Особенности финансов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель исследовательской работы - провести оценку особенностей финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее. Задачи исследовательской работы:
изучить экономическую сущность предприятий малого бизнеса;
определить источники финансирования малых предприятий;
произвести оценку финансов предприятий малого бизнеса и их особенности;
определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1: Описание предприятий малого бизнеса
1.1 Экономическая сущность предприятий малого бизнеса
Глава 2. Оценка эффективности использования финансов малого бизнеса на примере ООО ПКФ «Тур-Оп»
2.1 Характеристика деятельности ООО ПФК «Тур-Оп»
2.2 Оценка финансового состояния фирмы «Тур-Оп» за 2008, 2009 г.
2.3 Расчет показателей эффективности использования основных и оборотных средств
Глава 3. Рекомендации для фирмы ООО «Тур-Оп»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы исследования объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.

Таким образом, цель исследовательской работы - провести оценку особенностей финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.

Задачи исследовательской работы:

  • изучить экономическую сущность предприятий малого бизнеса;
  • определить источники финансирования малых предприятий;
  • произвести оценку финансов предприятий малого бизнеса и их особенности;
  • определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Объектом исследовательской работы является - финансы предприятий малого бизнеса. Предметом исследования является производственный и финансовый процесс финансов предприятий малого бизнеса.

Глава 1: Описание предприятий малого бизнеса

    1. Экономическая сущность предприятий малого бизнеса

 

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Управление малым предприятием существенно отличается от управления крупной корпорацией. Кроме существования отличия в количестве сотрудников, занятых в работе компаний, имеется целый ряд особенностей финансов малого бизнеса.

Одной из основных проблем малого бизнеса является привлечение инвестиций для организации предприятия или увеличения основных фондов. Частный предприниматель может использовать для этой цели собственные денежные средства, средства внешнего инвестора или получить банковский кредит. Как правило, малому предприятию необходим небольшой кредит для развития бизнеса, но большинство банков предпочитают работать с крупными компаниями, а не с малым бизнесом. Одной из причин позиции банков является «непрозрачность» малого бизнеса, работающего в нашей стране.

Кроме того, особенности финансов малого бизнеса заключаются и в том, что малое предприятие не имеет возможности выпуска ценных бумаг, которые могли бы привлечь денежные средства частных и корпоративных инвесторов.

Важной особенностью финансов малого бизнеса является небольшой объём денежных средств, которые можно использовать для развития компании. Как правило, владелец малого предприятия должен принимать решения о расходовании финансов в сжатые сроки, имея очень малый финансовый ресурс. Любое неверное решение моде привести к краху компании.

Финансовая отчетность, которая предоставляется малым предприятием в государственные органы, также отличается от финансовой отчетности крупных предприятий. Многие малые предприятия имеют право на упрощенный режим налогообложения, что позволяет сдавать меньшее число документов в налоговые органы и существенно упростить расчёт налогов.

Большинство малых предприятий, работающих в нашей стране, не могут рассчитывать на долговременные инвестиции, что также является особенностью финансов малого бизнеса. Многие малые предприятия ориентированы на сезонную работу, поэтому частные предприниматели в большей степени волнуются о том, как «протянуть» до следующего сезона, а не о том, как приобрести новое оборудование или внедрить более передовые технологии.

Жизненный цикл малого бизнеса - это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.

Задача малой фирмы с ориентацией на расширение - осуществлять его наиболее эффективным способом. Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство и множество других, в числе которых проблема финансирования - одна из самых важных. В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.

Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фирма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалансированный рост, увеличение долговых показателей, в конце концов, порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необходимо или увеличить собственный капитал, или ограничить темпы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала.

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям, - иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные различия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.

Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен; об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рис кованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остается уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изобретательность в “добыче” достаточного для деятельности объема денежных средств.

Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить.

В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации портфеля личных инвестиций для владельца небольшого бизнеса также ограничены горизонтом собственного предприятия: любая лишняя копейка тут же идет в дело. Собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и диверсифицировать свой портфель.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность, но для эффективного существования малого бизнеса нужно производить его оценку.

 

 

 

Глава 2. Оценка эффективности использования финансов малого бизнеса на примере ООО ПКФ «Тур-Оп»

 

2.1 Характеристика деятельности  ООО ПФК «Тур-Оп»

 

Основным видом деятельности фирмы ООО ПКФ “Тур-Оп». является организация туристических и деловых поездок, как в Челябинской области, так и за ее пределами. Фирмой также оказываются посреднические услуги в приобретении путевок, предлагаемых туристическими организациями. Таким образом, помимо функций туроператора (организация поездок, предоставление определенного набора туристических услуг) фирма выполняет функции турагентства - посредника между желающими приобрести путевки и ее организаторами.

Фирма также предлагает услуги по организации экскурсий, составленных по интересующих туристов темам, предоставляет транспортные услуги и услуги питания. Сезонность туристического бизнеса делает необходимым развитие и других видов деятельности - обслуживание бизнесменов, нуждающихся в организации переездов; организация так называемых шоп-туров.

Высшим органом управления общества является собрание Участников. Общество раз в год проводит годовое собрание Участников независимо от других собраний. Собрание созывается генеральным директором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2 участников. Собрание избирает из числа участников ревизионную комиссию для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Для государственной регистрации каждый из участников обязан внести не менее 50% своей доли в УК. Участник обязан полностью внести свою долю не позднее года после регистрации общества.

Ликвидация и реорганизация общества осуществляется в порядке предусмотренном действующим законодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляется путем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц, с разделением балансов и капиталов.

Допускается выделение из общества подразделений и образование нового юридического лица со своим балансом и капиталом. Общество продолжает существовать с соответствующими изменениями в активах и пассивах.

 

Таблица 2. − Основные показатели работы за 2008, 2009 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

Отклонение

Темп роста, %

Среднесписочная численность

596

615

19

103,2

Среднегодовая стоимость ОФ

13596,5

14885,5

1289

109,5

Рентабельность продукции

7,83

3,03

-4,8

38,7

Фондоотдача

8,88

6,87

-2,01

77,4

Материальные затраты

222188

156736

-65452

70,54

Амортизация

1030

1324

294

128,54

Оборачиваемость оборотных средств

7,77

6,03

-1,73

77,6

Производительность труда, тыс. руб./чел.

202,76

166,44

-36,32

82,1


 

Для проведения оценки финансового состояния в фирме ООО «Тур-Оп». Потребуется исследовать вертикальный и горизонтальный анализ баланса.

 

 

 

 

2.2 Оценка финансового состояния фирмы «Тур-Оп» за 2008, 2009 г.

 

В процессе функционирования экономического субъекта его активы и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов, а так же динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности.

 

Таблица 3. − Вертикальный и горизонтальный анализ баланса, тыс.руб.

Показатель

на начало 2009 г.

на конец 2009 г.

изменение (+,-)

 

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

удельн. вес, %

в % к велич. на нач. года

Актив

1. Запасы и затраты

4411

30,17

4467

13,75

56

-16,24

1,27

2. Дебиторская задолженность

10126

69,26

26073

80,27

15647

11,01

154,5

3. Денежные средства и  краткосрочные вложения

84

0,57

240

0,74

156

0,17

185,7

БАЛАНС

14621

100

32480

100

17859

-

122,1

Пассив

1. Капитал и резервы  в т.ч.:

2121

14,50

918

2,83

-1203

-11,67

-56,72

- уставный капитал

8

0,05

8

0,02

-

-0,03

-

- нераспределенная прибыль

2113

14,45

2113

6,5

-

-7,95

-

2. Кредиторская задолженность

11473

78,47

-

-

11473

-

-

БАЛАНС

14621

100

32480

100

17859

-

122,1

Информация о работе Особенности финансов малого предпринимательства