитию методов розничной продажи в системе потребительской кооперации отводится особая роль. Это также подтверждается принятыми на государственном уровне законодательными актами. Так, в Государственной программе возрождение и развитие села на 2005 2010г. и в Программе совершенствование деятельности потребительской кооперации на 2005-2010 г. в качестве приоритетных направлений развития социальной сферы села отмечается улучшение торгового обслуживания сельского населения, в частности возобновление работы, ранее закрытых магазинов, дополнительное открытие торговых объектов типа «мини-магазин», осуществление реконструкции и ремонта магазинов с переводом их на новые формы обслуживания, расширение форм розничной продажи товаров, формирование надёжной системы обеспечение сельских жителей товарами расширенного ассортимента и др. [18, с. 98 ].

В Республике Беларусь в системе потребительской кооперации наиболее полно используется такой метод продаж как самообслуживания.

Самообслуживание- метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно – технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с другими методами розничной продажи.

Оценка состояния метода самообслуживания произведена в таблице 2.5 (Приложение Б)

 

Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по Брестскому облпотребсоюзу увеличилось на 63 единицы, а в период с 2008 г. по 2009 г. на 18 единиц. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 1,54%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,2%.

В Витебском облпотребсоюзе в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания уменьшилась на 204 единицы, а  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 24 единицы. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. сократилась на 2,39%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,44%.

Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по Гомельскому облпотребсоюзу увеличилось на 74 единицы, а в период с 2008 г. по 2009 г. на 3 единицы. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 1,65%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 0,02%.

В Гродненском облпотребсоюзе в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания уменьшилась на 236 единиц, а  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 12 единиц. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. сократилась на 3,10%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла на 0,14%.

Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по Минскому облпотребсоюзу увеличилось на 32 единицы, а в период с 2008 г. по 2009 г. на 15 единиц. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 0,95%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,17%.

В Могилевском облпотребсоюзе в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания увеличилась на 81 единицу, а  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилось на 1 единицу. Доля магазинов самообслуживания в 2009г. по сравнения с 2005 г. возросла на 1,58%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилась на 0,06%.

Количество магазинов самообслуживания в период с 2005 г. по 2009 г. по предприятиям Белкоопсоюза уменьшилось на 15 единиц. Доля предприятий Белкоопсоюза за данный период снизилась на 0,22%.

В целом по Белкоопсоюзу в 2009 г. по сравнению с 2005 г. количество магазинов самообслуживания уменьшилось на 205 единиц, а  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 23 единицы.

Таким образом, следует отметить, что метод самообслуживания проявляет свои преимущества только при условии соблюдения целого ряда принципиальных положений:

▪ разработка оптимального планировочного решения торгового зала;

▪неограниченный вход покупателей и свободный доступ к выложенным на оборудовании товарам;

▪ использование покупателями при отборе товаров инвентарных корзин или тележек;

▪возможность получения в любое время консультации или помощи консультанта-продавца;

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь