Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации» заключается в том, что рекламная деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, приносит значительную прибыль и оказывает существенное влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3
2.Особенности рекламной деятельности в РФ……………………….4
3.Виды и особенности реклпмы………………………………………8
4.Понятия и виды ненадлежащейрекламы…………………………..15
5.Требования к содержанию рекламы……………………………….17
6.Соотношение между гос. контролем и саморегулированием участников рекламных отношений……………………………………………..….20
7. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе..25
8.Заключение…………………………………………………………..27
9.Список используемой литературы…………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

           ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

         Уральский государственный экономический университет

                             Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

                                     Курсовая работа

                  по дисциплине "Предпринимательское право"

на тему: «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Исполнитель: студент гр. ЮРу-12 СВ

                                                             Курденков А С

                                                             Преподаватель: Бурлака С.Н.

 

 

                                        Екатеринбург

                                              2014 г.

 

                                              Содержание:

1.Введение………………………………………………………………3                                                                                  

2.Особенности  рекламной деятельности в РФ……………………….4

3.Виды  и особенности реклпмы………………………………………8

4.Понятия  и виды ненадлежащейрекламы…………………………..15

5.Требования  к содержанию рекламы……………………………….17

6.Соотношение  между гос. контролем и саморегулированием  участников  рекламных отношений……………………………………………..….20

7. Ответственность за нарушение  законодательства РФ о рекламе..25

8.Заключение…………………………………………………………..27

9.Список  используемой литературы…………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Понятие «реклама» стало в последние годы не только часто употребляемым и транслируемым в средствах массовой информации словом, но также и термином, вызывающим вполне определенный круг ассоциаций в экономическом, социокультурном, политическом и правовом смыслах.

Реклама стала неотъемлемым элементом нашей действительности поэтому правовое регулирование данного института и его всестороннее и комплексное освещение представляется актуальным.

Актуальность темы курсовой работы «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации» заключается в том, что рекламная деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, приносит значительную прибыль и оказывает существенное влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.

Цель работы заключается в изучении правовых основ регулирования рекламной деятельности, законодательства, регулирующего рекламную деятельность в России, основных принципов и тенденций развития правового регулирования, развитие навыков практического применения законодательства о рекламе.

Эта цель может быть достигнута путем решения ряда задач, к которым относится:

- выявление признаков рекламы;

- исследование понятия рекламы  в Российской Федерации, рассмотрение  ее функций и видов;

- анализ правовых документов о  рекламе;

- изучение особенностей недостоверной  рекламы;

- анализ деятельности правоохранительных  органов с точки зрения использования  рекламы;

- выработка рекомендаций по совершенствованию  законодательства России, регламентирующего  вопросы рекламной деятельности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.

Предметом курсовой работы является российское законодательство в сфере рекламной деятельности, материалы судебной практики в области рекламной деятельности.

Структура работы состоит из введения, двух глав, где в первой главе рассматриваются особенности рекламной деятельности в Российской Федерации. Вторая глава посвящена правовому регулированию рекламной деятельности в Российской Федерации, заключения с выводами по теме «Правовое регулирование и особенности рекламной деятельности в Российской Федерации» и списка использованных источников.

 

1. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, значение и нормативно-правовая  основа рекламы

Закон «О рекламе» от 13.03.2006г (действующая редакция от 30.01.2014г.) дает легальное определение рекламы, указывая в статья 3, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Прежде всего, в качестве рекламы может быть расценена лишь информация, которая одновременно обладает двумя признаками: изготовлена в виде отдельного рекламного продукта и распространена общедоступными способами. Рекламная информация не направлена каким-то конкретным адресатам, а предназначена для неопределенного круга лиц. Ее содержание составляют сведения о физических или юридических лицах, товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях. Распространяется реклама в любой форме -- письменной, устной, в виде схем, графиков, рисунков и иных изображений. Нет никаких ограничений также в средствах (способах) распространения рекламы. Ими могут быть любые носители информации -- газеты, плакаты, почтовые отправления и тому подобное. Как реклама трактуются даже рекламные заявления на упаковке, ярлыках и в материалах торговых точек.

Реклама тесно соприкасается с предпринимательством, обслуживает его: она несет информацию о физических или юридических лицах -- субъектах предпринимательства и о товарах -- результатах (предметах) предпринимательской деятельности.

Специфические признаки просматриваются и в источниках рекламной информации. При кажущейся простоте восприятия рекламы каждым из нас она является результатом усилий многих людей. Изначально в рекламных отношениях участвуют три субъекта: рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель -- юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; рекламораспространитель -- юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радио-, телевещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами (статья 3 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г.).

Может, конечно, складываться ситуация, когда все три участника рекламных отношений выступают в одном лице (рекламодатель сам производит и распространяет рекламную информацию) или в двух лицах (рекламодатель сам лишь производит продукцию, а распространяет ее через других лиц; возможно и такое, что одно лицо по заданию рекламодателя производит и распространяет рекламную продукцию). Однако подобное случается редко. Выдержать жесткую конкуренцию на рынке рекламы способны лишь хорошо подготовленные профессионалы, специализирующиеся на узком сегменте этого рынка. В настоящее время в России действуют больше тысячи специальных самостоятельных рекламных организаций: агентств, компаний. По оценкам специалистов, крупные рекламные агентства России обеспечивают уровень и качество рекламных услуг, соответствующие мировому стандарту. Хотя есть и хозяйствующие субъекты -- акционерные общества, унитарные предприятия и другие, в структуру которых входят свои рекламные отделы.

Рекламная информация призвана:

- формировать или поддерживать  интерес к фигурирующим в ней  физическим и юридическим лицам  и товарам;

- способствовать реализации товаров.

Конечная цель рекламной информации -- оказать влияние на потребителей рекламы.

Именно на потребителей направлены объединенные усилия рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, информационный продукт, ими изготовленный. Потребители рекламы -- это юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие на них рекламы.

Отмеченные особенности раскрывают значение рекламы как обязательного элемента рыночной экономики. Реклама формирует у потенциальных получателей и потребителей результатов предпринимательской деятельности (потребителей рекламы) представление о конкретных физических и юридических лицах -- субъектах этой деятельности, о наличии на рынке доступных товаров, инициирует спрос на них.

Формы и способы рекламной информации распространения обогащались и усложнялись по мере того, как развивались и усложнялись технические возможности распространения информации. Из всех институтов рыночной экономики рекламу выделяет, самое запоздалое нормативно-правовое регулирование. Пример рекламы убеждает, с одной стороны, в важности государственного регулирования формирующейся рыночной экономики вообще, а с другой -- в необходимости делать это своевременно, в неизбежности серьезных негативных последствий отставания нормативно-правовой основы от происходящих в жизни реальных процессов, бесконтрольности за реализацией тех правовых предписаний, которые уже имеются и должны действовать.

Самым глубинным правовым источником формирования нормативно-правовой основы рекламной деятельности является Конституция РФ. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, закрепленное в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу пункта "в" статьи 71 Конституции находится в ведении Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, в том числе связанные с получением рекламной информации, могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон "О рекламе" полностью воспринял пункта 4 статьи 15 Конституции РФ, установивший, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Уже в первые дни действия Федерального закона "О рекламе", который навел далеко не всем желательный порядок в безбрежном море рекламы, остро встал вопрос о субъектах нормотворчества, правомочных принимать государственные акты, регулирующие рекламные отношения. Казалось бы, для подобных дискуссий и тем более конфликтов отсутствует юридическая почва.

Между тем отдельные субъекты Российской Федерации издавали свои нормативные правовые акты в виде законов и в иных формах, которые были направлены на регулирование рекламных правоотношений. При этом, как показали последующие события, они исходили из того, что Федеральный закон "О рекламе" нарушил их права и потому антиконституционен.

С принятием и вступлением в силу Федерального закона "О рекламе" не утратила актуальности проблема унификации рекламного законодательства, проведения своего рода кодификации, когда бы все правовые нормы, регулирующие рекламную деятельность, были сосредоточены в одном правовом акте. Таким синтетическим законом и призван быть Федеральный закон "О рекламе". Если в ходе обновления законодательства возникает необходимость установить новые правила, регулирующие рекламную деятельность, это целесообразно делать путем внесения изменений и дополнений в Закон о рекламе.

 

2 Виды и особенности рекламы

С правовой точки зрения на основе Закона о рекламе (ФЗ «О рекламе») и Гражданского кодекса Российской Федерации можно выделить следующие виды рекламной информации.

1. По направленности на аудиторию:

- реклама, направленная на несовершеннолетних (статья 6 ФЗ «О рекламе»)

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних  к тому, чтобы они убедили родителей  или других лиц приобрести  рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних  искаженного представления о  доступности товара для семьи  с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних  впечатления о том, что обладание  рекламируемым товаром ставит  их в предпочтительное положение  перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности  у несовершеннолетних, не обладающих  рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных  ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых  для использования рекламируемого  товара навыков у несовершеннолетних  той возрастной группы, для которой  этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних  комплекса неполноценности, связанного  с их внешней непривлекательностью.

2. По территории распространения (с  точки зрения уровня правового  регулирования):

- международная;

- национальная;

- региональная;

- местная.

3. По средствам распространения:

- реклама в телепрограммах и  телепередачах (статья 14 ФЗ «О рекламе»);

В настоящее время можно считать, что как сейчас, так и в обозримом будущем телевидение выступает и будет выступать как СМИ, имеющее огромное преимущество перед всеми остальными формами рекламы, благодаря самому массовому охвату потребителей и наиболее эффективному воздействию на них, сочетающему одновременно слуховое и визуальное восприятие информации. Несмотря на массовость телеаудитории, она все же сегментирована в зависимости от каналов, времени суток, телепрограмм и географического фактора. Товар демонстрируется во всех его красках, функциональности, динамичности. Использование телевизионной рекламы, особенно высокого профессионального качества, значительно повышают престиж рекламодателей по целому ряду причин. Производство телеобъявлений может иметь высокую оперативность. Процесс восприятия радио- и телерекламы не мешает заниматься другой деятельностью. Коллективное прослушивание и просмотр передач может повышать действенность рекламы за счет сопереживания, возможности обмена мнениями и др. С другой стороны, установлено что, чем больше людей в комнате, тем меньше внимания уделяется рекламе.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ