Особенности предпринимательства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство Оле.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)
ign="justify">      - обеспечение конкурентоспособности  путем выделения субсидий и  ссуд - прямых кредитов (Японский  банк развития выделяет их  малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов;

      - поощрение структурной перестройки,  модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие  торговле;

      - сбор и анализ информации  об экономических показателях  и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

     Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений. [9]

     Финансовая  поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета  и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

     Широкое распространение получило выделение  субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических  работников.

       Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

     Японская  система предпринимательства на государственном уровне держится на четырех структурных направлениях. Во-первых, это всякого рода специализированные государственные учреждения:

      - главное управление поддержки  МСП;

      - префектурные органы МСП; 

      - государственная корпорация развития  МСП; 

      - всеяпонский региональный центральный  комитет МСП;

      - японские и региональные торгово-промышленные палаты.

     Второй  блок - это финансовые гарантии и  финансовая помощь:

      - финансовая корпорация (59 филиалов);

      - национальные финансовые корпорации (102 филиала);

      - центральный банк торговой и  промышленной кооперации (117 филиалов);

      - корпорация страхования кредитов  МСП;

      - префектурные общества страхования  кредитов (52 филиала).

     Все эти институты работают на общегосударственном  и региональном уровнях. [13, с. 6]

     Третье  направление - что обеспечение малых  предприятий подрядными работами через ряд ассоциаций по развитию подрядных работ, а также информационное обеспечение малого бизнеса, которое выполняет всеяпонский центр содействия информатизации малых и средних предприятий и региональные центры информатизации.

     Четвертый элемент японской системы поддержки малого бизнеса - система законодательного обеспечения. Она включает целый комплекс законов, которые были приняты в послевоенный период, но не сразу, не единовременно, а вводились постепенно, начиная с закона об учреждении Государственного управления по поддержке МСП и далее:

      - система погашения займов МСП; 

      - закон о содействии модернизации  МСП; 

      - система консультаций по инвестированию  ими средств за рубежом. 

     Важно подчеркнуть - речь идет не об единовременно  действующих законах. Некоторые из них уже перестали существовать, заменены другими. Как только в Японии начинается рост безработицы в строй вступают очередные новые законы, содействующие малому и среднему предпринимательству. [13, с. 6] 
 

     Таблица 2.1

     Характерные для Японии меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса[13, с. 11]

Финансовые  организации Их доля в  Японии % их активности, направ. на поддержку МСП
Банки взаимопомощи 3 100
Банки долгосрочного кредитования 6 4
Городские банки 32 20
Доверительные сбербанки 1,5 8
Кооперативные банки 25 100
Местные коммерческие банки 54 47
 

     Таким образом, почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым предприятиям. Местные коммерческие банки половину своих кредитов предоставляют малым предприятиям; а банки взаимопомощи и кооперативные - 100% кредитов предоставляют малым предприятиям.

     На  приведенной схеме видно соотношение  роли государства и регионов, роль которых в отдельных случаях  являются превалирующей. Основу механизмов финансовой поддержки малого бизнеса в Японии составляют:

  1. мягкие займы (если обычный займ в современной Японии можно получить под 4-8%, то "мягкий займ" для МСП означает половину этой процентной ставки за использование кредита);
  2. стимулирование кооперативной деятельности МСП, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы (сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую стоянку для автомашин).
 

     Таблица 2.2

     Сопоставление финансовой поддержки на правительственном  и региональном уровнях по различным видам деятельности[13, с. 12]

техническое руководство 2 : 10
аналитические функции 1 : 1
поддержка развития новых технологий 0,01 : 100
подготовка  кадров 6 : 100
информационное  обеспечение 1 : 2
 

     Таким образом, следует отметить, что в  Японии сформировалась развитая система  государственной поддержки, которая  постоянно совершенствуется. Огромную роль в расширении финансовых возможностей малого бизнеса Японии играет система государственных гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям частными банками. Также малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

     2.2.Основные  формы государственной  поддержки малого  бизнеса в

     Японии

 

     Малые предприятия - как субъекты малого бизнеса (предпринимательства) являются слабым звеном в структуре производителей продукции и в сфере оказания услуг по сравнению с однопрофильными предприятиями, ассоциациями и т.п. организациями большого бизнеса. Владельцы и менеджеры в малом бизнесе – это сильно загруженные работой люди, находящиеся в постоянной борьбе за выживание своих предприятий. И поэтому они нуждаются в постоянной поддержке. [9]

     Малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении малого предпринимательства. Государственное стимулирование малого предпринимательства проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний. Государственная помощь малому бизнесу идет по самым различным каналам.

     Наиболее  важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

     Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

     Государственная корпорация по финансированию малого предпринимательства предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов.

     Народная  корпорация по финансированию с помощью  государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты  характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

     Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

     Безвозвратная финансовая помощь предоставляется  только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

     Займы на льготных условиях (на уровне учетной  ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство). Доля таких расходов на поддержку малого предпринимательства в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 90-х годов 0,5%, к 2003 г. снизилась до 0,2% (около 185,7 млрд. иен), а к 2006 году возросла до 0,8%. Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность. [13, с. 15]

     Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 2002 г. на эти цели было выделено 7,6 трлн. иен, в 2005 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) – 9,5 трлн. иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

Информация о работе Особенности предпринимательства в РБ