Особенности предпринимательства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство Оле.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

     Вводились законодательные акты задним числом, увеличивалось число организаций, осуществляющих  контроль  над  предпринимательской  деятельностью,  росли  размеры  экономических санкций и штрафов. Основная причина стремительно меняющегося законодательства – стремление  государства  к жесткому  регулированию  предпринимательской  деятельности. В Беларуси  количество  различных  республиканских  органов  государственной  власти,  имеющих право штрафных санкций и иногда внесудебной конфискации имущества, превышает 20 организаций. А общее количество контролирующих органов по данным экспертов составляет 75. Согласно  опросу ИПМ  каждое  предприятие  за  период  октябрь 2001-октябрь 2002  в среднем проверялось 2,3  раза. При  этом  характерно, что наиболее проблемными для предпринимателей  являются  не  налоговая  инспекция  или Комитет  Государственного Контроля (КГК), а мелкие контролирующие организации – органы санитарного и пожарного надзора, милиция, различные министерства и ведомства, местные органы власти. Большинство предпринимателей (61%) отмечают, что в текущем году количество проверок осталось без изменений, почти треть (28%) констатируют даже рост числа проверок. Хозяйственные суды не обеспечивают равную защиту прав предприятий разных форм собственности. Суды зачастую отдают предпочтение защите интересов государственных предприятий и организаций.

     Согласно  опросу  Института  приватизации  и  менеджмента (ИПМ)  десять  основных проблем предпринимателей выглядят следующим образом (5 – самая высокая проблема, 1 – нет проблемы)):

     •  слишком много различных налогов (4,49);

     •  нестабильное законодательство (4,44);

     •  частые изменения в налоговой  отчетности (4,44);

     •  высокие ставки налогов (4,42);

     •  большое количество законодательных  актов (4,24);

     •  низкий покупательский спрос (3,56);

     •  многочисленные проверки контролирующих органов (3,44);

     •  неплатежи от клиентов (3,4);

     •  регулирование цен (3,25);

     •  сложность в получении лицензий (3,23).

     Как результат сложного и репрессивного  законодательства растет доля «серой экономики». В  среднем  ее удельный  вес  составляет по данным  опроса ИПМ от 25 до 40%. При этом более высокий процент теневого оборота показывают скорее малые фирмы (до 50 чел.), чем  крупные.  Больший  объем  теневого  оборота  отмечают фирмы  занятые  в  сфере  услуг – фармацевтике и медицине, сфере недвижимости и аренде помещений, разработке программ-ного обеспечения, рекламе, аудита и бухгалтерского учета. 

     В опросе ИПМ 40% предпринимателей отметили, что они изредка дают взятки, еще 40% – постоянно. При этом в Беларуси довольно широко распространено такое явление теневой экономики, как денежное вознаграждение при получении выгодных  заказов. По данным опроса 47% руководителей частных предприятий вынуждены давать комиссионные при заключении  сделок (12% –  при каждой  сделке, 20% – при каждой  второй  сделке). Малые фирмы встречаются с этим  явлением  при каждой  первой-  третьей сделке  в примерно 40% случаях. Тем не менее по данным Transparency International Беларусь не входит в число 80 наиболее коррумпированных стран.

     Однако, несмотря на  все препоны и  проблемы,  которые присущи предпринимательской деятельностью в Беларуси, большинство предпринимателей отмечают, что были бы не против, если бы их дети занимались предпринимательской деятельностью: определенно да – 22%, скорее да – 35%, скорее нет – 15%, определенно нет – 3%, затрудняюсь ответить – 25%. 

     Необходимые меры господдержки малого предпринимательства  Стимулирование развития предпринимательства со стороны белорусского государства предполагает реализацию следующих мер:

     1. Либерализация законодательства  о регистрации и ликвидации  субъектов хозяйствования. Для этого необходимо:

     •  упростить  процедуры  регистрации  и  ликвидации  предприятий  путем  введения  уведомительного,  а  не  разрешительного  принципа  регистрации,  осуществления  регистрации  по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда (50-100 МЗП) и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности.

     •  определить единый перечень документов для регистрации;

     •  закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учет в налоговые и другие органы;

     •  закрепить положение о том, что  ликвидация юридического лица может  производиться только либо по решению  собственника или уполномоченного им органа, либо по решению суда. 2. Либерализация цен:

     •  отмена регулирования рентабельности так называемых искусственных монополий;

     •  отмена  обязательного  калькулирования  себестоимости  и  ее  регистрации  в  органах  государственного управления (за исключением узкой группы предприятий - естественных монополистов);

     •  отмена обязательного экономического обоснования сделки во внешнеторговых контрактах;

     •  отмена регулирования оптовых, розничных  и импортных надбавок; 

     •  реформа  системы тарифов в энергетическом  секторе,  на  коммунальные  и  транспортные услуги.  Реформа  тарифов  не  означает  их  непрерывное  административное  увеличение вслед за увеличивающимися затратами неэффективных монополистов. 

     3.  Изменения  в  Налоговом  кодексе,  упрощающие  систему  налогообложения  и  снижающие налоговую нагрузку на МП. Ревизия  законодательства, регулирующего индивидуальную предпринимательскую деятельность, с целью упрощения порядка налогообложения и отчетности, обеспечения и защиты прав предпринимателей.

     4. Создание законодательства, регулирующего  взаимоотношения с государством (собственником) в сфере аренды нежилых помещений и  земельных участков (рыночные ставки арендной платы, отмена монополии  государства на  аренду жилых,  торговых и производственных помещений), упрощение процедур, отчуждения объектов, находящихся в республиканской собственности.

     5. Упрощение порядка сертификации  и удешевление ее процедуры. 

     6. Принятие  закона «О  едином  порядке  установления  и   применения  экономических санкций» с одновременной отменой других нормативных актов, относящихся к данной проблематике;

     7.  Активизация  системы  государственной   поддержки  предпринимательства  путем оказания  содействия  местным  властям  в  создании  инфраструктуры  центров  поддержки предпринимательства, инкубаторов малого и инновационного предпринимательства, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса;

     8. Либерализация внешнеэкономической  деятельности:

     •  отмена или сведение к минимуму тарифов на сырьевой, промежуточный и инвестиционный импорт, необходимый для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции;

     •  обеспечение  равного  доступа  всех  субъектов  к  участию  в  государственных  тендерах  на оказание услуг или поставку товаров в рамках госзаказа;

     •  отмена  государственного  вмешательства  во  внешнеэкономическую  деятельность  предприятий (установление  плановых  заданий,  минимальных  экспортных  цен,  дополнительные условия вывоза товаров и т.п.).

     Объединения (союзы)  предпринимателей,  торгово-промышленные  палаты –  важнейшие  институты  рыночной  экономики. Их  важнейшие функции –  лоббизм  путем  диалога  с властями,  партнерство  между  нанимателями  и  наемными  рабочими,  организация  деловых контактов между членами,  реализация  общих  проектов  по  обучению,  информационному обеспечению, международным  связям. По  очевидным причинам особо  важны объединения для малых предприятий.

     В Республике Беларусь  активно  действует  семь  общественных  союзов: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей (www.vyales.nsys.by), Белорусский союз предпринимателей (www.baeonline.org),  Минский союз  предпринимателей  и работодателей (www.allminsk.by), Союз предпринимателей Брестской области (www.spbo.iato.by), Ассоциация нанимателей и предпринимателей Витебской области, (www.anp2003.at.tut.by), Гродненский клуб предпринимателей, Общественное  объединение предпринимателей Могилевской области, Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства (www.yesdc.org). В рамках проекта МФК «Развитие объединений малого и среднего бизнеса» был проведен  ряд социологических опросов, характеризующих  эффективность их  работы. Выяснилось,  что,  несмотря  на  то,  то 96 %  белорусских  предпринимателей  считают,  что частный бизнес должен защищать свои интересы перед государством, а 75 % говорят о необходимости объединяться в союзы, пока лишь 10 % предпринимателей вступили в объединения. среди  недостатков  работы  объединений  предприниматели  называют  отсутствие  необходимых услуг,  плохое  информирование  членов  о  проделанной  работе,  неоказание  оперативной  помощи в экстренных ситуациях и, главное, неспособность влиять на решения властей. Вместе с тем, среди членов союзов растет число (47 %) тех, которые полностью довольны работой объединений.

     На  наш взгляд, сегодня наиболее актуальны  следующие направления работы объединений предпринимателей:

     1) улучшение информирования предпринимателей  о своей работе с помощью масс-медиа и современных интернет-ресурсов (целесообразно создание интернет-портала «Малое предпринимательство»);

     2) координация деятельности региональных  и отраслевых союзов, создание деловых бизнессетей;

     3) создание отраслевых союзов или  выделение соответствующих секций;

     4) создание  общественной  инфраструктуры  информационно-торговой  поддержки  малого бизнеса;

     5) повышение имиджа предпринимательской  деятельности;

     6) разработка и внедрение обучающих  программ по бизнесу на телевидении.

     Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.

     Реализация  мероприятий Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год, а также иных мер, принятых Правительством и Главой государства по созданию благоприятного делового климата в стране, позволили повысить вклад малого предпринимательства в развитие экономики страны.

      Рассмотрим  также вклад частных предприятий  в основные макроэкономические показатели развития национальной экономики Республики Беларусь.

      Проанализировав данные, представленные в таблице 3.1, можно сделать вывод, что количество частных предприятий с 2000 по 2009 годы имеет положительную динамику. Всего за анализируемый период количество маалых предприятий увеличилось с 28310 до 77402 единиц, или в 2,73раза. Особенно быстрыми темпами увеличение численности частных предприятий наблюдается в 2007-2009 гг. Это объясняется проводимой государственной политикой стимулирования и поддержки частного бизнеса, о которой было сказано выше. 

      Таблица 3.1 Основные экономические показатели деятельности частных предприятий Республики Беларусь[20]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число частных предприятий на конец  года, единиц 28310 27768 29044 30987 32824 33094 37660 51240 67991 77402
Списочная численность работников в среднем за год, человек 333705 334674 333112 377036 396576 404640 423813 453214 570066 691060
Средняя численность внешних совместителей, человек 27225 25916 26323 28054 24624 24748 25923 28427 36675 42509
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. 117,2 200,3 310,6 598,9 943,8 1032,7 1436,6 2749,0 4887,7 10368,1
Розничный товарооборот, включая общественное питание, млрд. рублей 211,5 463,8 690,0 863,2 1279,4 1605,2 2087,8 2845,2 6955,1 11942,8
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб. 4126,6 7912,3 12630,7 18625,0 26862,3 31768,4 43609,5 44388,2 70158,8 99662,0
Чистая  прибыль, чистый убыток (-), млрд. руб.2) 197,7 224,9 302,9 500,3 498,0 778,7 1090,6 1524,3 2831,7 2767,8
Рентабельность  реализованной продукции, работ, услуг, % 15,5 9,9 9,8 11,1 12,1 10,6 13,3 13,7 17,1 13,5

Информация о работе Особенности предпринимательства в РБ