Особенности развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть особенности, основные формы и тенденции развития предпринимательства в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. осветить особенности развития предпринимательства в России, остановившись на таких вопросах как становление предпринимательства в России, предпринимательство на современном этапе;
2. обозначить основные формы предпринимательской деятельности и проблемы, существующие в ее развитии в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития предпринимательства в России 4
1.1. Сущность предпринимательства в России 4
1.2. Этапы развития предпринимательства в России 5
1.3. Предпринимательство на современном этапе 8
Глава 2. Развитие предпринимательства на примере компании «General Electric» 12
2.1. Анализ развития компании «General Electric» 12
2.2 Оценка видов деятельности при развитии компании «General Electric» 15
2.3 Общая стратегия по улучшению деятельности компании «General Electric»
19
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление:

Введение

3

Глава 1. Особенности развития предпринимательства в России

4

    1. Сущность предпринимательства в России

4

    1. Этапы развития предпринимательства в России

5

    1. Предпринимательство на современном этапе

8

Глава 2. Развитие предпринимательства на примере компании «General Electric»

12

2.1. Анализ развития  компании  «General Electric»

12

2.2 Оценка видов деятельности  при развитии компании «General Electric»

15

2.3 Общая стратегия  по улучшению деятельности компании  «General Electric»

 

19

Заключение  

22

Список используемой литературы

23


 

 

Введение

 

Предпринимательство, в  широком смысле - самостоятельная  деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.

Предпринимательство - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства

Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного  тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному  устройству, организованному на началах  рынка и формирует социальный слой общества.

В настоящее время  предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена сложным и неоднозначным восприятием категории предпринимательства в России в обществе.

Цель работы: раскрыть особенности, основные формы и тенденции  развития предпринимательства в  России.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. осветить особенности развития предпринимательства в России, остановившись на таких вопросах как становление предпринимательства в России, предпринимательство на современном этапе;
  2. обозначить основные формы предпринимательской деятельности и проблемы, существующие в ее развитии в России.

Глава 1. Особенности развития предпринимательства в России

      1. Сущность предпринимательства в России

 

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. [4, с. 56]

Главной задачей предпринимателя  является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности.

Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды. [2, с. 98]

 

      1. Этапы развития предпринимательства в России

 

Современный этап российского  предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития. [3, с.324]

Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего, отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений). [3, с. 39]

В течение 1991 года были приняты  и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.

Приняты также законы "Об иностранных инвестициях в  РСФСР", "Об ограничении монополистической  деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.

Таким образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах. [8, с. 132]

Еще недавно вопрос о  биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о  возможностях создания бирж.

1990 год принес революционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамки теоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.

19 мая 1990 г. была  зарегистрирована первая в стране  Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется  оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.

Через несколько месяцев  возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено  о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной  фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж. [5, с. 153]

Однако надо отметить, что создаваемые биржи еще  далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая  работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.

В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в  основном централизованно-фондовая система  распределения ресурсов. Решение  этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.

Освобождение цен в  условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу  же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами. [6, с. 73]

 

 

      1. Предпринимательство на современном этапе

 

В настоящее время  вопросы государственной поддержки  малых предприятий регулируются Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Необходимо признать, что большая часть его положений на практике почти не выполняется, часть из них носит декларативный характер, некоторые вступили в противоречие с нормами принятого позднее законодательства.

В настоящее время  в Правительстве Российской Федерации (Министерство экономического развития и торговли) идет разработка проекта  федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (включая внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В разработке данного законопроекта принимают участие и депутаты Государственной Думы. [9, с. 152]

Согласно положениям разрабатываемого законопроекта в сферу действия государственной поддержки предполагается включить не только малый, но и средний бизнес (в соответствии с критериями ЕС предполагается выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. По данным Росстата при использовании указанных критериев в категорию малых и средних предприятий будет включено около 94% всех юридических лиц (49% занятости, 47% доли рынка), что сопоставимо с уровнем развития малого и среднего предпринимательства развитых стран.).

Для поддержки малого и среднего предпринимательства  со стороны органов государственной  власти и местного самоуправления законопроектом будет предусмотрен широкий спектр мер финансовой, имущественной и информационной поддержки, поддержки экспорта, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Особые меры поддержки будут предусмотрены для малых предприятий, работающих в сельском хозяйстве. [1, с. 34]

Предусматривается закрепление  непосредственно в законопроекте  перечня сфер законодательства Российской Федерации, в которых органы государственной  власти и органы местного самоуправления принимают на себя обязательства предусмотреть особенности правового регулирования, в том числе:

- специальные налоговые режимы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства, упрощение налогового учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

упрощенный порядок  составления субъектами малого и  среднего предпринимательства статистической отчетности;

- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

При этом в проект федерального закона не будут включены конкретные нормы, каким-либо образом регулирующие общественные отношения в перечисленных сферах. В проект федерального закона будут включены общие принципы, на которых должна строиться дифференциация правового регулирования в указанных сферах для субъектов микро, малого и среднего бизнеса. [7, с. 156]

Информация о работе Особенности развития предпринимательства