Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации» заключается в том, что рекламная деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, приносит значительную прибыль и оказывает существенное влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3
2.Особенности рекламной деятельности в РФ……………………….4
3.Виды и особенности реклпмы………………………………………8
4.Понятия и виды ненадлежащейрекламы…………………………..15
5.Требования к содержанию рекламы……………………………….17
6.Соотношение между гос. контролем и саморегулированием участников рекламных отношений……………………………………………..….20
7. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе..25
8.Заключение…………………………………………………………..27
9.Список используемой литературы…………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Заведомо ложная реклама – реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Законодательством предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама – это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

4Требования к содержанию рекламы

Общие требования к рекламе состоят в следующем.

Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.

Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.

Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

 

В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводятся следующие изменения:

* Вводится ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ РЕКЛАМЫ  УСЛУГ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ПРЕРЫВАНИЮ  БЕРЕМЕННОСТИ. Ответственность в  том числе и рекламораспространителя.

* Устанавливаются ТРЕБОВАНИЯ К  РЕКЛАМЕ МЕТОДОВ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ.

В частности такая реклама не должна:

· содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

· содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

· создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

· содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

· создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

* Понятие «методы лечения», которое  было закреплено в ФЗ «О  рекламе», расширено и заменено  на понятие «МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ» (часть 8 статьи 24 ФЗ «О  рекламе»).

Таким образом:

· реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, для которых требуется специальная подготовка, запрещена к распространению, в т.ч. в эфире телевизионных каналов и в сети Интернет;

· реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов установленного размера и хронометража (5 сек. и 7% от площади кадра – для ТВ; 5% от рекламной площади/площади каждого кадра – для Интернета).

Ответственность в обоих случаях, указанных в данном пункте комментариев, несет в том числе и рекламораспространитель.

Учитывая, что данные изменения напрямую затрагивают деятельность телевизионных каналов, нами дополнительно была получена устная консультация ФАС касательно положений части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в новой редакции.

Суть проблемы сводится к тому, что при внесении изменений в части замены понятия «МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ» на «МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ» законодатель коренным образом изменил положения данной нормы в части требований к рекламе медицинских услуг, а именно:

ДЕЙСТВУЮЩАЯ РЕДАКЦИЯ

РЕДАКЦИЯ, ВСТУПАЮЩАЯ В СИЛУ С 01.01.14

8. Реклама лекарственных препаратов  в формах и дозировках, отпускаемых  по рецептам на лекарственные  препараты, МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ  МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА, не допускается иначе  как в местах проведения медицинских  или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных  подобных мероприятий и в предназначенных  для медицинских и фармацевтических  работников специализированных  печатных изданиях.

8. Реклама лекарственных препаратов  в формах и дозировках, отпускаемых  по рецептам на лекарственные  препараты, МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, В  ТОМ ЧИСЛЕ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ, ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ, А ТАКЖЕ МЕДИЦИНСКИХ  ИЗДЕЛИЙ, ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОТОРЫХ  ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, не допускается иначе как в  местах проведения медицинских  или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных  подобных мероприятий и в предназначенных  для медицинских и фармацевтических  работников специализированных  печатных изданиях.

Таким образом, РЕКЛАМА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ДЛЯ ОКАЗАНИЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ (А ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ВСЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ), В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭФИРЕ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ЗАПРЕЩЕНА.

По мнению специалистов ФАС системный анализ вводимых изменений позволяет сделать вывод о том, что при подготовке текста законопроекта была допущена техническая ошибка!

Но формально вышеизложенное требование вступит в силу с 01.01.2014.

Регулятор предложил определенный выход из ситуации: РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ИМИДЖЕВОЙ» РЕКЛАМЫ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ БЕЗ УКАЗАНИЯ ОКАЗЫВАЕМЫХ ИМИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ.

Напоминаем, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ Ч.8 СТ. 24 ФЗ «О РЕКЛАМЕ» НЕСЕТ И РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ.  

5 соотношения между государственным контролем и саморегулированием участников рекламных отношений

Обязательное условие успешного осуществления государственного контроля -- обладание контрольными органами достаточным объемом информации о состоянии и деятельности подконтрольных субъектов.

Данное условие последовательно воплощено в действующем законодательстве. В частности, рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), на которые возложен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в установленный срок представлять достоверные документы, объяснения в устной или письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных Федеральным законом о рекламе.

В Федеральный закон "О рекламе" включено новое и весьма перспективное направление взаимодействия государственных органов, с одной стороны, и участников рекламных отношений -- с другой, в достижении такого положения, при котором регулирующие рекламную деятельность социальные нормы неукоснительно проводились в жизнь по доброй воле, без всякого побуждения извне. Формой этого взаимодействия является договор, который придает отношениям между названными сторонами устойчивый характер, переводит их в русло постоянно действующих юридически обязательных для сторон связей. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции, вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.

Изучение нормативно-правовой основы рекламы свидетельствует о явной тенденции к строгой централизации государственного контроля, сосредоточению его главным образом в руках одного органа. Такая централизация представляется вполне целесообразной. Реклама не только новое, но и специфическое явление российской экономики. Она имеет свои отличительные признаки и регулируется особым набором нормативно-правовых актов, что требует от контролирующих инстанций не только компетентности, но и высокого профессионализма -- глубокого знания рекламы как многообразного феномена рыночной экономики и умения применять знания на практике.

Юридической гарантией осуществления полномочий федеральных антимонопольных органов является предоставленное им право доступа к информации. Сотрудники любого из федеральных антимонопольных органов в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Полученные ими сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения таких сведений причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Этот порядок установлен, в частности, гражданским, гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Особый правовой режим действует для получения сведений, составляющих государственную тайну. Сотрудники федеральных антимонопольных органов допускаются в организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются законом «О государственной тайне».

По мере развития рекламной практики на передний план все более выступает деятельность федеральных антимонопольных органов по предупреждению, профилактике ненадлежащей рекламы, случаев отступления от рекламного законодательства вообще. Вред, причиненный подобными деяниями, деформирует нормальные рыночные отношения, подрывает свободу конкуренции, а запоздалое "размахивание кулаками после драки" -- меры пресечения в виде направления участникам рекламных отношений предписаний о прекращении нарушений законодательства, решений об осуществлении контррекламы не всегда приводят к полному восстановлению нарушенных прав и интересов предпринимателей и других потребителей рекламы. В порядке профилактики работники федеральных антимонопольных органов проводят разъяснение отдельных норм и положений законодательства о рекламе в печати, по радио и телевидению, консультируют обратившихся к ним граждан и юридических лиц по конкретным ситуациям, сложившимся с реализацией этого законодательства, выступают на различных встречах (конференциях, семинарах, собраниях) с предпринимателями и другими гражданами. О росте авторитета законодательства в регулировании общественных отношений и правовой культуры людей, так или иначе связанных со сферой рекламы, свидетельствует тот факт, что из года в год увеличивается число граждан, рекламодателей, рекламопроизводителей и рекла-мораспространителей, других хозяйствующих субъектов, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов саморегулирования рекламной деятельности, общественных объединений потребителей и других, обращающихся с соответствующими запросами в федеральные антимонопольные органы.

Вторая группа -- полномочия, реализацию которых федеральные антимонопольные органы завершают не сами, а через другие компетентные органы исполнительной и законодательной власти. Они направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ