Особенности предпринимательства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство Оле.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

     В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

     Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

     В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.

     Первая  сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность – финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт. [11. с 3-11.]

     Второй  экономический регион Италии - Северо-восточный  и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

     Третья  экономическая модель сложилась  на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.

     Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны

     В соответствии с законодательством  малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием  отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

     Таблица 1.1

Основные  организационные формы субъектов  малого бизнеса. [11, с.11]

     Страна      Организационно-правовые формы предприятий      
     Великобритания      индивидуальное  предприятие

       ассоциированные владельцы

     компании  с ограниченной ответственностью

     
     Франция      индивидуальное  предприятие 

     акционерная компания

     товарищество  с ограниченной ответственностью

     
     США      единоличное владение

     товарищество 

     корпорация

     
     Германия      индивидуальная  трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное)

     малые акционерные общества

     
 

     Субъектами  малого предпринимательства могут  быть граждане (физические) и юридические лица.

     Наибольшее  влияние на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

  • в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
  • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  • уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
  • способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
  • в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
  • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
  • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

     Анализируя  гражданское законодательство и  практику функционирования субъектов рыночной экономики в отдельных развитых странах, можно привести следующие организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1).

     Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства  является индивидуальное предприятие.

     Выводы: Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

     Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 Система государственной поддержки малого

                  бизнеса (зарубежный опыт)

     2.1. Политика стимулирования  малого бизнеса  Японии

 

     Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие предприятия играют важнейшую роль, на их долю приходится 90% общего числа компаний, около 55 % реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности.

       Однако, «светлые» перспективы в  будущем малого бизнеса не  способны обеспечить его выживаемость  в условиях рынка. Малая кредитоспособность, отсутствие первоклассных инженерных  и рабочих кадров из-за неспособности обеспечить им зарплату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, гроши, которые можно позволить выделить на НИОКР, - все это заставляет мелкие предприятия постоянно балансировать на грани краха.

     Но  ситуация в малом бизнесе могла  быть и еще хуже, если бы японское правительство не пришло на помощь. Ведь «малый бизнес - неотъемлемая часть  японской экономики, и состояние  его здоровья самым прямым образом  сказывается на самочувствии всего  экономического организма страны».

       Система государственной поддержки  малого бизнеса в Японии чрезвычайно развита и очень хорошо отложена. В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется. Еще в 1948 году в стране было создано Управление мелких предприятий как центральный правительственный орган, ответственный за разработку и проведение политики в этой области. Тогда же была создана и сеть государственных финансовых учреждений, которые предоставляют малым предприятиям льготные кредиты под определенные цели (например, на освоение новой технологии, энергосбережение, модернизацию оборудования). В 1963 г. правительство добилось принятия Основного закона о МСП, направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП". В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений. [30]

     Сегодня же Японская система поддержки предпринимательства представляется наиболее зрелой. Правовое положение малых предприятий в Японии регулируется системой специальных законов о статусе малого предприятия и льготах для него (всего 12), а также положениями о льготах для малых фирм в налоговом, внешнеторговом и отраслевом законодательствах. Имеется также специальный закон, регулирующий субподрядные отношения и входящий в систему антимонопольного законодательства. Правовой статус данных фирм регулируется Коммерческим кодексом (закон о предприятии). В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий:

      - центральное правительство (разрабатываются  программы, связанные с предоставлением  ссуд и займов, налоговых льгот);

      - местные органы власти (кредитные гарантии и страхование);

      - крупный бизнес;

      - самостоятельные объединения мелких  предприятий. 

     Стимулирование  проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних  предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и прочее.

     Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов. Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная госкорпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду. [9]

     В подавляющем большинстве случаев (80%) субсидии предоставляются исключительно на научно-технические программы, в том числе:

     - подъем технического уровня производства  малых предприятий;

     - совершенствование производственных  технологий в легкой и пищевой  промышленности;

     - разработку совместно с университетами  и НИИ новой наукоемкой продукции.

     Займы под льготные проценты предоставляются  на осуществление следующих проектов:

     - разработку принципиально новых  технологий и видов продукции;

     - возрождение малых предприятий  для развития экономики отдельных  регионов;

     - содействие технической и производственной кооперации среди предприятий малого бизнеса.

     При Министерстве внешней торговли и  промышленности Японии действуют три специализированных учреждения, которые занимаются оказанием финансовой помощи малым и средним предприятиям: Финансовая корпорация малого бизнеса, Национальная финансовая корпорация, а также банк Соко-Чукин, специально учрежденный государством для финансирования кооперативов малых и средних предприятий, а также организаций, созданных этими кооперативами. [13, с. 5]

       Государственная политика содействия  малым и средним предприятиям  включает следующие направления:

Информация о работе Особенности предпринимательства в РБ