Повышение конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Повышение конкурентоспособности предприятия 4
1.1.Понятие конкуренции 4
1.2.Методы конкуренции 6
1.3.Маркетинговые модели описания конкурентных рынков 7
1.4.Конкурентные стратегии в маркетинге 10
ГЛАВА 2. Анализ факторов конкурентоспособности ресторана 16
2.1.Краткая характеристика сети «Dolce Vita». 16
2.2. Анализ конкурентного положения «Dolce Vita» 20
2.3. Стратегический анализ «Dolce Vita» 24
ГЛАВА 3. Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ресторана 38
3.1.Организационные мероприятия 38
3.2. Развитие маркетинговой деятельности и рекламы 42
3.3. Эффективность рекламы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.13 Кб (Скачать файл)
       
       Показатели        2010 г. тыс. руб.        2011 г. тыс. руб.
       Выручка от реальных продаж        15853,4        16005,7
       Чистая прибыль        2696,3        1616,1
       Себестоимость продаж        13039,4        13877,6
       Расходы на маркетинг        28220        21150
       Остальные расходы        11120        11230

       Источник: бухгалтерская отчетность ООО «Dolce Vita»

       Из  таблицы 1 видно, что деятельность сети ресторанов протекает достаточно успешно. За 1 год на 4% возросла выручка от реализованных услуг.

       Произошел рост чистой прибыли за счет уменьшения себестоимости продукции, в связи  с переходом на отечественные  ингредиенты и уменьшения расходов на маркетинг. Несмотря на то, что расходы  на стимулирование сбыта возросли, значительно снизились расходы  на «раскрутку» новых ресторанов, что привело к незначительному  уменьшению расходов на маркетинг.

       В дальнейшем, «Dolce Vita» планирует расширить сеть ресторанов, что неизбежно приведет к увеличению расходов на маркетинг.

       Услуга, которую предоставляет сеть ресторанов и является своего рода продуктом. Основными  ее особенностями являются неосязаемость, неотделимость, непостоянство и  невозможность хранения. Для того, чтобы определить качество предоставляемой  услуги, необходимо проанализировать такие показатели как,: расположение, интерьер, экстерьер, направление кухни, качество обслуживания, ценовая политика и другие факторы.

       Для развития, руководство сети «Dolce Vita» реализует специальные программы по управлению персоналом:

    • проводит специальные программы по мотивации сотрудников, т.е. премирование лучших;
    • дает им возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице;
    • постоянно проводит мастер-классы по их обучению.

       Цена  является важнейшим фактором бизнеса, непосредственно влияющим на получение  дохода, поэтому формирование эффективной  политики ценообразования является ключевой задачей любого предприятия.

         «Dolce Vita» интенсивно использует в своей коммуникативной политике методы PR. Периодически в таких журналах «Ресторатор», «Досуг» даются статьи, в которых публикуются новости, происходящие в сети.

       «Dolce Vita» совместно со своими партнерами (например, с поставщиками) часто проводит акции по вводу новых блюд и напитков в меню. Кроме того, «Dolce Vita» имеет свой официальный сайт, на котором полностью размещено меню. Там же есть форум, на котором можно высказать свои замечания и предложения, также на сайте присутствует информация по поводу свободных вакансий, бронирование столиков в любом ресторане сети «Dolce Vita». На сайте компании публикуется информация по поводу всех мероприятий, проходящих в сети. На всех рекламных материалах всегда указывается информация о сети (адреса, телефоны, факс и адрес электронной почты).

         Анализ товарооборота позволяет  оценить достигнутые результаты, изучить динамику продаж.

       Данные  о товарообороте и его составе  в период с января по декабрь 2010 г. приведены в табл. 2.

         Таблица 2

         Оценка товарооборота за 2010 г., тыс. руб.

       
       Месяцы        Реализация  продукции собственного производства        Продажа покупных товаров
       Январь        704,83        196,43
       Февраль        480,72        113,82
       Март        419,86        100,37
       Апрель        593,7        152,59
       Май        818,74        81,52
       Июнь        932,53        149,13
       Июль        904,25        203,56
       Август        701,8        141,72
       Сентябрь        723,58        121,67
       Октябрь        701,64        106,44
       Ноябрь        702,45        110,25
       Декабрь        780,25        154,22
 

         Важным показателем, характеризующим  торгово-производственную деятельность  предприятия, является доля продукции  собственного производства в  общем объеме товарооборота. Этот  показатель за исследуемые месяцы  в среднем составил 83,7%, что является  достаточно высоким уровнем для  предприятий питания. Однако по  сравнению с июнем 2010 года доля реализации продукции собственного производства имеет тенденцию спада. Она снизилась с 90,7% до 86,2%. Наиболее вероятной причиной этого является продолжающийся рост числа новых баров и кафе.

         Табл.2 также показывает, что в марте самый невысокий уровень товарооборота, а в период с февраля по апрель наблюдается невыполнение плана. Это объясняется, в первую очередь, снижением удельного веса продукции собственного производства в общем объеме товарооборота, а также, общим сокращением числа посетителей сети ресторанов в данный период.

       2.2. Анализ конкурентного  положения «Dolce Vita»

         Наиболее известной маркетинговой  моделью описания конкуренции  на рынке, используемой в отечественной  и зарубежной литературе, является  модель пяти сил конкуренции Портера.

         Согласно исследованиям известного  английского учёного, авторитета  в области конкуренции М.Е.  Портера состояние конкуренции  на определённом рынке можно  охарактеризовать пятью конкурентными  силами:

    1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
    2. Конкуренция со стороны товаров, являщихся заменителями конкурентноспособных с точки зрения цены.
    3. Угроза появления новых конкурентов.
    4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков .
    5. Экономические возможности и торговые способности покупателей .

        (1) Каждая фирма следует своей  собственной конкурентной стратегии  для завоевания лучшей позиции  и выгод от конкурентного преимущества ;

        (2) Конкурирующие силы, возникшие  вследствие угрозы со стороны  товаров-заменителей;

        (3) Конкурирующие силы, возникшие вследствие угрозы появления новых конкурентов;

        (4) Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков;

        (5) Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.

         Прибыль побуждает конкурирующие  фирмы развивать свои стратегии,  направленные на создание конкурентных  взаимодействий.

         Черты конкурентных взаимодействий  фирм можно охарактеризовать следующим образом:

         Фирмы борются за более выгодную  рыночную позицию, которая проявляется, в конечном счёте, в стремлении каждого завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);

         Конкурирующие стратегии фирм  и пути реализации этих стратегий  различны.

       Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями  о том, что и как сработает  на этом рынке (реакция покупателей  и т.п.), и что вообще юридически законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия и т.д.).

         Часто фирмы, принадлежащие к  одной отрасли, находятся в  тесной конкурентной борьбе с  фирмами в других отраслях  из-за того, что их продукция является хорошим заменителем.

         Конкурентные силы, возникающие  вследствие наличия заменителей  товара сталкивают продавцов.

         Во-первых, цены и доступность  товаров-заменителей создают потолок  цен для производителя, в то  же время, потолок цен ограничивает  потенциальную величину прибыли.

         Во-вторых, производитель товаров  и/или услуг может выделить  товар/услугу качеством, уменьшением  цены путем сокращеня издержек  или другим способом дифференцировать  свой продукт от заменителей,  но чем больше зависят продажи  товара от изменения цен заменителей,  тем сильнее влияние конкурентных  сил заменителей.

         В-третьих, конкуренция со стороны  заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель.

         Наиболее часто упоминаемым индикатором  силы конкурентного давления  на производителя со стороны  производителей заменителей является  темп прироста продаж.

         Силы конкуренции, обусловленные  угрозой появления новых конкурентов.

         Насколько серьезной является  угроза со стороны возможного  появления на рынке новых конкурентов  зависит от двух групп факторов:

    • барьеры для входа;
    • ожидаемая реакция фирм на вновь входящих в отрасль.

         Портер отмечает существование  следующих основных барьеров для входа:

    • эффективный масштаб производства;
    • эффект ЖЦ продукции (иногда достижение низких затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время освоения товара;
    • предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам;
    • потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);
    • препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и <ноу-хау>, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;
    • доступ к каналам распределения;
    • государственные меры и политика (здесь имеются в виду законодательные правили и ограничения, применяемые на данном рынке.

         Ожидаемая реакция фирм на  вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если:

    • существующие фирмы и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;
    • существующие фирмы владеют важнейшими финансовыми средствами;
    • существующие фирмы имеют прочные связи с каналами распределения;
    • существующие фирмы хотят и могут использовать политику умеьшения цен для сохранения своей доли на рынке;
    • спрос на товар и/или услугу растет медленно;
    • для существующих фирм уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).

         Индикатором реакции фирм является  и ориентированность высшего  кадрового эшелона фирм-конкурентов,  их внимание к научным исследованиям,  развитию, рекламе, технологическому  оснащению, их мнение о себе  и о своем бизнесе.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия