Особенности предпринимательства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

Основные условия развития и современные проблемы предпринимательства в Республике Беларусь. Анализ зарубежного опыта предпринимательства, возможность его применения в РБ. Направления развития малого бизнеса в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЕГО ЧЕРТЫ И РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
БИЗНЕСА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) 17
2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии
2.2.Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство Оле.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

     Финансовая  поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.

     Особые  финансовые и налоговые льготы предоставляются  предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры.

     Государство оказывает содействие малому предпринимательству  в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран. С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

     Значительна роль государства в создании информационных сетей, предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

     В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

     Ощутимую  помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения, организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 2005 г. было зарегистрировано 6,7 млн. консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

     В центрах комплексного руководства  МСП при исполнительных органах  местной власти в столице, префектурах  и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Анализируя их деятельность, они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования. Эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

     Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Анализ проблем малого и среднего предпринимательства в   Республике Беларусь

     Эффективность функционирования национальной  экономики  во многом  определяется оптимальным  сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса. С середины 1970-х годов ученые и политики переоценили роль малого бизнеса в экономическом развитии. От парадигмы  концентрации  капитала перешли  к парадигме «концентрация и  динамичный (турбулентный, т. е. быстро рождается и исчезает) малый бизнес». 

     Малое  предпринимательство (МП),  оперативно  реагируя  на  изменение  конъюнктуры  рынка, придает рыночной  экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. МП дает существенную долю ВВП и обеспечивает значительную  часть рабочих мест. Его  доля  в промышленном производстве  составляет  в ФРГ  более 40 %, в США и Польше – более 50 %, а в Израиле и Скандинавии – более 70 %.  Роль и значение предпринимательства в переходной экономике

     Особое  значение малый бизнес имеет в  переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный  сектор экономики и институты  рыночной экономики. Малый бизнес обеспечивает:

     •  увеличение числа собственников, а  значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости  реформ;

     •  рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;

     •  селекция  наиболее  энергичных,  дееспособных  индивидуальностей,  для  которых  малый бизнес становится школой самореализации;

     •  создание новых рабочих мест;

     •  формирование необходимых навыков  работы на рынке и повышение квалификации;

     •  внедрение новых, зачастую рискованных  проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;

     •  мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

     •  улучшения  взаимосвязи  между  различными  секторами  экономики,  повышению  их  мобильности и  эффективности.

     Те  страны с переходной экономикой, в  которых сектор малых и средних  предприятий активно развивается, как правило демонстрируют и лучшие темпы экономического роста.

     Малое  предпринимательство  в  странах  с  переходной  экономикой,  перераспределяет ресурсы из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно. Рыночная реструктуризация госпредприятий также связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Сектор МП поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, формируя рыночную ментальность, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Вот почему проведение политики стабильных и неизменных «правил игры» и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики. Особенности развития МП в Беларуси. Несмотря  на формальное  наличие  всех  необходимых  законов  и  других  регламентирующих развитие предпринимательства инструментов и институтов, Беларусь является страной, где количество малых предприятий на тысячу человек населения очень незначительное.

     Так, число малых предприятий в Беларуси на конец 2003 г. составляет 2.5 на тысячу человек, в то время как в Украине – 5, в России – 6, в Латвии – 14, в Литве – 20, в Польше – 22, в странах  ЕС – 45,  в  США – 74.2.  Размер  малых  предприятий  в  Беларуси  немного  выше (13,2 человека), чем в промышленно развитых странах (ЕС – 6 человек, России – 9, Украине – 7).

     Видимо,  это  объясняется  тем,  что  в Беларуси  отдельно  выделяются индивидуальные предприниматели (ИП).

     ИП  на конец 2003 г. было зарегистрировано 188,8 тыс. человек, что вместе с МП и с учетом, что каждый ИП может привлекать не более трех наемных работников дает долю занятых в сфере МП и ИП около 13 % от всех занятых в экономике. Данные ООН свидетельствуют о том, что порядка 50 % трудоспособного населения мира сегодня задействовано в МП, а в ФРГ, Венгрии и Чехии занятые в малом и среднем бизнесе составляют от 65 до 75 % всего работающего населения.

     На  долю малых предприятий (по итогам 2003 года) приходится:

     •  8,4 % от общего объема промышленной продукции;

     •  9,2 % розничного товарооборота;

     •  26,1 % внешнеторгового оборота, в том  числе 18,2 % экспорта товаров.

     В объеме ВВП удельный вес малых  предприятий в 2003 году составил 8,2 %.

     В то же время на малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по республике. Так, темп роста производства промышленной продукции на этих предприятиях в 2003 году составил 122 %, в то время как  в  целом  по  республике – 106,8 %,  потребительских  товаров –  соответственно 120,1  и 107,3 %. Уровень рентабельности на этих предприятиях в 2003 году составил 11,1 % против 9,1 % в среднем по Республике.  

Рис. 3.1. Динамика развития предпринимательства [18, с. 84]

     Сфера деятельности малых предприятий  охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве. По состоянию на конец марте 2004 года удельный вес предприятий, занятых вторговле и  общественном питании,  составил 43,5 %,  в промышленности – 22,5 %,  в строительстве – 11,4 %, в транспорте – 5,5 %.

     Безусловно, что основным фактором, препятствующим развитию предпринимательства в Беларуси, являются чрезмерное государственное регулирование и макроэкономическая политика, направленная на поддержание неэффективного государственного сектора. Репрессивная налоговая система, административный частокол из сложного законодательства по лицензированию,  сертификации,  регулированию  цен  и формированию  себестоимости,  частые проверки большого количества контролирующих органов, перманентные перерегистрации и другие  административные  ограничения  делают формирование  и  развитие  частного  сектора крайне затруднительным.  Малый бизнес в региональном (областном) распределении Уровень  развития малого  предпринимательства  в  регионах  во многом  зависит  от  таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей. Основной проблемой регионального предпринимательства  является неравномерность распределения МП. Практически  во всех регионах малые предприятия  примерно  на 50 %  сосредоточены  в  областных  центрах. На 1000 жителей в среднем приходится: в областных центрах – 4 МП, в областях – около 2-х, в Минске – 8. Есть районы, где численность зарегистрированных юрлиц не превышает 10, а ИП – 100 чело-век. В Минске и Минской области сконцентрировано 55 % и 10 % соответственно от общего количества МП по стране. Это объясняется тем, что столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры. Денежные доходы населения Минска и Минской области в сред-нем в три раза превышают доходы населения других областей. Среднемесячная заработная плата в столице в среднем на 30 % выше, чем в целом по республике. Среди остальных областей по количеству МП лидируют Гомельская и Могилевская области – 8 % от общего количества по республике. Слабо развит  этот  сектор  экономики  в малых  городах и  сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. д. 

     Рейтинг регионов (областей и г. Минска) по уровню развития малого предпринимательства, подготовленный Рейтинговым агентством БГУ, представлен на рис. 3.2). Рейтинг показывает, что наиболее динамично развивается малый бизнес  в регионах, граничащих с Россией – в Витебской и Могилевской областях (рис. 3.2). Однако индексы эффективности  у  них  невысокие.  Низкий  показатель  индекса  эффективности  у  Гомельской области, при том, что структурный потенциал у нее выше, чем в других областях. Наиболее высокие показатели индекса  эффективности у Минска и Минской области, при  этом у них индекс эффективности выше структурного потенциала. У Брестской и Гродненской областей близки показатели индексов эффективности и структурного потенциала. 

     Наиболее  важные  задачи для преодоления  межрегиональной дифференциации в развитии малого предпринимательства следующие:

     1)  государственное  стимулирование  инициативы местных  властей  (налоговое – налоги от МП остаются  уместных  властей,  административное –  доведение  индикативных  показателей  по развитию МП, регулярная публикация детальных рейтингов регионов по развитию МП);

     2)  активизация  работы  областных   межведомственных  комиссий  по  поддержке  и  развитию малого  предпринимательства, созданных  в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2003 года;

     3)  эффективная инфраструктура поддержки  малого предпринимательства   в  регионах могла бы быть  создана на основе развитых  инфраструктур АСБ «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белпромстройбанка»,  которые могли бы в своих  филиалах создать отделы поддержки  малого  бизнеса (консалтинг,  помощь  в  регистрации,  кредитование).  Это  кстати позволило бы занять избыточный персонал банков.

Рис. 3.2. Развитие МП регионов [11. с. 3] 

     Для  развития  важно  создание  институциональной  среды,  обеспечивающей  защиту прав собственности, низкие барьеры входа-выхода, а также создание условий, обеспечивающих  доступность  капитала,  новых  знаний  и  управленческого  опыта. При  этом  ключевыми элементами являются реструктуризация предприятий и обеспечение широких возможностей доступа частного сектора к ресурсам. 

     Политика, проводимая в отношении нового частного  сектора, характеризуется непоследовательностью. С одной стороны, предпринимались определенные действия, направленные  на  поддержку  малого  бизнеса. С другой  стороны,  повышались  барьеры  входа-выхода для  бизнеса,  и  усиливалось  административное  внесудебное  вмешательство  в  деятельность частных предприятий. Законы и другие нормативные акты подвергались частым изменениям.

Информация о работе Особенности предпринимательства в РБ